Просмотр содержимого документа
«СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА С ТВЕРДЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ ОСНОВЫ »
Урок по русскому языку по системе Занкова (Полякова А.В.) Склонение имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы
3 четверть
Цель: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.
Регулятивные:
– владеть различными видами контроля и оценки;
– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.
Познавательные:
– индивидуально распознавать новую задачу;
– осуществлять рефлексию способов и условий действия;
Коммуникативные:
– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и про должать их логику мышления;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе;
– контролировать действия партнера
Ход урока
Этап мотивации
Актуализация знаний. Чистописание.
– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Г.
– Запишите, продолжив закономерность: Ггг Г ггг.
– Запишите. Назовите произведения автора.
Горький Алексей Максимович.
II. Словарно-орфографическая работа.
– Замените одним словом словосочетание: притягательная сила, очарование. (Обаяние.)
Т о л к о в а н и е с л о в а: слово обаяние образовано от древнерусского слова обаяти– околдовать словами, которое, в свою очередь, произошло от глагола баяти – говорить.
– Запишите слово, проговаривая его по слогам, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.
– Придумайте и запишите предложение с этим словом. (Я сразу почувствовал обаяние этой замечательной актрисы.)
III. Построение проекта
1. Н а б л ю д е н и е за употреблением прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.
– Определите род и падеж имени прилагательного.
– Что вы можете сказать об основе прилагательного замечательной? (Это прилагательное с твердым согласным на конце основы.)
– Просклоняйте имя прилагательное женского рода с твердым согласным на конце основы (замечательная актриса). Выделите окончание.
И. п. (какая?) – замечательн (актриса).
Р. п. (какой?) – замечательн (актрисы).
Д. п. (какой?) – замечательн (актрисе).
В. п. (какую?) – замечательн (актрису).
Т. п. (какой?) – замечательн (актрисой).
П. п. (о какой?) – о замечательн (актрисе).
– Что вы заметили? (Окончания в падежных вопросах такие же, как и у прилагательных. Одинаковые окончания у прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.)
2. Р а б о т а п о т а б л и ц е (упражнение 272, с. 43).
– Прочитайте таблицу склонений прилагательных женского рода и назовите падежные окончания.
– Что вы заметили? (В родительном, дательном, творительном и предложном падежах окончания имен прилагательных женского рода пишутся не так, как произносятся.)
– Как проверить эту орфограмму? (По окончанию в падежных вопросах.)
IV. Реализация проекта
1. В ы б о р о ч н о е с п и с ы в а н и е (упражнение 271, с. 42).
– Выпишите в порядке падежей выделенные прилагательные и существительные.
– Обратите внимание на падежные окончания прилагательных женского рода.
2. У п р а ж н е н и е в определении падежа имени прилагательного (упражнение 275, с. 44).
3. Т в о р ч е с к и й д и к т а н т.
Учитель читает текст один раз полностью, далее диктует по предложениям без имен прилагательных. Учащиеся должны записать текст с именами прилагательными, подходящими по смыслу.
Синицу легко узнать по желтой грудке и черной шапочке на голове. Зимой она прилетает из леса ближе к жилью людей. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице.
Вот и помоги ей. Устрой кормушку. Накорми ее хлебом и салом.
Птица подружится с тобой. Будет навещать, постукивать острым клювом в окошко. Веселой песенкой будет по утрам приветствовать. Летом она отблагодарит тебя за помощь.
(По А. Баркову.)
Слова навещать, приветствовать, отблагодарит выписаны на доску, учитель объясняет их смысл.
– Есть ли разница между текстами с прилагательными и без них?