kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении (о союзах в этих предложениях); показать отличие сложносочинённого предложения от простого предложения с однородными членами,связанными сочинительными союзами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)»

Тема. Строение сложносочинённого предложения и сред­ства связи в нём (закрепление)

Цели: расширить знания учащихся о сложносочинённом предложении (о союзах в этих предложениях); по­казать отличие сложносочинённого предложения от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

Оборудование: учебные тексты, схема, таблица.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Какие предложения называются сложносочинёнными?

Как соединяются простые предложения в сложносочинённые?

Как называются союзы, с помощью которых простые предложе­ния соединяются в сложные?

Назовите известные вам сочинительные союзы.

2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)

Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.

Приближалась осень, тихая и грустная. К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. На солнцепёке было совсем теп­ло. Они слышали топот то справа, то слева.

ІІІ. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Древние римляне считали, что спешить нужно медленно. В рус­ском языке эта же мысль выражена пословицами: Поспешишь — людей насмешишь; Тише едешь — дальше будешь.

В нашей с вами грамматической действительности есть и такие случаи, когда можно действовать быстро и без колебаний, и такие, когда необходима мудрая неторопливость, завещанная древними римлянами. Правила «хорошего пунктуационного поведения» требуют, чтобы при встрече с одиночными «опасными» союзами вы не торопились. Нередко рука оказывается быстрее мысли, и вы ставите знак, не подумав. Или, также не подумав, не ставите его. А что значит в данном случае подумать? Это значит понять, как устроено всё предложение, а не только тот «кусочек», который вы в данное время пишите.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

Посмотрим на практике, в каких случаях правила «хорошего пунктуационного поведения» позволяют нам сразу ставить запя­тую перед и, а в каких требуют выдержки и терпения. Удобнее все­го проследить это на «отрезках» предложений. Давайте попробуем: Офицер поднял пистолет и…

Решаетесь ли вы здесь твёрдо сказать, нужна запятая или нет? Это зависит от того, какое продолжение предложения пришло вам в голову. Если вы подумали примерно так: Офицер поднял писто­лет и выстрелил, — то скажете, что запятой не нужно. Если же вы подумали примерно так: Офицер поднял пистолет, и раздался вы­стрел, — то скажете, что запятая необходима. В каком же из двух случаев вы будете правы? Ни в том и ни в другом. Вы будете правы, если предусмотрите оба варианта и воздержитесь от быстрого ре­шения. Здесь может быть только один правильный ответ: надо по­дождать. Другой пример: …знали все: и мельник, и солдат и… Здесь совершенно ясный случай: однородные члены соединяются повто­ряющимся союзом и. Можно смело ставить запятую.

Вспомним, как выглядят дороги сложного предложения (обра­щение к записи на доске).

Определяем количество грамматических основ в предложении

одна

две или больше

Вывод:

предложение простое

Вывод:

предложение сложное

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте выразительно и установите, где союз и соединяет простые предложения в составе сложносочинённого, а где — одно­родные члены. Объясните знаки препинания. Начертите схемы двух сложносочинённых предложений, имеющих в своём составе однородные члены, соединённые союзом и, на схемах укажите, ка­кими членами предложения являются однородные члены.

1) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, и надо мной кричат орлы, и ропщет бор, и блещут средь волнистой мглы вершины гор. Оттоль сорвался раз обвал, и с тяжким грохотом упал, и всю теснину между скал загородил, и Терека могущий вал остановил (А. Пушкин).

2) Осенний дождь стучит о стёкла, мерцает в трещинах камней, и у дорог трава намокла и стала ниже и темней. Я вдаль иду. Косматей пакли плывут над лесом облака, и грустно вздрагива­ют капли на тонких ветках ивняка. Пусты луга, и сжата нива, и птицам в роще не житьё… И лист багряного отлива доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё (В. Шефнер).

3) Он лёг на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шёл и шёл в рассветном гаме под гул машин и храп коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней (Е. Евтушенко).

4) А Чёрное море легко и атласно лежит и синеет у каждой калит­ки и дышит — и это дыханье прекрасно для нас и для дружной семьи эвкалиптов (С. Боков).

2. Практическая работа

а) Составьте из простых предложений сложносочинённые с со­юзом и. Чем отличаются по смыслу простые предложения от вновь образованных сложных?

1) Промелькнула короткая осень. Пришла седая морозная зима. 2) Зима закрутила в воздухе холодными белыми хлопьями, зашумела метелями, завыла лютым северным ветром. От её кол­довства сразу изменилась тундра. 3) Склоны сблизились, стали круче. Вскоре я вошёл в сумрачную тень высоких скал. 4) Наверху скрипнула дверь. Кто-то настойчиво постучался. 5) Плечи мои зяб­ко передёрнулись. Я бегом вернулся в свою машину. 6) Дивизию отвели в большую станицу. Там мы целый месяц отдыхали.

б) Преобразуйте сложносочинённые предложения в простые с од­нородными сказуемыми.

1) Река едва светлела, и бесшумно катились её прозрачные воды. 2) Ветер начал срывать листву, и многие деревья стояли уже обнажён­ные. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только раз­вивать разум человека и воспитывать чувство прекрасного, но и долж­но обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда.

3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Микрофон»

Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочи­нённом предложении и в простом с однородными членами?

Как это можно выразить при помощи схем?

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Строение сложносочинённого предложения и средства связи в нём (закрепление)

Автор: Наталья Павловна Михайловская

Дата: 17.04.2022

Номер свидетельства: 604997

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока на тему "Смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-na-tiemu-smyslovyie-otnoshieniia-miezhdu-chastiami-v-slozhnosochiniennom-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "139934"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417842697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства