МОУ «Ольховецкая ООШ»
Урок русского языка по теме:
«Определение склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах».
4 класс
Учитель: Луканина Алевтина Сергеевна
д. Ольховец
Цели урока: учить определять склонение существительного,
если оно употреблено в косвенном падеже;
обобщать знания детей о склонении имён
существительных;
развитие внимания, памяти, логического мышле-
ния, речи уч-ся;
расширение кругозора детей.
Оборудование: таблица, карточки со словарными словами,
иллюстрации, перфокарты, предметные картинки,
корзинки.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас очень ответственный урок. Я надеюсь, что мы с вами со всем справимся. Всё будет хорошо.
2. Минутка чистописания. Словарно – орфографическая работа.
- Как вы уже догадались, мы повторим написание заглавной и строчной букв Ж, ж.
ЖЖЖ Жж жжж
-Вспомним словарные слова, которые начинаются с буквы «ж».
Письмо слов под диктовку учителя.
Ж-лать, ж-лезо, ж-лтый, женщ-на, ж-лище.
Самопроверка словарной работы.
-Как бы вы объяснили лексическое значение последнего слова?
(Жилище – помещение, в котором живут, можно жить.)
-Подберите однокоренные слова к этому слову. Каковы признаки однокоренных слов?
(Жилище, жилец, жилплощадь, жилищные, жильё.)
-Придумайте предложение с любым из слов.
-Молодцы! А теперь давайте определим склонение существительных в словарных словах.
-Вспомните, какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл.
3. Сообщение целей урока.
-Однажды, проверяя тетради ребят, у одной девочки я увидела такую запись: существительные 1 скл. – товарища, окна, скворца, гороха. Когда я сказала ей, что она не права, ученица мне ответила: «Существительное товарища мужского рода, окончание –а, значит, оно 1 скл.»
-Ребята, давайте разрешим этот спор и разберёмся в этой непростой ситуации.
Товарища, окна, скворца, гороха.
-Посмотрите на эти слова. В каком падеже они употреблены?
(В родительном, т. е. в косвенном.)
-Как вы думаете, как поступить, чтобы определить склонение существительных, употреблённых в косвенных падежах?
(Нужно существительное поставить в именительный падеж един
ственного числа.)
-Так, Ваня, а ты как думаешь?
-Согласны с этим предположением?
-Давайте его проверим. Что нужно сделать?
(Кто? Товарищ – м. р., окончание нулевое – 2 скл. и т. д.)
-Видите, ребята, Максим оказался прав. Молодец! Какую учебную задачу поставим на урок?
4. Работа по теме урока.
а) Игра «Найди лишнее слово».
-Определите, по какому принципу собраны слова в группу и найдите «лишнее» слово.
Улыбка, юноша, болезнь, природа.
Награда, крыло, боец, упрямство.
Радость, болото, отец, явление.
Степь, зелень, посёлок, горсть.
Ладонь, ладошка, площадь, пыль.
В лесу, на картине, к печи, дворец.
(Дворец – существительное в именительном падеже, остальные – в косвенных. Дворец – 2 скл.)
-Почему у слова «дворец» вы смогли быстро определить склонение? (Оно стоит в И. п.)
-Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (Они употреблены в косвенных падежах.)
-Что же нужно сделать, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно существительное поставить в И. п. ед. числа.)
В лесу – лес, 2 скл.
На картине – картина, 1 скл.
К печи – печь, 3 скл.
б) Работа по учебнику.
Чтение памятки, стр. 91.
Упр. 176, стр. 92.
-Прочитайте текст.
-Что это за текст?
-Где построили дельфинарий?
-Чем в нём занимаются?
-Как выступают дельфины перед посетителями?
-Чем награждают дельфинов за выступление?
-Как бы вы озаглавили текст?
-Найдите в тексте имена существительные. Напишите их в И. п. ед. числа. Укажите склонение.
-Выпишите предложение «За выступление дрессировщик награждает дельфинов рыбой.» и разберите его по членам. Укажите части речи.
5. Физминутка.
-Отвлечёмся немного от письменной работы.
-Ребята, какие заботы у жителей деревни осенью?
-А вы помогаете родителям в уборке урожая?
-Вы просто молодцы! Я уверена, что вы и мне не откажете в помощи.
Игра «Собери в корзинку».
-На 2-х столах, словно на грядках, разложены предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. Вы возьмёте по корзинке и пойдёте собирать наш богатый урожай. Ваня будет собирать картинки, соответствующие сущ. 1 скл., Максим – 2 скл.
-Какой «урожай» собрал Ваня?
-Какие существительные относятся к 1 скл.?
-Что из перечисленного не растёт в нашем крае?
-А где растут эти ягоды?
-Что в корзинке у Максима?
-Какие существительные относятся ко 2 скл.?
Что из твоего урожая не растёт у нас?
-Кстати, несмотря на его величину, арбуз – это тоже ягода.
-Ребята, а почему вот этот овощ вы не захотели взять в свои корзинки? Ведь он очень полезный. Кто знает, чем он полезен? (В нём много каротина – вещества, полезного для глаз.)
6. Закрепление пройденного материала.
а) Письмо по памяти.
Упр. 66, стр. 35.
-Сейчас я прочитаю строки стихотворения «Лебеди», а вы попробуйте представить себе эту картину в своём воображении.
Подморозило речку и луг,
Дремлет озимь, от снега седая.
Позже всех улетает на юг
Лебедей белокрылая стая.
- Прочитайте текст сами.
-Как вы понимаете смысл 2-ой строчки?
-Какое слово употреблено в переносном смысле?
-О чём говорится в тексте?
-Подумайте, что бы вы нарисовали к этому стихотворению?
-Совпадают ли ваши представления с тем, что изображено на этой иллюстрации?
-Найдите слова, написание которых вызывают затруднения. Объясните их написание.
-Выучите текст. (Ваня должен был дома его выучить, поэтому сейчас повторит его.)
-Ещё раз внимательно прочитайте текст, чётко проговаривая каждое слово.
-Напишите стихотворение по памяти.
-Обозначьте склонение существительных.
б) Работа по индивидуальным карточкам.
7. Итог урока.
-Права ли та девочка, которая утверждала, что существительное «товарища» - 1 скл.? (Нет.)
-Какая учебная задача стояла перед нами?
-Удалось ли нам справиться с нею?
Оценивание уч-ся.
8. Домашнее задание.
Упр. 174, выучить памятку на стр. 91.