kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОУ «Ольховецкая ООШ»

 

Урок русского языка по теме:

 

«Определение склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах».

 

4 класс

 

Учитель: Луканина Алевтина Сергеевна

 

д. Ольховец

 

 

 

Цели урока: учить определять склонение существительного,  

                             если оно употреблено в косвенном падеже;

                             обобщать знания детей о склонении имён

                             существительных;

                             развитие внимания, памяти, логического мышле-

                             ния, речи уч-ся;

                             расширение кругозора детей.

 

Оборудование: таблица, карточки со словарными словами,

                             иллюстрации, перфокарты, предметные картинки, 

                             корзинки.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас очень ответственный урок. Я надеюсь, что мы с вами со всем справимся. Всё будет хорошо.

2. Минутка чистописания. Словарно – орфографическая работа.

- Как вы уже догадались, мы повторим написание заглавной и строчной букв Ж, ж.

ЖЖЖ Жж жжж

-Вспомним словарные слова, которые начинаются с буквы «ж».

Письмо слов под диктовку учителя.

Ж-лать, ж-лезо, ж-лтый, женщ-на, ж-лище.

Самопроверка словарной работы.

-Как бы вы объяснили лексическое значение последнего слова?

(Жилище – помещение, в котором живут, можно жить.)

-Подберите однокоренные слова к этому слову. Каковы признаки однокоренных слов?

(Жилище, жилец, жилплощадь, жилищные, жильё.)

-Придумайте предложение с любым из слов.

-Молодцы! А теперь давайте определим склонение существительных в словарных словах.

-Вспомните, какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл.

3. Сообщение целей урока.

-Однажды, проверяя тетради ребят, у одной девочки я увидела такую запись: существительные 1 скл. – товарища, окна, скворца, гороха. Когда я сказала ей, что она не права, ученица мне ответила: «Существительное товарища мужского рода, окончание –а, значит, оно 1 скл.»

-Ребята, давайте разрешим этот спор и разберёмся в этой непростой ситуации.

Товарища, окна, скворца, гороха.

-Посмотрите на эти слова. В каком падеже они употреблены?

(В родительном, т. е. в косвенном.)

-Как вы думаете, как поступить, чтобы определить склонение существительных, употреблённых в косвенных падежах?

(Нужно существительное поставить в именительный падеж един

ственного числа.)

-Так, Ваня, а ты как думаешь?

-Согласны с этим предположением?

-Давайте его проверим. Что нужно сделать?

(Кто? Товарищ – м. р., окончание нулевое – 2 скл. и т. д.)

-Видите, ребята, Максим оказался прав. Молодец! Какую учебную задачу поставим на урок?

4. Работа по теме урока.

а) Игра «Найди лишнее слово».

-Определите, по какому принципу собраны слова в группу и найдите «лишнее» слово.

Улыбка, юноша, болезнь, природа.

Награда, крыло, боец, упрямство.

Радость, болото, отец, явление.

Степь, зелень, посёлок, горсть.

Ладонь, ладошка, площадь, пыль.

В лесу, на картине, к печи, дворец.

(Дворец – существительное в именительном падеже, остальные – в косвенных. Дворец – 2 скл.)

-Почему у слова «дворец» вы смогли быстро определить склонение? (Оно стоит в И. п.)

-Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (Они употреблены в косвенных падежах.)

-Что же нужно сделать, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно существительное поставить в И. п. ед. числа.)

В лесу – лес, 2 скл.

На картине – картина, 1 скл.

К печи – печь, 3 скл.

 

б) Работа по учебнику.

Чтение памятки, стр. 91.

Упр. 176, стр. 92.

-Прочитайте текст.

-Что это за текст?

-Где построили дельфинарий?

-Чем в нём занимаются?

-Как выступают дельфины перед посетителями?

-Чем награждают дельфинов за выступление?

-Как бы вы озаглавили текст?

-Найдите в тексте имена существительные. Напишите их в И. п. ед. числа. Укажите склонение.

-Выпишите предложение «За выступление дрессировщик награждает дельфинов рыбой.» и разберите его по членам. Укажите части речи.

5. Физминутка.

-Отвлечёмся немного от письменной работы.

-Ребята, какие заботы у жителей деревни осенью?

-А вы помогаете родителям в уборке урожая?

-Вы просто молодцы! Я уверена, что вы и мне не откажете в помощи.

Игра «Собери в корзинку».

-На 2-х столах, словно на грядках, разложены предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. Вы возьмёте по корзинке и пойдёте собирать наш богатый урожай. Ваня будет собирать картинки, соответствующие сущ. 1 скл., Максим – 2 скл.

-Какой «урожай» собрал Ваня?

-Какие существительные относятся к 1 скл.?

-Что из перечисленного не растёт в нашем крае?

-А где растут эти ягоды?

-Что в корзинке у Максима?

-Какие существительные относятся ко 2 скл.?

Что из твоего урожая не растёт у нас?

-Кстати, несмотря на его величину, арбуз – это тоже ягода.

-Ребята, а почему вот этот овощ вы не захотели взять в свои корзинки? Ведь он очень полезный. Кто знает, чем он полезен? (В нём много каротина – вещества, полезного для глаз.)

6. Закрепление пройденного материала.

а) Письмо по памяти.

Упр. 66, стр. 35.

-Сейчас я прочитаю строки стихотворения «Лебеди», а вы попробуйте представить себе эту картину в своём воображении.

Подморозило речку и луг,

Дремлет озимь, от снега седая.

Позже всех улетает на юг

Лебедей белокрылая стая.

- Прочитайте текст сами.

-Как вы понимаете смысл 2-ой строчки?

-Какое слово употреблено в переносном смысле?

-О чём говорится в тексте?

-Подумайте, что бы вы нарисовали к этому стихотворению?

-Совпадают ли ваши представления с тем, что изображено на этой иллюстрации?

-Найдите слова, написание которых вызывают затруднения. Объясните их написание.

-Выучите текст. (Ваня должен был дома его выучить, поэтому сейчас повторит его.)

-Ещё раз внимательно прочитайте текст, чётко проговаривая каждое слово.

-Напишите стихотворение по памяти.

-Обозначьте склонение существительных.

б) Работа по индивидуальным карточкам.

7. Итог урока.

-Права ли та девочка, которая утверждала, что существительное «товарища» - 1 скл.? (Нет.)

-Какая учебная задача стояла перед нами?

-Удалось ли нам справиться с нею?

Оценивание уч-ся.

8. Домашнее задание.

Упр. 174, выучить памятку на стр. 91.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах »

МОУ «Ольховецкая ООШ»















Урок русского языка по теме:



«Определение склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах».



4 класс



Учитель: Луканина Алевтина Сергеевна







д. Ольховец


2009 год



Цели урока: учить определять склонение существительного,

если оно употреблено в косвенном падеже;

обобщать знания детей о склонении имён

существительных;

развитие внимания, памяти, логического мышле-

ния, речи уч-ся;

расширение кругозора детей.


Оборудование: таблица, карточки со словарными словами,

иллюстрации, перфокарты, предметные картинки,

корзинки.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня у нас очень ответственный урок. Я надеюсь, что мы с вами со всем справимся. Всё будет хорошо.


  1. Минутка чистописания. Словарно – орфографическая работа.

- Как вы уже догадались, мы повторим написание заглавной и строчной букв Ж, ж.

ЖЖЖ Жж жжж

-Вспомним словарные слова, которые начинаются с буквы «ж».

Письмо слов под диктовку учителя.

Ж-лать, ж-лезо, ж-лтый, женщ-на, ж-лище.

Самопроверка словарной работы.

-Как бы вы объяснили лексическое значение последнего слова?

(Жилище – помещение, в котором живут, можно жить.)

-Подберите однокоренные слова к этому слову. Каковы признаки однокоренных слов?

(Жилище, жилец, жилплощадь, жилищные, жильё.)

-Придумайте предложение с любым из слов.

-Молодцы! А теперь давайте определим склонение существительных в словарных словах.

-Вспомните, какие существительные относятся к 1, 2, 3 скл.



  1. Сообщение целей урока.

-Однажды, проверяя тетради ребят, у одной девочки я увидела такую запись: существительные 1 скл. – товарища, окна, скворца, гороха. Когда я сказала ей, что она не права, ученица мне ответила: «Существительное товарища мужского рода, окончание –а, значит, оно 1 скл.»

-Ребята, давайте разрешим этот спор и разберёмся в этой непростой ситуации.

Товарища, окна, скворца, гороха.

-Посмотрите на эти слова. В каком падеже они употреблены?

(В родительном, т. е. в косвенном.)

-Как вы думаете, как поступить, чтобы определить склонение существительных, употреблённых в косвенных падежах?

(Нужно существительное поставить в именительный падеж един

ственного числа.)

-Так, Ваня, а ты как думаешь?

-Согласны с этим предположением?

-Давайте его проверим. Что нужно сделать?

(Кто? Товарищ – м. р., окончание нулевое – 2 скл. и т. д.)

-Видите, ребята, Максим оказался прав. Молодец! Какую учебную задачу поставим на урок?


  1. Работа по теме урока.

а) Игра «Найди лишнее слово».

-Определите, по какому принципу собраны слова в группу и найдите «лишнее» слово.

Улыбка, юноша, болезнь, природа.

Награда, крыло, боец, упрямство.

Радость, болото, отец, явление.

Степь, зелень, посёлок, горсть.

Ладонь, ладошка, площадь, пыль.

В лесу, на картине, к печи, дворец.

(Дворец – существительное в именительном падеже, остальные – в косвенных. Дворец – 2 скл.)

-Почему у слова «дворец» вы смогли быстро определить склонение? (Оно стоит в И. п.)

-Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (Они употреблены в косвенных падежах.)

-Что же нужно сделать, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно существительное поставить в И. п. ед. числа.)

В лесу – лес, 2 скл.

На картине – картина, 1 скл.

К печи – печь, 3 скл.


б) Работа по учебнику.

Чтение памятки, стр. 91.

Упр. 176, стр. 92.

-Прочитайте текст.

-Что это за текст?

-Где построили дельфинарий?

-Чем в нём занимаются?

-Как выступают дельфины перед посетителями?

-Чем награждают дельфинов за выступление?

-Как бы вы озаглавили текст?

-Найдите в тексте имена существительные. Напишите их в И. п. ед. числа. Укажите склонение.

-Выпишите предложение «За выступление дрессировщик награждает дельфинов рыбой.» и разберите его по членам. Укажите части речи.


  1. Физминутка.

-Отвлечёмся немного от письменной работы.

-Ребята, какие заботы у жителей деревни осенью?

-А вы помогаете родителям в уборке урожая?

-Вы просто молодцы! Я уверена, что вы и мне не откажете в помощи.

Игра «Собери в корзинку».

-На 2-х столах, словно на грядках, разложены предметные картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. Вы возьмёте по корзинке и пойдёте собирать наш богатый урожай. Ваня будет собирать картинки, соответствующие сущ. 1 скл., Максим – 2 скл.

-Какой «урожай» собрал Ваня?

-Какие существительные относятся к 1 скл.?

-Что из перечисленного не растёт в нашем крае?

-А где растут эти ягоды?

-Что в корзинке у Максима?

-Какие существительные относятся ко 2 скл.?

Что из твоего урожая не растёт у нас?

-Кстати, несмотря на его величину, арбуз – это тоже ягода.

-Ребята, а почему вот этот овощ вы не захотели взять в свои корзинки? Ведь он очень полезный. Кто знает, чем он полезен? (В нём много каротина – вещества, полезного для глаз.)


  1. Закрепление пройденного материала.

а) Письмо по памяти.

Упр. 66, стр. 35.

-Сейчас я прочитаю строки стихотворения «Лебеди», а вы попробуйте представить себе эту картину в своём воображении.


Подморозило речку и луг,

Дремлет озимь, от снега седая.

Позже всех улетает на юг

Лебедей белокрылая стая.


-Прочитайте текст сами.

-Как вы понимаете смысл 2-ой строчки?

-Какое слово употреблено в переносном смысле?

-О чём говорится в тексте?

-Подумайте, что бы вы нарисовали к этому стихотворению?

-Совпадают ли ваши представления с тем, что изображено на этой иллюстрации?

-Найдите слова, написание которых вызывают затруднения. Объясните их написание.

-Выучите текст. (Ваня должен был дома его выучить, поэтому сейчас повторит его.)

-Ещё раз внимательно прочитайте текст, чётко проговаривая каждое слово.

-Напишите стихотворение по памяти.

-Обозначьте склонение существительных.


б) Работа по индивидуальным карточкам.




  1. Итог урока.

-Права ли та девочка, которая утверждала, что существительное «товарища» - 1 скл.? (Нет.)

-Какая учебная задача стояла перед нами?

-Удалось ли нам справиться с нею?


Оценивание уч-ся.


  1. Домашнее задание.

Упр. 174, выучить памятку на стр. 91.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Склонение имён существительных, употреблённых в косвенных падежах

Автор: Луканина Алевтина Сергеевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Презентация "Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных, употреблённых в косвенных падежах""
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiia-uprazhnieniia-v-raspoznavanii-tipa-sklonieniia-imion-sushchiestvitiel-nykh-upotrieblionnykh-v-kosviennykh-padiezhakh"
    ["file_id"] => string(6) "266879"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450266125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства