Просмотр содержимого документа
«сочинение по картине В. Маковского 2Свидание" »
Урок : Сочинение по картине В. Маковского «Свидание»
Класс: 7
Цель:
приобщить школьников к шедеврам живописи, познакомить с русским художником В.Е. Маковским и его картиной «Свидание»;
рассмотреть выразительные свойства наречий, совершенствовать умение использовать их в своём тексте описательного характера;
развивать речевые и коммуникативные умения,
расширять кругозор, словарный запас детей, формировать речь (научиться переводить зримый образ в словесный);
воспитывать интерес к произведениям искусства.
Оборудование: репродукции В.Е. Маковского, портрет художника, приложение к учебнику «Справочные материалы» ч.3.
Ход урока
1.Всем доброе утро! Я рада, что уважаемые родители нашли время, чтобы сегодня на уроке русского языка посмотреть, как ваши дети работают, отвечают, что знают и умеют!
Тема нашего урока: Сочинение по картине В. Маковского «Свидание». Ребята, как вы считаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься? Своей целью, прежде всего, я ставила знакомство с художником и его картинами, ну а поскольку мы, недавно закончили изучать наречия, то нам необходимо рассмотреть их выразительные свойства и совершенствовать умение использовать наречия в своих текстах.
Сейчас давайте подпишем карточки, число и тему урока. А теперь Н.Коломиец расскажет нам о В. Маковском и его картинах.
2. Хотелось бы добавить, что В.Маковский рано почувствовал своё предназначение, так как отец у него был художником-любителем и в доме часто бывали известные живописцы. Родной брат Владимира, Константин, тоже стал известным художником и в прошлом году мы работали с его картиной «Дети, бегущие от грозы».
3. А сейчас мы послушаем стихотворение «Плач детей» Некрасова, о котором уже говорила Настя, в исполнении Кузьминой Дарины.
-Как вы считаете, что хотел поэт показать в данном стихотворении? ( Страдания детей, маленьких тружеников, вынужденных работать с утра до ночи вмастерских ремесленников.Это, наверное, единственное стихотворение впоэзии, где с такой силой запечатлелась картина каторжного труда детей).
4. Не обошёл детскую тему и А.П. Чехов, который написал свой небольшой по объёму, но очень сильный по звучанию рассказ «Ванька Жуков».
-Кто помнит, о чём это произведение? (о безрадостной жизни мальчика сироты, отданного в «люди» на воспитание)
5. Тема детства нашла своё отражение и в живописи, и яркий пример тому – картина В. Маковского «Свидание», которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее)
6. Макарова Аня
(открыть приложение с картиной)
- Какое впечатление производит эта картина?
- О чём хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе).
- Кто является героями картины? (В центре картины крестьянка, одетая в тёмно-синий деревенский полушубок, коричнево-красный платок и красную юбку)
- Какие мелкие детали дополняют этот образ? (Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой).
Палка – путь был долгий, трудный)
-Теперь поговорим о мальчике. Что вы можете сказать о нём? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесённый матерью гостинец.
-Вот этот гостинец. О чём он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжёлых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними).
-Проанализируем колорит картины. Какие краски преобладают? ( Картина написана в мрачных тёмных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей)
-Почему? (Это даёт возможность художнику сосредоточить всё внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына)
А что изображено в самых светлых тонах? (лица, на которых акцентируется внимание)
- Какова главная мысль картины? (тяжёлая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния)
7. Я рада тому, что вы очень внимательно рассмотрели картину. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием наречий. Постарайтесь как можно больше подобрать по картине наречий, которые помогли бы нам при написании работы (жадно, грустно, тоскливо, тяжело, мрачно, невесело, жалостливо, скорбно, горестно, горько) Записываем на карточке.
8. А сейчас постараемся составить план, по которому можно было бы написать сочинение по рассмотренной картине. Я предлагаю использовать простой план, состоящий из нескольких пунктов. (Вспоминайте, с чего мы начали сегодняшний урок!)
1. Слово о художнике.
2. Портреты матери и сына.
3. Описание обстановки (интерьера)
4. Какие чувства вызывает картина?
9. Ну а сейчас вы начинаете свою работу на черновиках по составленному плану. Поможет вам в этом материал для справок, который есть на карточке, + сведения, которые вы получили сегодня на уроке.
10 Рефлексия. На смайликах изобразить, всё ли вы поняли, если какой-то пункт вызвал затруднение, укажите его номер. Не забудьте подписать смайлики.
10. Домашнее задание: дописать свою работу. Всем огромное спасибо! (Оценки за урок)