kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тайна исчезновения знаков препинания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед Вами урок комплексного применения знаний и умений по теме "Тайна исчезновения знаков препинания".

Урок составлен с учетом требований ФГОС и возрастных особенностей учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

-расширение (углубление) представлений о функциях  знаков препинания, известных учащимся 5-х классов;

-формирование умения пользоваться знаками препинания на письме;

Воспитательные:

- содействие в ходе урока воспитанию уважения к родному языку;

Развивающие:

- развитие навыков устной и письменной речи;

-развитие познавательного интереса учащихся.

Планируемые образовательные результаты: ребята научатся видеть и правильно расставлять знаки препинания в готовом тексте, использовать знаки препинания в своих текстах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тайна исчезновения знаков препинания »

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме «Тайна исчезновения знаков препинания» (30.04.14)



Тема урока

Тип урока

Дата

Образовательные ресурсы

Цели урока

Формы и

методы обучения

Основные термины и понятия

Планируемые образовательные результаты

Деятельностные

Содержательные

«Тайна исчезновения знаков препинания»

Урок комплексного применения знаний и умений (закрепление и углубление знаний)

30.04.14

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2-х ч. /

Т.А. Ладыженская,

М.Т. Баранов,

Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение , 2012.

-Создание условий для усвоения темы;

-развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности;

-развитие мыслительных операций школьников;

-развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления;

-развитие навыков адекватной самооценки.


Образовательные:

Расширение (углубление) представлений о функциях знаков препинания, известных учащимся 5-х классов;

-формирование умения пользоваться знаками препинания на письме;

Воспитательные:

- содействие в ходе урока воспитанию уважения к родному языку;

Развивающие:

- развитие навыков устной и письменной речи;

-развитие познавательного интереса учащихся.



Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.


Пунктуация, точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, функция

Научатся видеть и правильно расставлять знаки препинания в готовом тексте, использовать знаки препинания в своих текстах.


Организационная структура урока

Этап

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия на уроке

Планируемые результаты (Личностные, предметные, метапредметные УУД)


IОрганизационный этап.

Цель этапа: включение учащихся

в деятельность.

-Здравствуйте, ребята! Зовут меня Мария Владимировна. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать сыщиками детективного агентства и раскрыть одно громкое дело.

Подготовка класса к работе.




фронтальная

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель этапа:

Постановка целей учебной деятельности.

Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.


















-Недавно мне пришло письмо из города Знакова с просьбой о помощи. Давайте его прочитаем и выясним, что же у них случилось.

Уважаемые сыщики!

В последнее время в нашем городе творится что-то странное – исчезают знаки препинания!

Сначала мы потеряли проворную труженицу Запятую – стали бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Не справившись с эмоциями, исчез и наш чувствительный друг Знак восклицательный, и все жители начали говорить тихо, с одной интонацией. Нас уже ничто не радовало и не возмущало, мы ко всему относились без эмоций.

Затем не стало и вечного почемучки Знака вопросительного. Мы перестали задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали у нас любопытства.

Ещё через пару дней мы потеряли нашу блюстительницу порядка Точку, а вместе с ней и сон. В городе началась настоящая паника!

Просим вас разыскать наших друзей и навести порядок в городе.

С уважением, знаковцы.

(А.М.Каневский «О пользе знаков препинания»).

- Уважаемые сыщики, что же произошло в городе Знакове? Как вы поняли нашу проблему?

- Какое интересное словосочетание: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ! Давайте его исследуем.

Какая буква в нем пропущена?

-Проверим по орфографическому словарю.

-Узнаем значение словосочетания в толковом словаре.

-Подберем синонимы к слову препинание.


-Поразмышляем: почему знаки препинания - это препятствия.






-Сколько знаков препинания в русском языке. Посчитайте их (про себя).



-Какие из них пропали в городе Знакове?

- А вам когда-либо приходилось терять знаки препинания? В каких ситуациях?



-Представьте себя на месте тех, кто читал ваши работы и сообщения. С какими трудностями они столкнулись?


- Уважаемые сыщики, знаковцы такие молодцы! Они первые забили тревогу, но это проблема касается и нас с вами.

Чем же мы можем помочь жителям города Знакова?


-А сейчас каждый лично для себя ответит на вопрос: С какой целью я буду искать знаки препинания? Зачем они мне нужны? (Записывает версии на доске)


- Каждый из вас по-своему прав. К этому мы вернемся в конце расследования и, возможно, дополним запись.

Ставят цели, формулируют

Проблему (затруднение) и пути её решения.































-Знаковцы потеряли знаки препинания.


- Е

Один ученик проверяет.

Зачитывает.


-Препятствие, преграда, остановка.

-При произношении мы делаем паузу после ЗП, останавливаемся. Они разделяют, проводят границу между предложениями и частями предложений.

- 10 (один ученик записывает на доске→сверяют)


,!?.


- В письменных работах, при общении в соц.сетях, в смс-сообщениях и т.д.


-Скорее всего, им не всегда был понятен смысл написанного.





- Мы разыщем знаки препинания.

- Знаки препинания помогают мне грамотно выразить свои мысли, они делают текст понятным, наполненным смыслом.



фронтальная

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Постановка вопросов (К)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.)


III Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

- Мы начинаем расследовать наше дело под названием «Тайна исчезновения знаков препинания».

Можем ли мы, не зная правил постановки знаков препинания, разыскать их в тексте или в отдельном предложении?

-Значит, чем мы вооружимся, прежде чем отправиться в путь?


-Вы правы. Наше первое испытание – вспомнить правила постановки знаков препинания.

- Каждый возьмите в руки белые листы с таблицей, ознакомьтесь с ней. (Что в первом столбике?) Заполните второй столбик таблицы: «Знаю о правилах постановки знаков препинания следующее…». У вас 3 минуты.

- Внимание. Сравните записи друг с другом, допишите то, чего у вас нет.

-Проверьте записи по эталону. Кто считает, что ничего не забыл?

-Допишите то, чего не хватает в 3-й столбик: «Узнал о правилах постановки знаков препинания следующее…».

-Оцените свою работу по указанным критериям. Поставьте баллы.






-Нет.


- Знаниями!







Выполняют задание.






- …

Дополняют материал таблицы.

фронтальная, парная, индивидуальная

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)


IV Первичное закрепление

- Вооружившись знаниями, отправляемся на поиски знаков препинания. Предлагаю разделиться на 3 отдела: следователи, криминалисты, психологи.

- Вручаю начальникам отделов листы с заданиями. (Роли распределены на перемене: начальник отдела, регистратор, аналитик, докладчик).

- Внимание! Задание, общее для всех отделов: отыскать и вернуть знаки препинания! А какие именно, вы поймете, ознакомившись с материалами дела. Приступайте к работе. У вас 5 минут.


1.Отдел следователей отправляется на поиски Запятой. Работают со стихотворением

Б. Заходера. (Карточка). + слайд с мультфильмом. → Обсуждение того, как меняется смысл сказанного в зависимости от постановки запятой (вместе).

2. Отдел криминалистов отправляется на поиски Точки. Работают с устойчивыми сочетаниями слов. (Карточка).

3.Отдел психологов отправляется на поиски Восклицательного знака. Работают с отдельными предложениями (Карточка).

! (По мере того, как ребята выполняют задания, знаки появляются на доске в виде героев-игрушек).


- Прошу докладчиков сделать отчет о проделанной работе.









Выполняют задания по группам, обмениваются полученными результатами.





















фронтальная, групповая, индивидуальная












Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)


V Творческое применение знаний в новой ситуации

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

учебной деятельности

- Какой знак остался?

Где же он может быть? (Раздается телефонный звонок. Учитель разговаривает, кладет трубку).

- Звонил вопросительный знак. Он решил немного «повредничать»: сказал, что просто так не вернется.

Но без него мы не сможем завершить наше дело. Что мы можем сделать, чтобы он вернулся?


- Я предлагаю каждому отделу придумать способ, как вернуть вопросительный знак. Время выполнения задания - 3 мин.


- Устно оцените свою работу в баллах по тем же критериям.

- Вопросительный.









Предлагают варианты.


Выполняют и презентуют свои работы. Возвращают вопросительный знак.

Оценивают свою работу.

групповая

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)


VI Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Уважаемые сыщики, наша миссия выполнена: знаки препинания найдены. Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале расследования: Зачем нам нужны знаки препинания?

- Теперь устно подсчитаем сумму баллов, заработанных за 3 задания.

-Вы прошли проверку и теперь по праву можете считаться сыщиками!

- Друзья, дело закрыто и отправляется в архив! Спасибо за работу!

- А напоследок предлагаю вам такое замысловатое высказывание: Учиться _ нельзя _ лениться! Где поставить в нём запятую – решать вам!

Обобщают сказанное. (ЗП позволяют выразить смысл, и смысл высказывания меняется в зависимости от их постановки).






Подсчитывают

фронтальная, индивидуальная

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)


Приложение.

Таблица. Правила постановки знаков препинания.

Знак препинания

Знаю о правилах постановки знака препинания следующее…


Узнал о правилах постановки знака препинания следующее…


.

- Ставится в конце повествовательного или побудительного предложения, которое требует спокойной интонации;

- отделяет предложения внутри текста;

-указывает на законченность мысли.


,

-Разделяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного; выделяет обращения;

-указывает на незаконченность мысли;

-требует умеренной паузы.


!

-Отделяет предложения внутри текста;

- указывает на законченность мысли;

-указывает на конец восклицательного предложения, требующего определенной эмоциональной окраски.


?

-Отделяет предложения внутри текста;

-указывает на конец предложения, в котором заключен вопрос;

-требует вопросительной интонации.




Оцените свою работу

Критерии оценивания

Баллы

Успешно справился с заданием

3 балла

Справился, но были некоторые затруднения

2 балла

В основном справился

1 балл

Карточки с заданиями

Задания для отдела следователей

1. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЧИТАЕТ ЗАДАНИЕ.

Прочитайте текст. Всё ли понятно? Чего не хватает? Расставьте необходимые знаки, прочитайте выразительно текст, о чём он?


Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку

Старый дед

Влетел в окно

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

«Вот что значит

Запятая!» Б. Заходер


2. ОТДЕЛ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ, ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. РЕГИСТРАТОР ОФОРМЛЯЕТ ЗАПИСИ.


3. ДОКЛАДЧИК ГОТОВИТ ОТВЕТ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ:

Наш отдел работал со стихотворением Бориса Заходера. Сначала смысл текста нам был __________________.

Мы расставили ___________________________ и получили следующий текст (зачитывает стихотворение с учётом

(Знак препинания)

расставленных знаков препинания). Смысл стихотворения заключается _________________________________________.

(В чём?)

Таким образом, в результате работы мы отыскали ____________________________________________________________.

(Знак препинания)


4. АНАЛИТИК ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ И ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО СЫЩИКА.



Успешно справился с заданием

(3 балла)

Справился, но были некоторые затруднения

(2 балла)

В основном справился (1 балл)

Начальник отдела




Регистратор




Докладчик




Аналитик




Задания для Отдела криминалистов

1. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЧИТАЕТ ЗАДАНИЕ.


«Уважаемые сыщики, я не только знак препинания, но ещё и слово, с которым образовано несколько устойчивых сочетаний, которые захватили меня в заложники и держат внутри предложений. Найдите устойчивые сочетания в предложениях, объясните их значение, тогда меня отпустят!»

1. Его точка зрения мне показалась интересной. _______________________________________________________________________________

2. Я решил всё выяснить и поставить точку в этом запутанном деле. ______________________________________________________________

3. Он попал в самую точку, подарив мне на день рождения телескоп. _____________________________________________________________

4. Давайте расставим все точки над и! _______________________________________________________________________________________

5. «Точка в точку!» - прокомментировал мою работу учитель. ___________________________________________________________________


2. ОТДЕЛ НАХОДИТ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ И ОБЪЯСНЯЕТ ИХ ЗНАЧЕНИЕ, РЕГИСТРАТОР ОФОРМЛЯЕТ ЗАПИСИ.


3. ДОКЛАДЧИК ГОТОВИТ ОТВЕТ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ:

Наш отдел отыскал внутри предложений следующие устойчивые сочетания (зачитывает устойчивое сочетание и объясняет его значение).

Все они образованы со словом ____________________.

(Каким?)

Таким образом, в результате работы мы отыскали ____________________________________________________________.

(Знак препинания)



4. АНАЛИТИК ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ И ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО СЫЩИКА.



Успешно справился с заданием

(3 балла)

Справился, но были некоторые затруднения

(2 балла)

В основном справился (1 балл)

Начальник отдела




Регистратор




Докладчик




Аналитик




Задания для отдела психологов

1. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЧИТАЕТ ЗАДАНИЕ.

Известно, что этот знак способен передавать множество чувств и эмоций. Какой это знак? Какие эмоции и чувства он передаёт в приведенных ниже предложениях?

1. Смилуйся, государыня рыбка( ) ________________________

2. Ну что за шейка, что за глазки( ) Какие пёрышки( ) Какой носок( ) ___________________

3. Ах ты, мерзкое стекло( )

Это врёшь ты мне назло( ) ____________________


4. Дурачина ты, простофиля( )

Не умел ты взять выкупа с рыбки( ) _______________________


Если у вас осталось время, то определите, из какого произведения эти строки и кто их автор.

Злость

Гнев

Восторг

Возмущение

Ненависть

Укор

Недоумение

Раздражение

Зависть

Презрение

Подозрительность

Тревожность

Страх

Волнение

Уныние

Одиночество

Грусть

Просьба

Разочарование

Боль

Застенчивость

Усталость

Глупость

Смущение

Неудобство

Сожаление

Удивление

Изумление

Оптимизм

Гордость

Счастье

Радость

Восхищение

Удовольствие

Мечтательность

Очарование

Надежда

Интерес

Спокойствие

Любовь

Дружелюбие

Симпатия

2. ОТДЕЛ РАССТАВЛЯЕТ НЕДОСТАЮЩИЙ ЗНАК И УКАЗЫВАЕТ ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ, ПЕРЕДАННЫЕ ИМ. РЕГИСТРАТОР ОФОРМЛЯЕТ ЗАПИСИ.


3. ДОКЛАДЧИК ГОТОВИТ ОТВЕТ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ:

В каждом предложении мы расставили ___________________________ и определили, какие чувства он передаёт (поясняет). (Знак препинания)

Таким образом, в результате работы мы отыскали ____________________________________________________________.

(Знак препинания)


4. АНАЛИТИК ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ И ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО СЫЩИКА.




Успешно справился с заданием

(3 балла)

Справился, но были некоторые затруднения

(2 балла)

В основном справился (1 балл)

Начальник отдела




Регистратор




Докладчик




Аналитик







12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тайна исчезновения знаков препинания

Автор: Спицына Мария Владимировна

Дата: 18.11.2014

Номер свидетельства: 132393

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Тайна исчезновения знаков препинания""
    ["seo_title"] => string(39) "taina_ischeznoveniia_znakov_prepinaniia"
    ["file_id"] => string(6) "555730"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1597334955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства