«Сложные предложения с различными видами связи» (урок для 9 класса)
«Сложные предложения с различными видами связи» (урок для 9 класса)
Урок русского языка для учащихся 9 класса, закрепляющий знания учащихся по теме "Сложные предложения с различными видами связи". Данный урок предролагает использование материала уроков литературы - тексты произведений М.Ю.Лермонтова, использование репродукций картин русского поэта, что позволит учителю расширить знания обучающихся не только по русскому языку, но и по литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сложные предложения с различными видами связи» (урок для 9 класса) »
Разработала - Черникова И.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1» г. Прохладный КБР
Урок русского языка в 9 классе («Русский язык. 9 класс» Разумовская М.М., Львова С.И., 2012 год)
Тема урока: «Сложные предложения с различными видами связи»
Цели: 1) Помочь учащимся практически усвоить понятие «Сложные предложения с
различными видами связи»;
2) показать необходимость вдумчивого, осмысленного обращения с языковым
материалом; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
3) Продолжить работу по подготовке к экзамену по русскому языку, используя
комплексный анализ текста на примере произведений М.Ю. Лермонтова;
4) Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Оборудование:таблица-схема «Структуры сложного предложения с различными видами
связи»; репродукции картин Лермонтова; высказывание Белинского, тексты.
Ход урока: I. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Сложные предложения с различными видами связи».
? – Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, и чему вы должны сегодня научиться?
(Речь пойдет о предложениях, в которых сочетаются все виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная. Должны понять: что это за предложения, для чего они нужны. Должны научиться находить их в текстах, строить самостоятельно).
- Разговор наш пойдет на материале произведений М.Ю. Лермонтова, жизнь и творчество которого мы изучаем на уроках литературы. Из биографии поэта мы знаем, что Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе; любовь к Кавказу пронес через всю жизнь и немалое место уделил теме Кавказа в своем творчестве. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова В.Г. Белинского: «Кавказ был колыбелью его поэзии…, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».
- Кроме таких простых синтаксических конструкций встречаются такие сложные предложения, состоящие из нескольких частей, смысловые отношения между которыми находятся на разных уровнях, т.е. связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что 2 или даже 3 тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.
Б) – Обратимся к таблице-схеме.
?- Что мы на ней видим?
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться и сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
- Есть ли в этих предложениях двойные союзы?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИНФРМАЦИИ. ЧТЕНИЕ УЧЕБНИКА - § 27.
III Домашнее задание.
- Прежде, чем мы приступим к практической работе, запишите домашнее задание: учебник, § 27 (прочитать и разобраться в схемах);1 группа - найти и выписать из романа «Герой нашего времени» (глава «Бэла») 2 предложения с различными видаими связи и начертить их схемы, 2 группа – упр.241 (письм.).
IV Самостоятельная работа учащихся.
А) - Обратимся к тексту, который лежит у каждого на парте. Это отрывок из романа «Герой нашего времени».
Я с трудом проб…рался (по) крутизне и вот вижу слепой пр…ост…новился потом пов…рнул низом (на) право. Он шел так близко от воды что к…залось сейчас волна схватит и унесет но видно это была (не) первая его прогулка судя по увере…ости с которой он ступал с камня на камень и изб…гал рытвин.
Наконец он ост…новился будто пр…слушиваясь к чему(то) присел на землю и пол…жил возле себя узел. Я наблюдал за его движениями спрятавшись за выдавшеюся скалою берега. Спустя несколько минут с против…положной стороны пок…залась белая фигура она подошла к слепому и села возле него.
М.Ю. Лермонтов
Вставьте пропущенные орфограммы, знаки препинания.
Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встречались в данном тексте (Примеры)
Найдите деепричастные обороты. Объясните их роль.
найдите в тексте слова с чередованием гласных в корне. Объясните их написание.
Найдите в тексте предложения с различными видами связи; подчеркните грамматические основы, составьте схемы.
Б) Индивидуальная работа с упражнением № 244 у доски.
V Работа по конструированию текста.
- А сейчас, ребята, обратимся к несколько неожиданной для нас стороне творческого таланта М.Ю. Лермонтова, о которой мы пока не говорили – к живописи. (Ребята рассматривают акварели поэта «Вид Пятигорска» и «Воспоминание о Кавказе» и составляют по опорным словам предложения с различными видами связи).
- Давайте проверим работу.
VI. – Обратимся к тому домашнему заданию, которое вы получили на уроке литературы. Я просила вас подобрать отрывок из стихотворений, поэм или прозы Лермонтова, в котором есть описание Кавказа, его природы.
- Итак, ребята, с какими предложениями мы познакомились на уроке?
Исходя из практических целей, мы видим, что вы можете использовать сложные синтаксические конструкции на письменном экзамене, при сдаче устного экзамена по русскому языку в форме комплексного анализа текста.