Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый, творческий
Цели урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,
способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)закрепление навыков правописания;
4) закрепить знания о простом предложении;
5) вспомнить типы простых предложений по цели высказывания.
6) грамматические основы в двусоставных и односоставных предложениях.
Развивающие:
развитие мышления и общеучебных навыков;
развитие познавательной самостоятельности;
формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Карточки со словосочетаниями
Раздаточный материал
Листы контроля
Ход урока
Оргмомент, актуализация знаний
Проверка подготовленности обучающихся к уроку:
I. 1. Психологический настрой «От сердца к сердцу» (пожелания друг другу).
2. Ознакомление с правилами работы в группе.
II. Работа в группах (4 группы по 4-5 человек, в каждой группе сильный, средний, слабый ученик).
Распределение роли в группах:
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- Мы сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по теме о наименьшей синтаксической единице языка - словосочетании. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
( Ученики вместе с учителем определяют цели урока)
(слайд №2 )
Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
Для того, чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца.
( На доске - заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)
Актуализация прежних знаний
Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов
(Дети сигнализируют карточкой)
«Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»
-Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)
-Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)
-Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)
-Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске
( словосочетания написаны на доске)
Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
(проверка проводится с использованием слайдов №3,4,5)
-Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.
(Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная»)
Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях
(Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание»)
-Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)
На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.
Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание»
Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
(проверка проводится при помощи слайдов № 7, 8,9,)
-Итак, словосочетания формируются в предложения и выделяются из него. Какое действие выполняли сейчас? (выделяли словосочетания из текста)
-Почему получилось больше словосочетаний со способом согласование? (текст по типу описание)
-Можем ли мы, изменяя строение словосочетания, получить другой способ связи?
-Попробуйте сделать это с предложенными словосочетаниями
1 группа.
Из согласования в управление:
Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн
2 группа
Из управления в согласование
Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год
3 группа
Из управления в примыкание
С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию
- Что получили? (синонимичные словосочетания)
-Для проверки уровня усвоенности материала по способам связи слов в словосочетании выполните тест
(тест раздается учащимся, затем передается на взаимопроверку, проверка проводится при помощи слайда №10)
Сегодня на уроке мы выделяли словосочетания из текса, но словосочетания способны формироваться в предложении, а в дальнейшем -в тексте. Дома вы должны были составить текст на тему «Осень в моем городе», используя ряд предложенных вам словосочетаний.
(Один учащийся читает текст, остальные анализируют его)
Дом.задание:
Решить синтаксическую задачу: разобрать трудные случаи управления, составить словосочетания, употребляя необходимый предлог
Итог урока. Рефлексия.- 1. Понравился ли урок?
2.Что вас заинтересовало?
3.Ваше мнение о критериальном оценивании?
На выходе из кабинета - градусник
Наш урок подходит к концу. Выполнили ли мы поставленные в начале урока цели? А каждый из вас? (анализируют листы контроля и сдаются учителю). Кто из вашей группы работал наиболее активно?
Выставляются и комментируются отметки
Критериальное оценивание работы групп.
№ группы, имя ученика
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура речи
Дополнительные ответы других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Итоговая оценка
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
- председатель
- хронометражист
- секретарь
- докладчик
(по 1 наблюдателю)
Критериальное оценивание работы групп.
№ группы, имя ученика
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура речи
Дополнительные ответы других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Итоговая оценка
Критериальное оценивание работы групп.
№ группы, имя ученика
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура речи
Дополнительные ответы других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Итоговая оценка
Критериальное оценивание работы групп.
№ группы, имя ученика
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура речи
Дополнительные ответы других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Итоговая оценка
Критериальное оценивание работы групп.
№ группы, имя ученика
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура речи
Дополнительные ответы других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Итоговая оценка
Критериальное оценивание работы групп.
№ группы, имя ученика
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура речи
Дополнительные ответы других групп
Поведение в группе, умение сотрудничать
Итоговая оценка
«Типы словосочетания»,
«Именные»,
«Глагольные»
«Наречные»
«Средства связи слов»,
«Интонация»,
«Предлоги»,
«Союзы»,
«Окончание»
«Виды синтаксической связи»
«Сочинительная»,
«Подчинительная»
«Способы подчинительной связи»,
«Согласование»,
«Управление»,
«Примыкание»
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)
Поздняя осень
Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд №6)