Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)
Расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении (о союзах в этих предложениях); показать отличие сложносочинённого предложения от простого предложения с однородными членами,связанными сочинительными союзами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)»
Тема. Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)
Цели: расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении (о союзах в этих предложениях); показать отличие сложносочинённого предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
Оборудование: учебные тексты, схема, таблица.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
Какие предложения называются сложносочинёнными?
Как соединяются простые предложения в сложносочинённые?
Как называются союзы, с помощью которых простые предложения соединяются в сложные?
Назовите известные вам сочинительные союзы.
2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)
Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.
Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем тепло. Они слышали топот то справа, то слева.
ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В русском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь.
В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и вы ставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. А что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя
Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запятую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее всего проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и…
Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет и выстрелил, — то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался выстрел, — то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого решения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо подождать. Другой пример: …знали все: и мельник, и солдат и… Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повторяющимся союзом и. Можно смело ставить запятую.
Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обращение к записи на доске).
Определяем количество грамматических основ в предложении
одна
две или больше
Вывод:
предложение простое
Вывод:
предложение сложное
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Наблюдение над языковым материалом
Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — однородные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, какими членами предложения являются однородные члены.
1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин).
2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё… И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер).
3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко).
4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калитки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков).
2. Практическая работа
а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с союзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных?
1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её колдовства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зябко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали.
б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с однородными сказуемыми.
1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажённые. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и должно обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»
Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами?
Как это можно выразить при помощи схем?
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.
2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.