Операционный | Деление на группы: «Салфетки» Прием «Строители» Прием «Что сегодня на обед?» | Салфетки Песня о строителях Носилки с «кирпичами-частями слова» Картинки «Способы образования слов» Презентация «Каши» | -Ребята, возьмите салфетки, они вам опять пригодятся. I. 1-ая бригада (в касках) Слово воробей (суффиксы) воробей воробейчик воробышек воробьиная воробьиха воробьишка воробьята воробьятник 2-ая бригада (в касках) О приставочно-суффиксальном способе -Ребята, а бывает так, что ваши бригады работают вместе? подснежник , настольный , подводный , подарок, привокзальный , подбородок, подмосковный , приморский , подстаканник -Какие еще примеры образования новых слов вы знаете? II. –Ребята, вы проделали большую работу, давайте немного подкрепимся . (салфетки-вытирают руки) Я принесла продукты, но приготовить из них что-либо я не успела, помогите, пожалуйста. 1-ая бригада : готовит напитки (сок из яблока, из апельсина, вишни, помидора, сливы, винограда, гранаты) 2-ая бригада : Готовит кашу (из гречки, пшена, риса , манки, кукурузы, перловки, овеса. ) - А теперь, ребята, попробуйте яблочного сока, скажите, это то же самое яблоко или … другое? -А теперь, посмотрите, что получилось из наших круп: презентация «Каши» III. Отгадать загадки Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым. Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор. По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? Каждый день выходит утром В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах … -Что общего в этих словах? -Как называется такой способ образования слов? -А сейчас, ребята, мы займемся «уборкой» - перед вами бытовые предметы, вы должны «привести их в порядок» (найти к каждому предмету свое название) , вытереть салфеткой пыль: пылесос, самовар, огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, мухобойка, электрочайник, соковыжималка, фотоаппарат. | Ученики строят «дом» (слова) от слова воробей при помощи «строительного материала» - суффиксов. 1,2 примера словообразовательного разбора на доске Ученики движением показывают каждое действие 1,2 примера словообразовательного разбора на доске Учащиеся «строят» слова приставочно-суффиксальным способом под + снег(ж) + ник на + стол(ь) + н(ый) под + вод(а) +н (ый) по + дар + ок при + вокзал(ь) + н(ый) под + бород(а) + ок под + Москв(а) + н(ый) при + мор(е) + ск(ий) под + стакан + ник Ребята объясняют по картинкам «Способы образования слов». В постерах с готовыми заданиями (сок из яблока - …, сок из апельсина - …, сок из вишни - …, сок из помидора - …, сок из сливы - …, сок из винограда - …, сок из гранаты - … . ) ученики пишут яблочный, апельсиновый, вишневый, томатный, сливовый, виноградный, гранатовый. Указывают способ образования (там же, на постерах) В постерах с готовыми заданиями (каша из гречки - …, каша из пшена - …, каша из риса - …, каша из манки - …, каша из кукурузы - …, каша из перловки - …, каша из овеса - … . ) ученики пишут гречневая, пшенная, рисовая, манная, кукурузная, перловая, овсяная. Указывают способ образования (там же, на постерах) Самолет Пылесос Пароход Пешеход Сложные слова (сложение слов) Ученики объясняют способ образования слов , правописание соединительных гласных о и е . |