Повторить способы подчинительной связи слов, простое предложение, типы сказуемых;
Продолжить развивать орфографическую зоркость, полный, логический, доказательный ответ учащихся;
Воспитывать навыки аккуратного ведения записей в тетрадях.
Ход урока.
Оргмомент
Проверка д\з
Операционно-деятельный этап.
Беседа.
– Что называется словосочетанием?
Расскажите о строении словосочетаний?
-Каковы основные признаки словосочетаний?
На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
Что показывает схема словосочетаний?
Какие способы подчинительной связи слов есть в русском языке? Охарактеризуйте их.
На доске написаны слова. Выпишите только словосочетания.
Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес и поле, настольные часы, часы приема, часы остановились, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, засушливое лето, во время игры, от засухи и зноя, в течение часа.
- Объясните, почему словосочетаниями не являются: возле леса, лес и поле, от засухи и зноя, в течение часа.
Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
Согласование
Управление
Примыкание
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.
Беседа.
-что такое словосочетание?
-чем отличается словосочетание от предложения?
- какие бывают предложения?
- чем простое предложение отличается от сложного?
- Чем характеризуется предложение?
-расскажите о типах сказуемых.
Упр. 51. Прочитайте. Выделите сказуемые и определите их типы. Укажите, какими частями речи они выражены.
Самостоятельная работа.
Упр. 52. Выделите в предложениях грамматические основы. Определите способы морфологического выражения главных членов.