| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
29. Тема: «Сослагательное наклонение глагола» | Цели: - дать понятие об образовании сослагательного наклонения глагола; - закрепить правописание частицы бы; - развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; - воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики. | |
I. Оргмомент. | 1. Психологический настрой на урок. Учитель: Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки, всё для вас. Пожелаю всем удачи – За работу! В добрый час! 2. Деление на группы. Цветные карточки. красный – 1 группа; зеленый – 2 группа; желтый – 3 группа. | 1.Учащиеся готовятся к уроку. 2. Учащиеся берут карточки на обратной стороне красный, желтый, зелый цвета, по ним делятся на три группы. |
II. Всесторонняя проверка знаний | Слово учителя. -Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами необычный урок – урок- путешествие. А позвала нас в дорогу вот эта пригласительная на экскурсию, где указан и обратный адрес: Республика Грамматика, Познавательная область, город Глаголов, улица Наклонений. Этот город очень богат словами, есть у них и формы лица, числа, наклонения. Ни один город, расположенный рядом с городом Глаголов, не может похвалиться таким разнообразием. -А город этот необычный, не просто нам будет туда попасть. Только умным и прилежным открыты туда дороги. Поэтому нам сегодня нужно будет показать знания о глаголе как о части речи, уметь находить глаголы в тексте, знать все категории глагола, которые мы с вами изучили, а особенно хорошо - образование форм наклонений. Я думаю, это нам по плечу. А пока давайте заполним необходимые для поездки документы (дети в тетрадях записывают число, тему урока).В добрый путь! Задание "Город Глаголов. Улица Наклонений". (К стене или доске прикреплены три разноцветных домика: красный - дом повелительного наклонения, желтый - сослагательного наклонения, зеленый- изъявительного наклонения). -Ребята, какие наклонения здесь живут? (Дети называют наклонения, а учитель постепенно открывает названия домиков, до этого закрытые бумагой) -Умницы! Посмотрите, ребята, да здесь новоселье! Только новые жильцы никак с адресами разобраться не могут. Давайте им поможем! (Учитель раздает карточки 2-3 ученикам, они их правильно распределяют по домикам-наклонениям) | Учащиеся вспоминают ранее изученные по глаголу. Учитель дает карточки, на которых глаголы трех наклонений, учащиеся «заселяют» по домикам. Они сначала в группе обсуждают их затем распределяют их. |
III.Цельпологания | Готовит учащихся к активному усвоению новых знаний. Сообщает тему и цели урока. Ставит перед учащимися учебные проблемы | Уч-ся записывают тему урока, слушают, выписывают, делают выводы. |
IV. Усвоение нового материала | -Объясните, почему вы их так распределили? Расскажите о значении, особенностях образования и изменения изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений. (Изъявительное наклонение означает, что действие происходит, происходило или будет происходить. Поэтому это наклонение имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (№1). Сослагательное наклонение означает, что действие возможно при каком-либо условии или желательно. Это наклонение образуется сочетанием глагола в форме прошедшего времени и частицы БЫ(Б).(№2,№5).Эти частицы пишутся всегда отдельно от глагола. Повелительное наклонение означает, что действие просят или приказывают выполнить. Его формы образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание -ТЕ образует форму множественного числа). -На доске написаны слова: НАПИСАТЬ , БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ, ИСПЕЧЬ 1 ряд образует возможные формы изъявительного наклонения от этих слов, 2 ряд -возможные формы сослагательного наклонения, 3 ряд- возможные формы повелительного наклонения. (1.ряд: написал, напиши, напишу ,бросаешь, бросили, бросим, люблю, любил, буду любить, испеку, испекли, испечете и др. 2 ряд: написал бы, бросила б, любили бы, испек бы и др.; 3 ряд: напиши, напишите, брось, бросьте, люби, любите, испеки, испеките). | Учащиеся отвечают на наводящие вопросы учителя, о способах образования глаголов сослагательного наклонения. От глаголов образуют глаголы трех наклонений. Из данных примеров самостоятельно делают выводы об особенностяз глаголов сослагательного наклонения |
V. Проверка пониманий | -Продолжим наше путешествие. И перед нами Школа Вежливости. Здесь глаголы учатся быть культурными, воспитанными. И ученики здесь разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы сослагательного наклонения), а третьи -решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас лично познакомимся. 1 Задание: образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания! ЛЕЧЬ (ЛЯГ, ЛЯГТЕ) КЛАСТЬ (КЛАДИ, КЛАДИТЕ) ПОЛОЖИТЬ (ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ) -Ребята, а как приказ превратить в просьбу? Составьте предложения с этими словами, используя слово "ПОЖАЛУЙСТА". А как выделяется это слово на письме? (запятыми) (Зачитывают придуманные предложения) - Идем с вами дальше. Немалый путь мы с вами прошли, пора и перекусить. А вот и кафе, где делают отличные коктейли, причем очень необычные. Привал «Кафе» 2 Задание. Вы такие еще не пробовали! Ведь из разных частей слов получаются новые слова! Вот первый коктейль: (дети составляют слова). Берете 1. приставку в слове УВИДЕТЬ 2. корень в слове ДАЛЕКИЙ 3. суффикс в слове УКОРЯЕШЬ 4. окончание в слове ДУМАЕТ 5. возвратный суффикс в слове КАТАТЬСЯ (У-ДАЛ-Я-ЕТ-СЯ) Возьмите 1. приставку в слове ПОДПИСАЛ 2. корень в слове СКАЗКА 3. суффикс в слове ПИТАЕШЬ 4. суффикс прошедшего времени в слове БРОСИЛ (ПОД-СКАЗ-А-Л) - Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами приглашены в город Глаголов: много мы знаем про жителей этого города, хорошо их изучили. Интересная и познавательная получилась наша экскурсия. | Учащиеся работают в парах, в форме диалога составляют предложения, используя вежливые слова. Групповое задание. Решают ребусы Задание для 2 группы |
VI.Закрепление нового материала | Давайте отблагодарим жителей чудесного города своеобразным праздничным салютом. Я буду читать предложения, а вы поднимаете цветные сигнальные карточки: красная карточка - повелительное наклонение, желтая-сослагательное, зеленая- изъявительное, т.е. цвета домиков. Предложения: 1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.)руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием. -Вот и прощальный разноцветный салют мы с вами устроили жителям города Глаголов . Думаю, они остались довольны нами, ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим | Индивидуальная работа. учащимся даются карточки с предложениями, каждый ученик читает свое предложение, называет в нем глагол и его наклонение |
VII. Домашнее задание | А чтобы и вы запомнили это путешествие, выполните, пожалуйста, дома следующее задание: 1 группа (более подготовленные учащиеся) напишет сочинение сказочного содержания на тему: "Жители улицы Наклонений" 2 группа: выписать по 3 предложения с разными формами наклонений из текстов художественных произведений; 3 группа: выписать из словаря учебника 6 глагола, образуйте разные формы наклонений глагола. -А теперь нам пора возвращаться домой. Но приключения не закончились! У вас еще столько интересных встреч с жителями большой страны под названием лингвистика! | Запись в дневниках |
VIII.Рефлексия «Светофор» | Учитель: Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). | Учащиеся на светофоре клеют стикеры |