урока русского языка по теме «Сочинение по картине В.Е.Маковского
«Свидание» (7 класс)
Цели урока:
подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине;
продолжить работу по раскрытию творческих способностей и образного мышления обучающихся;
повторить смысловые группы наречий;
формировать навык построения связного рассказа;
вырабатывать умение отбирать материал и работать с черновиком.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: учебник русского языка(7 класс), репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», мультимедийная установка, раздаточный материал (таблица, текст задачи)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Cочинение по картине В.Е. Маковского "Свидание" »
Методическая разработка
урока русского языка по теме «Сочинение по картине В.Е.Маковского
«Свидание» (7 класс)
Цели урока:
подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине;
продолжить работу по раскрытию творческих способностей и образного мышления обучающихся;
повторить смысловые группы наречий;
формировать навык построения связного рассказа;
вырабатывать умение отбирать материал и работать с черновиком.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: учебник русского языка(7 класс), репродукция картины В.Е.Маковского «Свидание», мультимедийная установка, раздаточный материал (таблица, текст задачи)
Ход урока
Организационный момент.
Речевая ситуация «Исчезнувшая пуля».
Полиция прибыла на место преступления через полчаса после убийства. Убитый лежал в комнате, в которую после его смерти никто не входил. Убийство совершено выстрелом из окна соседнего дома – там даже обнаружена гильза. А вот пулю найти никак не могут. Причем на убитом виден след от пули. Куда же она могла пропасть? (Ответ: пуля была из сухого льда).
- Выскажите, ребята, свои предположения, обосновав их.
- Сегодня нам предстоит провести своеобразное следствие по картине
Владимира Егоровича Маковского «Свидание» и написать сочинение.
Слово учителя о художнике. (Слайд3)
Маковский, Владимир Егорович
Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского в 1846 году, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр).
Квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин. Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было четверо детей (Константин, Николай, Владимир и дочь Александра), и все они стали известными художниками. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, закончил его с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию. Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
Тема народной жизни, поднятая еще в первых его работах, достигает больших социальных и жизненных обобщений в картинах-обличениях зрелого периода творчества («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887). (Слайд 2)
В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.
Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Волковском кладбище.
Подготовка к написанию сочинения по картине.
Беседа по картине. (Учебник русского языка, упр.240 (стр.106-107), вклейка №5) (Слайд 4)
Цель беседы по картине: раскрыть содержание картины, показать на ее примере тяжелую жизнь детей в царской России и сравнить ее с жизнью детей в наше время, пояснить художественный язык картины.
Работа с названием картины.
- Картина – всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с её названия.
- Почему живописец назвал свою картину «Свидание»? Как название произведения помогает осмыслить её содержание?
- О каких чувствах, переживаниях героев сумел рассказать художник?
( Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.)
Работа с афоризмом. (СЛАЙД 5)
Georg Christoph Lichtenberg
Георг Кристоф Лихтенберг (нем.Lichtenberg, 1742—1799) - выдающийся немецкий учёный и публицист; род. в 1742. г. близ Дармштадта в семье деревенского пастора.
А) - Перед вами афоризм Г.К.Лихтенберга. «Самая занимательная поверхность на земле – это…»
Задание:
- Закончите афоризм. ( Это лицо).
-Как вы думаете, почему Г.К.Лихтенберг именно так закончил свою мысль? Считаете ли вы, что автор прав? Если – да, то почему?
Б) - А вот что говорит о лицах поэт Николай Заболоцкий.
Чтение ученицей стихотворения Николая Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»:
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мёртвые лица
Закрыты решётками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живёт и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка её на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
- Согласны ли вы, что многое можно прочесть, вглядываясь в лица мальчика и женщины?
- Что можно прочитать, вглядевшись в лицо мальчика?
- Как одет мальчик? О чем говорит его одежда? (Мальчик одет в заплатанную розовую рубаху, синие, засученные внизу штаны, в длинный грязный передник. По одежде мальчика видно, что он подмастерье у сапожника, живется ему плохо, голодно. Хозяин жестоко обращается с ним. Вид у него жалкий, забитый.)
- Как одета мать? Что можно сказать о ней? (Мать одета в старую шубу, цветной сарафан, на голове платок. Рядом с ней на полу лежит котомка, у бочки стоит палка. Значит, пришла она издалека. Вид у нее грустный— она понимает, что сыну живется плохо.)
- Где происходит свидание мальчика с матерью? (В полутемном холодном коридоре, в углу стоит бочка с питьевой водой, покрытая досками, на них стоит кувшин, из окна падает серый тусклый свет.)
- Почему же они встречаются в коридоре? (Хозяин не пустил их в теплую комнату. Он жестокий и безжалостный человек.) - Молчаливая сцена много говорит о жизни.
Работа в парах.
- Молчаливая сцена много говорит о жизни. Попытайтесь рассказать друг другу: - О чем мальчик может рассказать матери, когда доест булку? (Он, наверно, расскажет, как плохо ему живется, и попросит мать взять его с собой в деревню.) - Возьмет ли его мать, как вы думаете? (Не возьмет, в деревне бедно и голодно, потому и отдала она сына в ученье к сапожнику.)
Заполнение таблицы.
Таблица
Мальчик
Лицо
Глаза
Одежда
Поза
Его лицо раскраснелось
не смотрит на мать, все внимание он сосредоточил на вкусной румяной булке, глаза его опущены вниз
Заплатанная розовая рубаха, синие, засученные внизу штаны из грубого серого полотна, длинный рваный и грязный передник (фартук), у мальчика нет обуви
Стоит
Женщина
Лицо
Глаза
Одежда
Поза
сосредоточенно-грустное лицо
с нежностью и умилением смотрит на сына
старая темно-синяя старинного покроя шуба, цветной сарафан, на голове коричневый платок, ноги обуты в валенки
Сидит на деревянной табуретке, вся ее поза выражает горечь и сострадание, бессознательным жестом она касается своих губ
Комната
полутемный холодный коридор, в углу стоит бочка с питьевой водой, покрытая досками, на них стоит кувшин, из окна падает серый тусклый свет
- Какую мысль утверждает живописец своей картиной?
(У мальчика-подмастерья жизнь тяжелая, безрадостная, голодная)
- Какое литературное произведение заставляет вас вспомнить картина В.Е Маковского «Свидание»?
(Образ мальчика, созданный художником, напоминает Ваньку Жукова из рассказа А. П. Чехова).
- Сравните жизнь этого мальчика с жизнью маленького подмастерья с картины «Свидание», с жизнью Ваньки Жукова из рассказа А. П. Чехова.(Рассказ «Ванька» А.П.Чехов написал в 1886 году, спустя три года после написания Маковским картины «Свидание»).
Работа с отрывками из текста рассказа. (Зачитываем отрывки из письма Ваньки Жукова).
Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…
Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь…
Вывод: На примере картины «Свидание» и рассказа «Ванька» мы можем представить себе, как жили дети до революции, как хозяева, к которым отдавали детей в учение, жестоко обращались с ними, заставляли выполнять тяжелую работу, плохо кормили и одевали, грамоте не учили. - А как теперь живут дети? Где они учатся? Где получают специальность?
Колорит картины.
- Одним из средств правдивого и выразительного изображения действительности в живописи является КОЛОРИТ. Великий русский художник Репин подчёркивал: «Краски у нас орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит наш – не изящные пятна, он должен выражать нам настроение картины, её душу, он должен расположить и захватить всего зрителя, как аккорд в музыке».
- Какой цвет преобладает в картине «Свидание»? Почему?
(Мягкий и задушевный тон картины сказался и на ее колорите, на том гармоничном единстве, к которому приведены скупые и скромные краски убогой обстановки и простой крестьянской одежды. Теплые тона: зеленый, красный, серый коричневый).
- Художник пользуется серым колоритом, создающим впечатление безрадостной обстановки. Через окно слева в коридор едва проникает тусклый дневной свет. Серый колорит еще больше усугубляет гнетущее впечатление,— тяжела жизнь мальчика, безысходно горе его матери.
Составление синквейна.
Задание: - Составьте синквейн, отвечающий на вопрос: «Какой вы увидели картину В.Е.Маковского «Свидание»? (Слайд6)
Картина
Яркая, впечатлительная
Выражает, заставляет, создает
Заставляет зрителей сопереживать горю и страданиям
Жизнь
Рефлексия.
(Изображая рядовые случаи, которые встречались на каждом шагу, художник заставлял зрителя задуматься над жизнью, пробуждал сочувствие к участи многих простых людей, заставляя горевать вместе с ними и радоваться их радостями.)
V. Работа с черновиками.
- Опишите картину Маковского «Свидание», используя по своему усмотрению словосочетания, данные в упр.240 и материал таблицы.
- А какие группы наречий вы можете использовать при написании сочинения по картине? (Наречия места, времени, образа действия).
- Свое сочинение вы можете закончить фразой: «Я смотрю на эту картину и понимаю, что…»