Восточно-Казахстанская область
Кокпектинский район
«Кокжутинской средней школы»КГУ
Учитель русского языка и литературы
Исабаева Салтанат Чайкеновна
9 класс русский язык.
Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточными условными
Цели: Образовательные: 1. Познакомить учащихся с СПП с придаточными условными; выработать навыки правильного определения придаточных условных; выработать навыки правильной постановки знаков препинания;
Развивающие: 2. Выработать навыки развития устной и письменной связной речи учащихся;
Воспитательные: 3. Воспитать чувство прекрасного
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуальный, практический.
Оборудование: опорная таблица, ИКТ.
Ход урока
I.Организационный момент
А)поздороваться с учениками.
Б)проверить посещаемость учащихся.
В)проверить готовность класса к уроку.
II. Объяснение новой темы
*Подготовка учащихся к восприятию новой темы.
-Что такое СП?
-Какие бывают СП?
-Какие предложения называются ССП?
-Какие предложения называются СПП?
-Где может стоять придаточное предложение в СПП? Чем отделяется главное предложение от придаточного?
*Сегодня мы познакомимся с СПП с придаточными условными.
Слайд.
*Работа по опорной таблице
В русском языке В казахском языке
1.Если первое слово правдиво, 1.?уелгі с?зі? рас болса, со??ы
остальным легко поверят. с?зі? ?тімді болады.
2. Не жди уважения от других, 2. ?зі?ді ?зі? сыйламаса?, ?згеден
если сам себя не уважаешь. ?згеден сый д?метпе.
3.Если шутка уместна, можно 3.?зілі? жарасса, ата?мен ойна.
можно и с отцом шутить.
4. Если ты одинок, какая польза 4.Егер сен жал?ыз болса?, ас?ар
от твоих достижений? тау?а шы??аны?нан не пайда?
1.Сходны ли данные сложноподчиненные предложения в русском и казахском языках:
а) по строению;
б) по значению придаточных;
в) по средствам связи?
2. На какое значение действия в главном предложении указывает придаточное?
3. На какой вопрос отвечает придаточное?
4. Как связаны главная и придаточная части в русском и казахском предложениях?
5. Найдите сходный союз в русском и казахском предложениях.
•Работа по правилу учебника на стр.73
III. Закрепление
Упр. 85 (устно) Стр. 74
*Прочитайте и постарайтесь запомнить отдельные приметы и физические явления природы. Обратите внимание на то, что для каждого явления необходимо какое-то условие (шарт болуы тиіс)
Физминутка:
Упр. 87 (устно) Стр. 75
*Допишите нужные по смыслу главные и придаточные предложения. Можно ли изменить место придаточного? Расставьте знаки препинания.
Упр. 95 (письменно) Стр. 77
*Прочитайте шуточное стихотворение. Объясните его название. Спишите, вставляя нужные буквы, расставляя запятые.
IV. Обобщение
V. Д/З Стр. 78 упр. 96 (письменно).
знал
узнал
хочу узнать