kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья как добровольное соединение людей существовала во все времена. Её история насчитывает многие тысячелетия. Её значение в жизни каждого человека невозможно переоценить. Именно в семье передаются культурные традиции нации. Создание прочной семьи- непростая наука, и каждое поколение постигает эту науку заново… Настаёт и ваше время Цель урока: познакомить учащихся  с особенностями рассуждения на проблемную тему и подготовить к написанию самостоятельной работы, провести анализ лексического поля картины и обогатить словарный запас учащихся историко- бытовой лексикой и лексикой на тему семьи; способствовать формированию культуроведческой  компетенции ; обращаясь к опыту предков, выявить основные проблемы современной семьи. Урок с презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья». »

Урок русского языка в 9 классе.



Сочинение- рассуждение

на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».

Учитель

Караваева Ольга Олеговна.









Цель урока: познакомить учащихся с особенностями рассуждения на проблемную тему и подготовить к написанию самостоятельной работы, провести анализ лексического поля картины и обогатить словарный запас учащихся историко- бытовой лексикой и лексикой на тему семьи; способствовать формированию культуроведческой компетенции ; обращаясь к опыту предков, выявить основные проблемы современной семьи

Культуроведческий фон урока (оборудование урока): портрет С.В.Иванова, репродукции картин С.В.Иванова «Семья», «Смута», «Приезд иностранцев в Москву 17 столетия», «Царь.16 век», «Поход москвитян.16 век»; фрагменты искусствоведческих статей С. Исмаиловой и И.Грановского.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Семья как добровольное соединение людей существовала во все времена. Её история насчитывает многие тысячелетия. Её значение в жизни каждого человека невозможно переоценить. Именно в семье передаются культурные традиции нации. Создание прочной семьи- непростая наука, и каждое поколение постигает эту науку заново… Настаёт и ваше время.

-- Как вы понимаете слово «семья»?

Обратимся к словарям. В Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.И.Шведовой читаем: «Семья – это союз людей, состоящих в родстве, живущих в одном доме и ведущих совместное хозяйство». (слайд 2)

Словарь В.И.Даля : «Семейство – совокупность близких родственников, живущих вместе, родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно составляют уже иную семью». (Слайд 3)

-- Главное, что соединяет людей воедино, в семью,- внутреннее чувство, что у тебя есть родные, готовые тебя понять, поддержать, разделить и горе и радость. Если же нет духовной связи, то как бы люди себя ни именовали: сестра, брат, муж, сестра – это пустой звук, формальные звания. Таким образом, семья - это малая группа людей, которые связаны не только общностью быта, но и взаимной моральной ответственностью. На Руси всегда существовал культ семьи, устав её был строг. Как жить в семье, как воспитывать детей, как дом вести – обо всём этом средневековый россиянин мог узнать из «Домостроя». В этом памятнике древнерусской литературы выразились идеалы духовной, социальной и семейной жизни в нравственном их аспекте.

Надеюсь, беседа по картине С.В.Иванова «Семья» поможет вам задуматься над некоторыми проблемами современной семьи, чтобы избежать собственных ошибок.

  1. Сообщение ученика о художнике и о его картине. ( Рассказ сопровождается демонстрацией картин, о которых идёт речь.) (Слайд 4-8)

  2. Беседа по картине.

-- Рассмотрите группу людей, движущихся по заснеженной улице. Если бы вы не знали названия картины, могли бы вы определить , что это семья? (слайд 9)

-- Что поражает современного зрителя в этой семье?

-- Сколько поколений входит в её состав?

-- К какому сословию относится это семейство? Опишите поподробнее одежду, докажите , что семья не бедная.

-- О чём может свидетельствовать семейный достаток?

-- Разберёмся в родственных связях. Кто является его главой? Как вы это определили? Какая деталь придаёт особую значимость его облику?

-- Что можно сказать о характере этого человека?

-- Какое отношение возникает к главе семейства?

-- Опишем жену хозяина. Какие чувства она вызывает? Чем она так горда?

-- Как выделяет художник особое положение в семье девушки- невесты? Как удалось подчеркнуть чистоту и нежность девушки?

-- Кто следует за родителями?

-- В чём отличие осанки отца и сына?

-- Опишите членов его небольшого семейства.

-- Что можно сказать о следующей паре? В чём отличие внешности этой женщины от остальных?

-- Кто замыкает шествие?

-- О чём свидетельствует такое расположение членов семьи?

-- Как вы думаете, куда направляется семейство?

-- Какое чувство вызывает у вас эта семья?

4. Анализ искусствоведческих текстов.

- Какая мысль объединяет два эти текста?

- Однозначно ли воспринимают патриархальную семью авторы?

- Каковы точки зрения на эту проблему искусствоведов? (зачитать)

- Чья точка зрения вам ближе?

  1. Словарно – семантическая и словарно- стилистическая работа с текстами.

  1. Пользуясь словарём, дайте толкование указанных слов:

Чинный

Дородный

Домочадцы

Чванливый

Патриархальный, патриархальная семья (см. слайд 10)

  1. Сообщение ученика «Чем характеризовалась патриархальная семья?»

  2. Выписать из текстов глаголы движения и сравните их. Сделайте вывод, какие



наиболее точно и ярко создают образы героев? (См. таблицу на слайде 11)



  1. Словарно- стилистическая работа.

Назовите слова, обозначающие ключевые образы картины, подберите к ним синонимы и определения, выраженные прилагательными и причастиями или причастными оборотами.( См. слайд 12- 17)

Семья, члены семьи(домочадцы), глава семьи, мать семейства, младшая дочь, старший сын, семейство старшего сына, молодая пара, младший сын.

  1. Работа над сочинением проблемного характера.

  1. Вспомним композицию сочинения – рассуждения.(слайд 18)

  2. В каком стиле будет наше сочинение? Вспомним особенности публицистического стиля.(Слайд 19)

  3. Над какими проблемами семьи заставило нас задуматься полотно мастера?

( Количество детей в семье и взаимоотношения членов семьи)

-- Почему, по-вашему, демографическая проблема возникла в нашей стране?

-- Какими должны быть взаимоотношения в семье, чтобы все были счастливы?

-- Нужна ли строгость и требовательность родителей?

-- Итак, в чём видите важность рассмотрения проблем семьи?

2008 год объявлен Правительством России Годом семьи. Проблемы семьи подняты на государственный уровень. В нашей республике делается всё для того чтобы в семьях рождались дети, чтобы, как и ранее, многодетные семьи стали не шокирующей редкостью, а радующеё души реальностью, чтобы как можно меньше случалось разводов, чтобы семья чувствовала помощь и поддержку на всех уровнях государственной власти. В центре нашего города поставлена замечательная скульптурная композиция Н. Филатова «Семья». Счастливые мужчина и женщина, ожидающая ребёнка, ведут своих троих детей в Храм. (Слайд 20)Разве это не символ нашего времени, нового времени?

Конечно, в короткой беседе невозможно рассмотреть все проблемы, связанные с институтом семьи. Постарайтесь в своём сочинении поднять одну или две из названных проблем. Покажите своё понимание причин её возникновения. Видите ли вы пути её разрешения? В чём?

Темы сочинений: (слайд 21)

  1. В чём смысл семейного счастья?

  2. Семь «Я» - много или мало?

  3. Следует ли учиться семейной жизни у предков? ( По картине С.В.Иванова «Семья»).

  1. Итоги урока.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сочинение- рассуждение на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья».

Автор: Караваева Ольга Олеговна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "презентация к уроку русского языка " Сочинение- рассуждение  на проблемную тему по картине С.В. Иванова «Семья». "
    ["seo_title"] => string(122) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-sochinieniie-rassuzhdieniie-na-probliemnuiu-tiemu-po-kartinie-s-v-ivanova-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "127753"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370282"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства