Перед Вами урок комплексного применения знаний и умений по теме "Тайна исчезновения знаков препинания".
Урок составлен с учетом требований ФГОС и возрастных особенностей учащихся.
Цели урока:
Образовательные:
-расширение (углубление) представлений о функциях знаков препинания, известных учащимся 5-х классов;
-формирование умения пользоваться знаками препинания на письме;
Воспитательные:
- содействие в ходе урока воспитанию уважения к родному языку;
Развивающие:
- развитие навыков устной и письменной речи;
-развитие познавательного интереса учащихся.
Планируемые образовательные результаты: ребята научатся видеть и правильно расставлять знаки препинания в готовом тексте, использовать знаки препинания в своих текстах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Пунктуация, точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки, функция
Научатся видеть и правильно расставлять знаки препинания в готовом тексте, использовать знаки препинания в своих текстах.
Организационная структура урока
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Планируемые результаты (Личностные, предметные, метапредметные УУД)
IОрганизационный этап.
Цель этапа: включение учащихся
в деятельность.
-Здравствуйте, ребята! Зовут меня Мария Владимировна. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать сыщиками детективного агентства и раскрыть одно громкое дело.
Подготовка класса к работе.
фронтальная
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
Метапредметные результаты.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель этапа:
Постановка целей учебной деятельности.
Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности.
-Недавно мне пришло письмо из города Знакова с просьбой о помощи. Давайте его прочитаем и выясним, что же у них случилось.
Уважаемые сыщики!
В последнее время в нашем городе творится что-то странное – исчезают знаки препинания!
Сначала мы потеряли проворную труженицу Запятую – стали бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Не справившись с эмоциями, исчез и наш чувствительный друг Знак восклицательный, и все жители начали говорить тихо, с одной интонацией. Нас уже ничто не радовало и не возмущало, мы ко всему относились без эмоций.
Затем не стало и вечного почемучки Знака вопросительного. Мы перестали задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали у нас любопытства.
Ещё через пару дней мы потеряли нашу блюстительницу порядка Точку, а вместе с ней и сон. В городе началась настоящая паника!
Просим вас разыскать наших друзей и навести порядок в городе.
С уважением, знаковцы.
(А.М.Каневский «О пользе знаков препинания»).
- Уважаемые сыщики, что же произошло в городе Знакове? Как вы поняли нашу проблему?
- Какое интересное словосочетание: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ! Давайте его исследуем.
Какая буква в нем пропущена?
-Проверим по орфографическому словарю.
-Узнаем значение словосочетания в толковом словаре.
-Подберем синонимы к слову препинание.
-Поразмышляем: почему знаки препинания - это препятствия.
-Сколько знаков препинания в русском языке. Посчитайте их (про себя).
-Какие из них пропали в городе Знакове?
- А вам когда-либо приходилось терять знаки препинания? В каких ситуациях?
-Представьте себя на месте тех, кто читал ваши работы и сообщения. С какими трудностями они столкнулись?
- Уважаемые сыщики, знаковцы такие молодцы! Они первые забили тревогу, но это проблема касается и нас с вами.
Чем же мы можем помочь жителям города Знакова?
-А сейчас каждый лично для себя ответит на вопрос: С какой целью я буду искать знаки препинания? Зачем они мне нужны? (Записывает версии на доске)
- Каждый из вас по-своему прав. К этому мы вернемся в конце расследования и, возможно, дополним запись.
Ставят цели, формулируют
Проблему (затруднение) и пути её решения.
-Знаковцы потеряли знаки препинания.
- Е
Один ученик проверяет.
Зачитывает.
-Препятствие, преграда, остановка.
-При произношении мы делаем паузу после ЗП, останавливаемся. Они разделяют, проводят границу между предложениями и частями предложений.
- 10 (один ученик записывает на доске→сверяют)
,!?.
- В письменных работах, при общении в соц.сетях, в смс-сообщениях и т.д.
-Скорее всего, им не всегда был понятен смысл написанного.
- Мы разыщем знаки препинания.
- Знаки препинания помогают мне грамотно выразить свои мысли, они делают текст понятным, наполненным смыслом.
фронтальная
Метапредметные результаты
Целеполагание (Р)
Постановка вопросов (К)
Предметные результаты
Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)
Формулирование проблемы (П – лог.)
III Актуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
- Мы начинаем расследовать наше дело под названием «Тайна исчезновения знаков препинания».
Можем ли мы, не зная правил постановки знаков препинания, разыскать их в тексте или в отдельном предложении?
-Значит, чем мы вооружимся, прежде чем отправиться в путь?
-Вы правы. Наше первое испытание – вспомнить правила постановки знаков препинания.
- Каждый возьмите в руки белые листы с таблицей, ознакомьтесь с ней. (Что в первом столбике?) Заполните второй столбик таблицы: «Знаю о правилах постановки знаков препинания следующее…». У вас 3 минуты.
- Внимание. Сравните записи друг с другом, допишите то, чего у вас нет.
-Проверьте записи по эталону. Кто считает, что ничего не забыл?
-Допишите то, чего не хватает в 3-й столбик: «Узнал о правилах постановки знаков препинания следующее…».
-Оцените свою работу по указанным критериям. Поставьте баллы.
-Нет.
- Знаниями!
Выполняют задание.
- …
Дополняют материал таблицы.
фронтальная, парная, индивидуальная
Метапредметные результаты
Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)
IV Первичное закрепление
- Вооружившись знаниями, отправляемся на поиски знаков препинания. Предлагаю разделиться на 3 отдела: следователи, криминалисты, психологи.
- Вручаю начальникам отделов листы с заданиями. (Роли распределены на перемене: начальник отдела, регистратор, аналитик, докладчик).
- Внимание! Задание, общее для всех отделов: отыскать и вернуть знаки препинания! А какие именно, вы поймете, ознакомившись с материалами дела. Приступайте к работе. У вас 5 минут.
1.Отдел следователей отправляется на поиски Запятой. Работают со стихотворением
Б. Заходера. (Карточка). + слайд с мультфильмом. → Обсуждение того, как меняется смысл сказанного в зависимости от постановки запятой (вместе).
2. Отдел криминалистов отправляется на поиски Точки. Работают с устойчивыми сочетаниями слов. (Карточка).
3.Отдел психологов отправляется на поиски Восклицательного знака. Работают с отдельными предложениями (Карточка).
! (По мере того, как ребята выполняют задания, знаки появляются на доске в виде героев-игрушек).
- Прошу докладчиков сделать отчет о проделанной работе.
Выполняют задания по группам, обмениваются полученными результатами.
фронтальная, групповая, индивидуальная
Метапредметные результаты
Контроль (Р)
Оценка (Р)
Коррекция (Р)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Предметные результаты
Действие по аналогии (П)
Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)
V Творческое применение знаний в новой ситуации
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности
- Какой знак остался?
Где же он может быть? (Раздается телефонный звонок. Учитель разговаривает, кладет трубку).
- Звонил вопросительный знак. Он решил немного «повредничать»: сказал, что просто так не вернется.
Но без него мы не сможем завершить наше дело. Что мы можем сделать, чтобы он вернулся?
- Я предлагаю каждому отделу придумать способ, как вернуть вопросительный знак. Время выполнения задания - 3 мин.
- Устно оцените свою работу в баллах по тем же критериям.
- Вопросительный.
Предлагают варианты.
Выполняют и презентуют свои работы. Возвращают вопросительный знак.
Оценивают свою работу.
групповая
Метапредметные результаты
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
Личностные результаты
Самоопределение (Л)
VI Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)
Цель этапа:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Уважаемые сыщики, наша миссия выполнена: знаки препинания найдены. Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале расследования: Зачем нам нужны знаки препинания?
- Теперь устно подсчитаем сумму баллов, заработанных за 3 задания.
-Вы прошли проверку и теперь по праву можете считаться сыщиками!
- Друзья, дело закрыто и отправляется в архив! Спасибо за работу!
- А напоследок предлагаю вам такое замысловатое высказывание: Учиться _ нельзя _ лениться! Где поставить в нём запятую – решать вам!
Обобщают сказанное. (ЗП позволяют выразить смысл, и смысл высказывания меняется в зависимости от их постановки).
Подсчитывают
фронтальная, индивидуальная
Метапредметные результаты
Умение выражать свои мысли (К)
Предметные результаты
Рефлексия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Личностные результаты
Самооценка на основе успешности (Л)
Приложение.
Таблица. Правила постановки знаков препинания.
Знак препинания
Знаю о правилах постановки знака препинания следующее…
Узнал о правилах постановки знака препинания следующее…
.
- Ставится в конце повествовательного или побудительного предложения, которое требует спокойной интонации;
- отделяет предложения внутри текста;
-указывает на законченность мысли.
,
-Разделяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного; выделяет обращения;
-указывает на незаконченность мысли;
-требует умеренной паузы.
!
-Отделяет предложения внутри текста;
- указывает на законченность мысли;
-указывает на конец восклицательного предложения, требующего определенной эмоциональной окраски.
?
-Отделяет предложения внутри текста;
-указывает на конец предложения, в котором заключен вопрос;
-требует вопросительной интонации.
Оцените свою работу
Критерии оценивания
Баллы
Успешно справился с заданием
3 балла
Справился, но были некоторые затруднения
2 балла
В основном справился
1 балл
Карточки с заданиями
Задания для отдела следователей
1. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЧИТАЕТ ЗАДАНИЕ.
Прочитайте текст. Всё ли понятно? Чего не хватает? Расставьте необходимые знаки, прочитайте выразительно текст, о чём он?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
«Вот что значит
Запятая!» Б. Заходер
2. ОТДЕЛ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ, ГДЕ ПОСТАВИТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. РЕГИСТРАТОР ОФОРМЛЯЕТ ЗАПИСИ.
3. ДОКЛАДЧИК ГОТОВИТ ОТВЕТ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ:
Наш отдел работал со стихотворением Бориса Заходера. Сначала смысл текста нам был __________________.
Мы расставили ___________________________ и получили следующий текст (зачитывает стихотворение с учётом
(Знак препинания)
расставленных знаков препинания). Смысл стихотворения заключается _________________________________________.
(В чём?)
Таким образом, в результате работы мы отыскали ____________________________________________________________.
(Знак препинания)
4. АНАЛИТИК ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ И ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО СЫЩИКА.
Успешно справился с заданием
(3 балла)
Справился, но были некоторые затруднения
(2 балла)
В основном справился (1 балл)
Начальник отдела
Регистратор
Докладчик
Аналитик
Задания для Отдела криминалистов
1. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЧИТАЕТ ЗАДАНИЕ.
«Уважаемые сыщики, я не только знак препинания, но ещё и слово, с которым образовано несколько устойчивых сочетаний, которые захватили меня в заложники и держат внутри предложений. Найдите устойчивые сочетания в предложениях, объясните их значение, тогда меня отпустят!»
1. Его точка зрения мне показалась интересной. _______________________________________________________________________________
2. Я решил всё выяснить и поставить точку в этом запутанном деле. ______________________________________________________________
3. Он попал в самую точку, подарив мне на день рождения телескоп. _____________________________________________________________
4. Давайте расставим все точки над и! _______________________________________________________________________________________
5. «Точка в точку!» - прокомментировал мою работу учитель. ___________________________________________________________________
2. ОТДЕЛ НАХОДИТ УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ И ОБЪЯСНЯЕТ ИХ ЗНАЧЕНИЕ, РЕГИСТРАТОР ОФОРМЛЯЕТ ЗАПИСИ.
3. ДОКЛАДЧИК ГОТОВИТ ОТВЕТ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ СХЕМЕ:
Наш отдел отыскал внутри предложений следующие устойчивые сочетания (зачитывает устойчивое сочетание и объясняет его значение).
Все они образованы со словом ____________________.
(Каким?)
Таким образом, в результате работы мы отыскали ____________________________________________________________.
(Знак препинания)
4. АНАЛИТИК ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ И ОЦЕНИВАЕТ РАБОТУ КАЖДОГО СЫЩИКА.
Успешно справился с заданием
(3 балла)
Справился, но были некоторые затруднения
(2 балла)
В основном справился (1 балл)
Начальник отдела
Регистратор
Докладчик
Аналитик
Задания для отдела психологов
1. НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ЧИТАЕТ ЗАДАНИЕ.
Известно, что этот знак способен передавать множество чувств и эмоций. Какой это знак? Какие эмоции и чувства он передаёт в приведенных ниже предложениях?