Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи – местоимение. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:
Ворона– городская птица.
Вороназнакома всем.
Перьяу воронысерые или чёрные.
Сразу видно, что в этом тексте очень много повторов слова ворона. Подставьте вместо слова ворона слова она, у неё. Прочитайте получившийся текст:
Ворона– городская птица.
Оназнакома всем.
Перьяу неёсерые или чёрные.
Местоимения помогают избежать повторов.
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или его признак, не называя его. Своё название местоимение получило не случайно. Оно употребляется вместо имени существительного или имени прилагательного. В нашем языке очень много местоимений. Постепенно вы научитесь их различать, а пока назовём самые известные:
Я – мы. С помощью этих местоимений люди говорят о себе.
Ты – вы.С их помощью люди обращаются друг к другу.
Он, она, оно, они. С их помощью люди говорят о других людях или предметах.
Местоимения разнообразят нашу речь, создают речевое удобство, экономят время.
Местоимения я – мы, ты – вы, он, она, оно, ониотвечают на вопросы кто? или что? и указывают на предмет.
При употреблении местоимений нужно соблюдать правила, которые мы выучим.
Прочитаем предложение:
Онвбежал на веранду.
Нам не понятно, о ком идет речь, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его.
Отсюда следует первое правило: местоимение можно использовать только после того, как был назван предмет или признак в предыдущем предложении. Например:
Нашпёспогнался за кошкой.Онвбежал на веранду.
Теперь нам понятен смысл предложения, потому что местоимение он указывает, что действие выполнил пёс.
При обращении к однокласснику или другу вы можете использовать местоимение ты. Например:
Тысделал задачу?
К друзьям или одноклассникам нужно обращаться вы.Например:
Ребята,высделали задачу?
При обращении к взрослому человеку используется уважительная форма – Вы. Например:
Мария Васильевна,Выприедете в гости?
Обратите внимание, что местоимение Вы нужно писать с заглавной буквы.
Местоимения могут отвечать еще и на вопрос «Чей?» — Чей ребенок? — Мой, твой, ее, его. — Чья собака? — Моя, твоя, ее, его, наша. — Чьё солнце? - Ничьё!
Закрепление полученных знаний на пратике.
Откорректируем текст, избегая повторов.
Анар встала рано утром. Анар умылась и позавтракала. Анар пошла в школу. Анар очень любит учиться.
Проверим.
Анарвстала рано утром.Онаумылась и позавтракала.Девочкапошла в школу.Анарочень любит учиться.
Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.
Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.
Домашнее задание. Упражнение 5.прочитайте текст и вставьте нужные буквы.