kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы образования новых слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для обобщения  изученного по теме «Словообразование»,  закрепления  понятия  о словообразовании     как  науки о языке, понятий  «суффиксальный», «приставочный», «приставочно-суффиксальный», «сложение».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы образования новых слов»

Предмет: русский язык Класс : 6а/б Дата: 05.12.2016 № урока : 24

Тема занятия:

Способы образования новых слов

Цель урока:

Обобщат изученное по теме «Словообразование», закрепят понятие о словообразовании как науки о языке, понятия «суффиксальный», «приставочный» , «приставочно-суффиксальный», «сложение».

Ключевые идеи, новые понятия:

Суффиксальный , приставочный , приставочно - суффиксальный, сложение

Этап

Стратегия

Ресурсы

Содержание урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Инсценировка

-Ребята, о чем вы спорите?

(приглашая в центр класса)








-Ребята, как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова?



-Почему?













-Ребята, какая часть слова может считаться головой слова?











- Ребята, что это за часть слова?


(Обращаясь к последней части слова) - А что ты такая грустная?



-Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи.


-Ребята, а какую часть слова можно считать “одеждой” слова?

-Ребята, а благодаря каким частям слова наш русский язык становится все богаче?


-Вот о них мы сегодня и будем говорить.

“Слово – это живое существо. Оно может обижаться, радоваться . Слово может менять свой характер . У него есть сердцеэто Я. Есть слова с добрым сердцем, с большой открытой душой . А другие – таят в себе зло, равнодушие ”, - говорит одна ученица (часть слова).




Корень



В корне заключено лексическое значение слова.


«Я голова слова! Я все время думаю, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел…», - говорит другая ученица (часть слова).



Приставка

“ А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! ”, - заявила еще одна ученица (часть слова).

Суффикс

-А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни “нарядить” слово, все равно оно будет обозначать то же самое.

(повеселев) -Значит, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться?!


Окончание



Приставке и суффиксу

(голове и руке)

Операционный

Деление на группы: «Салфетки»


Прием «Строители»



















































Прием «Что сегодня на обед?»


Салфетки




Песня о строителях


Носилки с «кирпичами-частями слова»

































Картинки «Способы образования слов»
































Презентация «Каши»


































-Ребята, возьмите салфетки, они вам опять пригодятся.



I.

1-ая бригада (в касках)

Слово воробей (суффиксы)

воробей
воробейчик
воробышек
воробьиная
воробьиха
воробьишка
воробьята
воробьятник


2-ая бригада (в касках)



О приставочно-суффиксальном способе


-Ребята, а бывает так, что ваши бригады работают вместе?


подснежник  , настольный ,  подводный , подарок, привокзальный , подбородок, подмосковный , приморский , подстаканник




-Какие еще примеры образования новых слов вы знаете?








II.

–Ребята, вы проделали большую работу, давайте немного подкрепимся .

(салфетки-вытирают руки)

Я принесла продукты, но приготовить из них что-либо я не успела, помогите, пожалуйста.

1-ая бригада :

готовит напитки (сок из яблока,

из апельсина, вишни, помидора, сливы, винограда, гранаты)


2-ая бригада :

Готовит кашу (из гречки, пшена, риса , манки, кукурузы, перловки, овеса. )








- А теперь, ребята, попробуйте яблочного сока, скажите, это то же самое яблоко или … другое?


-А теперь, посмотрите, что получилось из наших круп: презентация «Каши»


III. Отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?

Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.

По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое?

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах …

-Что общего в этих словах?

-Как называется такой способ образования слов?


-А сейчас, ребята, мы займемся «уборкой» - перед вами бытовые предметы, вы должны «привести их в порядок» (найти к каждому предмету свое название) , вытереть салфеткой пыль:

пылесос, самовар, огнетушитель, мышеловка, овощерезка, мясорубка, мухобойка, электрочайник, соковыжималка, фотоаппарат.









Ученики строят «дом» (слова) от слова воробей при помощи «строительного материала» - суффиксов.



1,2 примера словообразовательного разбора на доске








Ученики движением показывают каждое действие




1,2 примера словообразовательного разбора на доске








Учащиеся «строят» слова приставочно-суффиксальным способом


под + снег(ж) + ник

на + стол(ь) + н(ый)

под + вод(а) +н (ый)

по + дар + ок

при + вокзал(ь) + н(ый)

под + бород(а) + ок

под + Москв(а) + н(ый)

при + мор(е) + ск(ий)

под + стакан + ник



Ребята объясняют по картинкам «Способы образования слов».









В постерах с готовыми заданиями

(сок из яблока - …, сок из апельсина - …, сок из вишни - …, сок из помидора - …, сок из сливы - …, сок из винограда - …, сок из гранаты - … . ) ученики пишут яблочный, апельсиновый, вишневый, томатный, сливовый, виноградный, гранатовый.

Указывают способ образования (там же, на постерах)




В постерах с готовыми заданиями (каша из гречки - …, каша из пшена - …, каша из риса - …, каша из манки - …, каша из кукурузы - …, каша из перловки - …, каша из овеса - … . ) ученики пишут гречневая, пшенная, рисовая, манная, кукурузная, перловая, овсяная.

Указывают способ образования

(там же, на постерах)







Самолет


Пылесос


Пароход


Пешеход



Сложные слова (сложение слов)









Ученики объясняют способ образования слов , правописание соединительных гласных о и е .

Рефлексивный

Прием «Микрофон»











или

«Яблоня»

Электронная таблица «Способы образования слов»

-Что на уроке было интересным?


-Что понравилось больше всего?


-Чему научился?

(Электронная таблица

«Способы образования слов»)


-Что вызывало трудности?


-Что было неинтересным?


-Кто был лидером на уроке?


Зелёное яблоко – все понятно, желтое яблоко – есть затруднения, красное яблоко – много непонятного (карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).


Оценивание

По количеству жетонов


Дополнительные задания,

домашнее задание

Подготовить сообщение о сложносокращенных словах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы образования новых слов

Автор: Жубатканова Алмагуль Камидоллакызы

Дата: 27.01.2017

Номер свидетельства: 384606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Образование новых слов при помощи суффиксов"
    ["seo_title"] => string(48) "obrazovaniie-novykh-slov-pri-pomoshchi-suffiksov"
    ["file_id"] => string(6) "129840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415782430"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "План-конспект урока "Основные способы образования слов в русском языке" "
    ["seo_title"] => string(74) "plan-konspiekt-uroka-osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "152639"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420889233"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Способы образования слов"
    ["seo_title"] => string(23) "sposobyobrazovaniiaslov"
    ["file_id"] => string(6) "265398"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449933231"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Основные способы образования новых слов в русском языке "
    ["seo_title"] => string(60) "osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-novykh-slov-v-russkom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "131789"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416229817"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Основные способы образования слов в русском языке. 6 класс."
    ["seo_title"] => string(53) "osnovnyiesposobyobrazovaniiaslovvrusskomiazykie6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452935834"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства