kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сложносочинённое предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель: углубить полученные знания о сложносочинённом предложении, познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённое предложение»

УРОК. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: ЕГО СТРОЕНИЕ И СРЕДСТВА СВЯЗИ В НЁМ


Цели: углубить полученные учащимися знания о сложносочинён­ном предложении, средствах связи в нём; познакомить со смысловыми отношениями между простыми предложениями в составе сложносочинённого; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки.

Оборудование: учебные тексты, таблица.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. . «Мозговой штурм»

- Что мы называем предложением? (Синтаксическая единица, состоящая из одного или нескольких слов и характеризующаяся интонационной и смысловой законченностью)

- По своей структуре предложения делятся на … (простые и сложные)

- Дайте определение сложному предложению (Конструкция, состоящая из двух или нескольких простых предложений)

- Назовите способы связи в сложном предложении (Союзная и бессоюзная)
-Виды предложений с союзной связью

(Сложносочиненные и сложноподчиненные)

- Как называются предложения с бессоюзной связью? (Бессоюзное сложное предложение)

2. Практическая работа с языковым материалом (запись на доске и в тетрадях)

Перестройте предложения так, чтобы простые предложения стали сложносочинёнными.

  1. Приближалась осень, тихая и грустная. 2) К концу дня дождь стал затихать и к вечеру прекратился. 3) На солнцепёке было совсем тепло.

4) Они слышали топот то справа, то слева.

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сложносочинённые предложения характеризуются структур­ным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литера­турного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и, особен­но, в стиле художественной литературы — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем убеждаться в этом.

IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя (с конспектированием учащимися основных положений)

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

3. Обобщение: составление таблицы с попутным объяснением

Сложносочинённое предложение

Группы сложносо­чинённых предложений

Наиболее употребительные сочинительные союзы

Что обозначают

1. С соединительными союзами

И; да (и); тоже; ни..., ни...; не только, но и...; не столь­ко..., сколько..

Явления, происходящие одно­временно или последовательно

2. С разделительными союзами

То..., то...; не то..., не то...; или; либо

Явления, которые чередуются или одно исключает другое

3. С противительными союзами

А; но; да (но); однако; же; зато

Одно явление противопостав­ляется другому


4. Внимание! Союзы, соединяющие части сложносочиненного предложения, употребляются и для связи однородных членов предложения. Чтобы разобраться в этом, ознакомьтесь с этой таблицей.


^ Сложносочинённые предложения


Простые предложения с однородными членами предложения


1. Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с по­тревоженных ветвей (Б. Полевой).

[=-],и[-=]


1) И вдруг ещё один жук отвалил от тан­цевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой, пышный хвост, и пронёс­ся прямо к поляне (Б. Полевой). 

[- = и =]


2. Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть (Б. Полевой).

[- =],но[- =]


2) Повинуясь этому могучему чувству, он вскочил на ноги, но тут же, застонав, присел на медвежью тушу (Б. Полевой).

[-= ,но =]


3. Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод (Б. Поле­вой).

[=-],[=], а [==-]


3) В хорошую погоду лес клубился шап­ками сосновых вершин, а в непогодь, подёрнутый серым туманом, напо­минал помрачневшую водную гладь (Б. Полевой)

[-= ,а =]


4. Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгно­вение серая каменная баба, или перебе­жит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи (А. Чехов

[= -], или [= -], или [= ~], и [= -]


4) Приходилось стоять или присаживаться на сугроб и отды­хать (Б. Полевой),

[= или = и =]





















V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа творческого характера






2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


3. Составить за схемами предложения и указать их вид





VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа (интерактивный приём «Микрофон»)

  • Какие виды сложных предложений вы знаете?

  • Что общего в сложных предложениях разных видов?

  • Какое предложение называется сложносочинённым?

  • На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

  • Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

  • Всегда ли между частями сложносочинённого предложения ставится запятая?

  • Чем различаются правила о постановке запятой в сложносочинённом предложении и в простом с однородными членами?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сложносочинённое предложение

Автор: Волошина Лариса Ивановна

Дата: 02.12.2018

Номер свидетельства: 488545

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Контрольная работа по теме "Сложносочинённое предложение" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "kontrol-naia-rabota-po-tiemie-slozhnosochinionnoie-priedlozhieniie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134247"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416716165"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку русского языка "Сложносочинённое предложение" "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-slozhnosochinionnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "143826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418583041"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация по теме: Сложносочинённое предложение в немецком языке. "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-po-tiemie-slozhnosochinionnoie-priedlozhieniie-v-niemietskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "138239"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417517417"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тема:"Сложносочинённое предложение"."
    ["seo_title"] => string(42) "tiema_slozhnosochinionnoie_priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "405278"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490935282"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация для урока Сложносочинённое предложение"
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia_dlia_uroka_slozhnosochinionnoie_priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "405352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1490946273"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства