цель: углубить полученные знания о сложносочинённом предложении, познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённое предложение»
УРОК. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ЕГО СТРОЕНИЕ И СРЕДСТВА СВЯЗИ В НЁМ
Цели: углубить полученные учащимися знания о сложносочинённом предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.
Оборудование: учебные тексты, таблица.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1.. «Мозговой штурм»
- Что мы называем предложением? (Синтаксическая единица, состоящая из одного или нескольких слов и характеризующаяся интонационной и смысловой законченностью)
- По своей структуре предложения делятся на … (простые и сложные)
- Дайте определение сложному предложению (Конструкция, состоящая из двух или нескольких простых предложений)
- Назовите способы связи в сложном предложении (Союзная и бессоюзная) -Виды предложений с союзной связью
(Сложносочиненные и сложноподчиненные)
- Как называются предложения с бессоюзной связью? (Бессоюзное сложное предложение)
2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)
Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.
Приближалась осень, тихая и грустная. 2) К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. 3) На солнцепёке было совсем тепло.
4) Они слышали топот то справа, то слева.
II. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Сложносочинённые предложения характеризуются структурным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и, особенно, в стиле художественной литературы — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем убеждаться в этом.
IV. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя(с конспектированием учащимися основных положений)
2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока
3. Обобщение: составление таблицы с попутным объяснением
Сложносочинённое предложение
Группы сложносочинённых предложений
Наиболее употребительные сочинительные союзы
Что обозначают
1. С соединительными союзами
И; да (и); тоже; ни..., ни...; не только, но и...; не столько..., сколько..
Явления, происходящие одновременно или последовательно
2. С разделительными союзами
То..., то...; не то..., не то...; или; либо
Явления, которые чередуются или одно исключает другое
3. С противительными союзами
А; но; да (но); однако; же; зато
Одно явление противопоставляется другому
4. Внимание! Союзы, соединяющие части сложносочиненного предложения, употребляются и для связи однородных членов предложения. Чтобы разобраться в этом, ознакомьтесь с этой таблицей.
^ Сложносочинённые предложения
Простые предложения с однородными членами предложения
1. Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей (Б. Полевой).
[=-],и[-=]
1) И вдруг ещё один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, и пронёсся прямо к поляне (Б. Полевой).
[- = и =]
2. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть (Б. Полевой).
[- =],но[- =]
2) Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу (Б. Полевой).
[-= ,но =]
3. Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод (Б. Полевой).
[=-],[=], а [==-]
3) В хорошую погоду лес клубился шапками сосновых вершин, а в непогодь, подёрнутый серым туманом, напоминал помрачневшую водную гладь (Б. Полевой)
[-= ,а =]
4. Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная баба, или перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи (А. Чехов
[= -], или [= -], или [= ~], и [= -]
4) Приходилось стоять или присаживаться на сугроб и отдыхать (Б. Полевой),
[= или = и =]
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Практическая работа творческого характера
2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)
3. Составить за схемами предложения и указать их вид