Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».
Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».
Семья как добровольное соединение людей существовала во все времена. Её история насчитывает многие тысячелетия. Её значение в жизни каждого человека невозможно переоценить. Именно в семье передаются культурные традиции нации. Создание прочной семьи- непростая наука, и каждое поколение постигает эту науку заново… Настаёт и ваше время Цель урока: познакомить учащихся с особенностями рассуждения на проблемную тему и подготовить к написанию самостоятельной работы, провести анализ лексического поля картины и обогатить словарный запас учащихся историко- бытовой лексикой и лексикой на тему семьи; способствовать формированию культуроведческой компетенции ; обращаясь к опыту предков, выявить основные проблемы современной семьи. Урок с презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья». »
Урок русского языка в 9 классе.
Сочинение- рассуждение
на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».
Учитель
Караваева Ольга Олеговна.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями рассуждения на проблемную тему и подготовить к написанию самостоятельной работы, провести анализ лексического поля картины и обогатить словарный запас учащихся историко- бытовой лексикой и лексикой на тему семьи; способствовать формированию культуроведческой компетенции ; обращаясь к опыту предков, выявить основные проблемы современной семьи
Культуроведческий фон урока (оборудование урока): портрет С.В.Иванова, репродукции картин С.В.Иванова «Семья», «Смута», «Приезд иностранцев в Москву 17 столетия», «Царь.16 век», «Поход москвитян.16 век»; фрагменты искусствоведческих статей С. Исмаиловой и И.Грановского.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Семья как добровольное соединение людей существовала во все времена. Её история насчитывает многие тысячелетия. Её значение в жизни каждого человека невозможно переоценить. Именно в семье передаются культурные традиции нации. Создание прочной семьи- непростая наука, и каждое поколение постигает эту науку заново… Настаёт и ваше время.
-- Как вы понимаете слово «семья»?
Обратимся к словарям. В Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.И.Шведовой читаем: «Семья – это союз людей, состоящих в родстве, живущих в одном доме и ведущих совместное хозяйство». (слайд 2)
Словарь В.И.Даля : «Семейство – совокупность близких родственников, живущих вместе, родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно составляют уже иную семью». (Слайд 3)
-- Главное, что соединяет людей воедино, в семью,- внутреннее чувство, что у тебя есть родные, готовые тебя понять, поддержать, разделить и горе и радость. Если же нет духовной связи, то как бы люди себя ни именовали: сестра, брат, муж, сестра – это пустой звук, формальные звания. Таким образом, семья - это малая группа людей, которые связаны не только общностью быта, но и взаимной моральной ответственностью. На Руси всегда существовал культ семьи, устав её был строг. Как жить в семье, как воспитывать детей, как дом вести – обо всём этом средневековый россиянин мог узнать из «Домостроя». В этом памятнике древнерусской литературы выразились идеалы духовной, социальной и семейной жизни в нравственном их аспекте.
Надеюсь, беседа по картине С.В.Иванова «Семья» поможет вам задуматься над некоторыми проблемами современной семьи, чтобы избежать собственных ошибок.
Сообщение ученика о художнике и о его картине. ( Рассказ сопровождается демонстрацией картин, о которых идёт речь.) (Слайд 4-8)
Беседа по картине.
-- Рассмотрите группу людей, движущихся по заснеженной улице. Если бы вы не знали названия картины, могли бы вы определить , что это семья? (слайд 9)
-- Что поражает современного зрителя в этой семье?
-- Сколько поколений входит в её состав?
-- К какому сословию относится это семейство? Опишите поподробнее одежду, докажите , что семья не бедная.
-- О чём может свидетельствовать семейный достаток?
-- Разберёмся в родственных связях. Кто является его главой? Как вы это определили? Какая деталь придаёт особую значимость его облику?
-- Что можно сказать о характере этого человека?
-- Какое отношение возникает к главе семейства?
-- Опишем жену хозяина. Какие чувства она вызывает? Чем она так горда?
-- Как выделяет художник особое положение в семье девушки- невесты? Как удалось подчеркнуть чистоту и нежность девушки?
-- Кто следует за родителями?
-- В чём отличие осанки отца и сына?
-- Опишите членов его небольшого семейства.
-- Что можно сказать о следующей паре? В чём отличие внешности этой женщины от остальных?
-- Кто замыкает шествие?
-- О чём свидетельствует такое расположение членов семьи?
-- Как вы думаете, куда направляется семейство?
-- Какое чувство вызывает у вас эта семья?
4. Анализ искусствоведческих текстов.
- Какая мысль объединяет два эти текста?
- Однозначно ли воспринимают патриархальную семью авторы?
- Каковы точки зрения на эту проблему искусствоведов? (зачитать)
- Чья точка зрения вам ближе?
Словарно – семантическая и словарно- стилистическая работа с текстами.
Патриархальный, патриархальная семья (см. слайд 10)
Сообщение ученика «Чем характеризовалась патриархальная семья?»
Выписать из текстов глаголы движения и сравните их. Сделайте вывод, какие
наиболее точно и ярко создают образы героев? (См. таблицу на слайде 11)
Словарно- стилистическая работа.
Назовите слова, обозначающие ключевые образы картины, подберите к ним синонимы и определения, выраженные прилагательными и причастиями или причастными оборотами.( См. слайд 12- 17)
Семья, члены семьи(домочадцы), глава семьи, мать семейства, младшая дочь, старший сын, семейство старшего сына, молодая пара, младший сын.
Работа над сочинением проблемного характера.
Вспомним композицию сочинения – рассуждения.(слайд 18)
В каком стиле будет наше сочинение? Вспомним особенности публицистического стиля.(Слайд 19)
Над какими проблемами семьи заставило нас задуматься полотно мастера?
( Количество детей в семье и взаимоотношения членов семьи)
-- Почему, по-вашему, демографическая проблема возникла в нашей стране?
-- Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы все были счастливы?
-- Нужна ли строгость и требовательность родителей?
-- Итак, в чём видите важность рассмотрения проблем семьи?
2008 год объявлен Правительством России Годом семьи. Проблемы семьи подняты на государственный уровень. В нашей республике делается всё для того чтобы в семьях рождались дети, чтобы, как и ранее, многодетные семьи стали не шокирующей редкостью, а радующеё души реальностью, чтобы как можно меньше случалось разводов, чтобы семья чувствовала помощь и поддержку на всех уровнях государственной власти. В центре нашего города поставлена замечательная скульптурная композиция Н. Филатова «Семья». Счастливые мужчина и женщина, ожидающая ребёнка, ведут своих троих детей в Храм. (Слайд 20)Разве это не символ нашего времени, нового времени?
Конечно, в короткой беседе невозможно рассмотреть все проблемы, связанные с институтом семьи. Постарайтесь в своём сочинении поднять одну или две из названных проблем. Покажите своё понимание причин её возникновения. Видите ли вы пути её разрешения? В чём?
Темы сочинений: (слайд 21)
В чём смысл семейного счастья?
Семь «Я» - много или мало?
Следует ли учиться семейной жизни у предков? ( По картине С.В.Иванова «Семья»).