Предмет | Русский язык | 1 час | 9 класс | Мыкышева Мейрамкуль Ермековна |
Тема | СПП с придаточными условия |
Цель Задачи | Как способствовать усвоению знаний об особенностях СПП с придаточными условными Совершенствовать орфографические, пунктуационные навыки. Сравнить СПП с придаточными условия в русском и казахском языках, выявив их сходства и различия. Укреплять навыки взаимопомощи и взаимооценки результатов работы на уроке. |
Ключевые идеи | На данном уроке ученикам необходимо будет знать и понимать терминологию темы, развивать навыки работы со схемами; развивать навыки работы в группе, что позволит более успешно усвоить тему урока. |
Результаты обучения | Знают особенности СПП с придаточными условными. Умеют дать сравнительную характеристику СПП с придаточными условия в русском и казахском языках. Демонстрируют способности по работе с таблицей, учебником, со схемами. Способны участвовать в совместной деятельности при переводе предложений с казахского языка на русский. |
Ресурсы | Русский язык. Учебник для 9 класса под ред. Шмановой Н.Н. |
Результаты обучения для учеников категории «А» | Знает об особенностях СПП с придаточными условными и умеет составлять их схемы. Понимает особенности СПП с придаточными условными, может определить сходства и различия СПП с придаточными условными в русском и казахском языках. Способен объяснить структуру СПП с придаточными условными Демонстрирует навыки работы с различными источниками информации в работе с таблицами. |
Результаты обучения для учеников категории «В» | Знает об особенностях СПП с придаточными условными и умеет составлять их схемы. Способен объяснить структуру СПП с придаточными условными Понимает особенности СПП с придаточными условными, может определить сходства и различия СПП с придаточными условными в русском и казахском языках. |
Результаты обучения для учеников категории «С» | Знает об особенностях СПП с придаточными условными и умеет составлять их схемы. Может определить сходства и различия СПП с придаточными условными в русском и казахском языках. |
Источники, оснащение и оборудование | Учебник, ручки, схемы, таблица, раздаточный материал для работы. |
Действие учителя | Действие ученика | Время |
Введение |
1.Создание коллаборативной среды, использование эмоционального тренинга («Я – настойчивый, уверенный в себе человек, я, безусловно, смогу успешно выполнить эту работу, у меня все получится») Стратегия «Большие пальцы» | 1. Ученики настраиваются на урок: «Я – настойчивый, уверенный в себе человек, я, безусловно, смогу успешно выполнить эту работу, у меня все получится» | 2 мин |
2.Учитель делит учеников по цвету полученных карточек. На карточках предложены обобщающие вопросы (от простого к сложному по таксономии Блума) | 2.Формируют группы по цвету карточки (на карточках записаны вопросы по пройденной теме) и отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы по последовательности нумерации, которые записаны на лицевой стороне карточки (№1,№2,№3, №4) | 6 мин |
3.Рубрика «Это интересно знать» Круговая порука. В русской деревне люди жили общиной. Все вопросы решались на общих собраниях жителей села или деревни. Крестьяне обычно собирались около старосты, образуя своеобразный круг. В южных областях России такие собрания и назывались кругом. Круг решал все дела общины. Если проступки были невелики, то круг брал провинившегося на поруки и отвечал за его исправление. Так возникла круговая порука. В наше время это выражение приобрело отрицательный смысл: так говорят, когда нарушители закона из страха перед судом покрывают друг друга. Происхождение многих русских фразеологизмов, кстати, связано с профессиональной средой. Так, выражения снять стружку, разделать под орех пришли из речи столяров, где использовались в прямом значении, а в современном языке закрепились в переносном - "строго раскритиковать", "сильно изругать"; фразеологизм играть первую скрипку возник в среде музыкантов, спустить на тормозах - водителей. Задание: составить спп с придаточными обстоятельственными, используя данные фразеологизмы. | Учащиеся рассказывают о происхождении фразеологизмов. Приводят примеры аналогичных фразеологизмов из казахского языка, сравнивают сферу употребления. Составляют сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, используя данные фразеологизмы. | |
Основная часть урока |
Объявляется тема урока и цели урока. Подобрала материал, который бы легко запоминался. Таким произведениям, сплошь построенным на этой грамматической конструкции, тонким и остроумным, является “Песенка о вежливости” С.Я. Маршака. Вывожу изображение “Песенки….” на экран. Анализируем первое предложение: – найдем главное предложение; – зададим вопрос от главного к придаточному; – какой это вопрос? (при каком условии?) – чем присоединяется придаточное к главному? (союзом ежели). Анализируем второе предложение, третье предложение т так далее. Запишем в тетрадь первое предложение и сделаем его схему: (союз ежели…), при каком условии? [ ]. С целью запоминания алгоритма определения вида спп записываем следующие предложения. Ученик работает у доски, объясняя алгоритм. Объясняет запятые, составляет схемы предложений. Вывод: посмотрим расположение придаточного по отношению к главному, сделаем вывод. Придаточное может стоять перед главным, после главного, разрывать главное. | Делают вывод: – на что указывают придаточные предложения? (на условие, при котором возможно то, о чем говорится в главном.) – какой вопрос мы задаем от главного к придаточному? (при каком условии). – чем присоединяется придаточное к главному? (союзом ежели). – чем отделяется придаточное от главного на письме? (запятой).
Записывают в тетрадь ещё предложение: (ученик выполняет это задание на доске). Не ищи правды в других, когда её в тебе нет. (находят главное предложение, придаточное, затем задают вопрос от главного к придаточному, определяют, чем присоединяется придаточное к главному. Объясняют запятую. Составляют схему этого предложения). [ ], При каком условии? (союз когда.... ). Записывают в тетрадь предложение и делают его схему. Люди, если они вместе, очень сильны. [ , (союз если.....), ]. Делают общую схему для всех придаточных условных: [ ], При каком условии? (союзы ежели, если, когда, коль, раз и др.......). Делают общий вывод по уроку: – на что указывают придаточные условные? (на условие, при котором возможно то, о чем говориться в главном). – какой вопрос задаем от главного к придаточному? (при каком условии). – от чего задаем вопрос? (от всего главного предложения). – чем присоединяется придаточное к главному? (союзами если, ежели, когда, раз). – каким знаком отделяется придаточное от главного? (запятой). – где может находиться придаточное в предложении? (перед главным, после главного и разрывать главное). Сравнивают строение спп с придаточными условными в русском и казахском языках. | 3 мин 8 мин 2 мин |
Закрепление Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать можно подобрать иллюстрации. Задание: по иллюстрациям вспомните названия басен И.А. Крылова. Прочитайте басни наизусть и найдите сложноподчиненные предложения с придаточным условия. Запишите эти предложения. После каждого предложения в скобках укажите название басни, из которой это предложение выписано. Теперь посмотрим, какие союзы следует употреблять в книжной речи, а какие в разговорной. Запишем предложения, расставим знаки препинания, сделаем схемы: Хороша земля, если рук не жалеть. [ ], (союз если......). Какой бы шум вы подняли, друзья, когда бы это сделал я! ( И.А. Крылов). [ ], (союз когда......)! Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”). [ ], (союз коль.....). В) Составить предложения по схемам: (схемы даны на доске) 1) [ ] , если ( ). 2) Раз ( ) , [ ]. 3) [.., если ( ),…]. 4) [ ] , когда ( ). | Ученики на экране видят иллюстрацию к басне И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Выписывают предложение: Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет. Вторая иллюстрация к басне “Квартет”. Выписывают предложение: Кричит осёл: “Мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем”.
Делают вывод: союзы раз, коли, кабы употребляются в разговорном стиле речи; Союзы если, когда – нейтральные, они употребляются в книжной речи. Учащиеся составляют предложения по схемам. | 7 мин 8 мин |
Подведение итогов |
Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным? Давайте оценим и отметим лучшие работы и ответы. | Оценивают работу одноклассников по стратегии «Две звезды и желание» | 5 мин |
Домашнее задание |
№ 99 (класс); выбрать из упражнения сложноподчинённые предложения с придаточными места,времени, условия (индивид.) № 102 (устно, выуч.стих.наизусть) Составить таблицу «Виды придаточных предложений», заполнить ее 1-2 примерами. Завести бортовой журнал и записать туда все мысли об уроке. | Записывают домашнее задание | 2 мин |
Рефлексия |
Если будет желание учиться, будет и хорошая оценка знаний. От вас зависит, как вы будете учиться. Но сегодня вы поработали очень хорошо. Спасибо вам за активное участие на уроке! | Делятся своими впечатлениями от урока. | 1 мин |