Куні.Дата. 28.01. Сынып 11
Такырыбы. Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными и разными видами связи.
Типі Тип. обобщения и систематизации зун
Максаттар Цели: к концу урока учащиеся смогут обобщить свои знания о сложных предложениях, выбрать и применить нужную информацию, вынести суждение о принадлежности текста к стилю речи, сконструировать текст определенного стиля и типа с использованием сложых предложений.
Задачи: обеспечить обобщение понятий о сочинительной, подчинительной и бессоюзной связи в сложных предложениях, средствах связи предикативных частей в сложных предложениях, формирование умения ставить знаки препинания и определять структуру в сложных предложениях, развивать информационные, коммуникативные компетентности уч-ся, воспитывать положительное отношение к знаниям, казахстанский патриотизм.
Әдістері Методы. Репродуктивный, наглядно-иллюстративный, практический, контроля.
Көрнекілігі Оборудование: учебник, тест, карточки.
Сабактын барысы. Ход урока.
I. Ұйымдастыру кезені Оргмомент. 2 м.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Психологический настрой. Постановка целей – Дерево ожидания.
II.Актуализация прежних знаний. 35 м.
1.Лингвистическая разминка. Подготовка к итоговой аттестации.
Поставьте имена числительные в нужном падеже, определите падеж: около 400 экземпляров, из 250 книг, к 500 участникам, с 300 школьниками, о 90 тетрадях.
2. Распределительная работа. Запишите номера предложений в два столбика: с запятой между частями ссп и без нее.
1)На рассвете сгущался туман и капли падали на листья березы. 2)Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов. 3)Где проложат трассу и кто будет ее строить? 4)Вот поляна и зеленый лес. 5)То дождь идет то град то снег пушистый. 6)Шторм воет или шум катера похож на вой.
3. Повторение правописания н и нн.
Поступили в продажу кваше…ая в бочках капуста, моче..ые яблоки и соле…ые огурцы. Море взволнова…о бурей. Оратор говорил взволнова…о. Мальчик слушал рассея…о. Зерно рассея…о по полю. Немороже…ые овощи полезнее, чем мороже…ые, свежезамороже…ые или мороже…ые в холодильнике.
4.Составление ассоциативной карты о спп.
5.Работа с квазитекстом.
1)Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae), она широко распространена в Северном полушарии, где общее число видов — около ста. 2)Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз. 3)Но не только красотой славится береза: «деревом об четыре дела» издревле называют березу в народе, и одним из этих «дел» является то, что береза лечит от многих заболеваний. 4)Слушаю - и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз. 5)В этой статье я и хочу рассказать о целебных свойствах березы белой. 6)Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста(поверхностный слой коры), берёзовый сок; почки и листья применяют в медицине; некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. 7)Все очнётся в памяти невольно, отзовётся в сердце и в крови. 8)В медицине используются листья, почки, кора, соцветия и березовый сок, так как все они содержат разные биологические вещества, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека. 9)Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви. 10)Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов. 11)Начнем с березовых почек: в них содержится столько полезных веществ, что приготовленные из них лекарства вполне могут заменить пол-аптеки.
-Какой темой объединены предложения? Является ли текстом то, что вы прочитали?
- Сколько текстов можно выделить в этом квазитексте? Выпишите номера предложений каждого из трех текстов.
Проверка. Текст №1: 1,6,8,10
Текст №2: 2,4,7,9
Текст № 3: 3,5,11
- Выполните синтаксический анализ выделенных предложений.
6.Работа с текстами.
Текст № 1.
Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae), она широко распространена в Северном полушарии, где общее число видов — около ста. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста(поверхностный слой коры), берёзовый сок; почки и листья применяют в медицине; некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. В медицине используются листья, почки, кора, соцветия и березовый сок, так как все они содержат разные биологические вещества, которые оказывают лечебное воздействие на организм человека. Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов.
1.Значение слова «полоса» в данном тексте:
А)Длинный ровный след.
В)Отдельный протяженный участок чего-то.
С)Небольшой узкий участок пахотной земли крестьянского надела.
Д)Страница в наборе, в печатном издании.
Е)Промежуток времени, пора, период.
2.Укажите правильные ответы.
1)Береза широко распространена в Южном полушарии.
2)В хозяйстве используется березовый сок.
3)В хозяйстве используют березовые почки.
4)В медицине используют кору березы.
5)Береза занимает важное место в культуре казахов.
А)1,3
В)2,3
С)3,5
Д)2,4
Е)3,4
3.Укажите стиль данного текста
А)научный
В)официально-деловой
С)публицистический
Д)разговорный
Е)художественный
Текст № 2.
Я люблю, когда шумят берёзы, когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы на глаза, отвыкшие от слёз.
Все очнётся в памяти невольно, отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно, будто кто-то шепчет о любви.
4.Укажите стиль данного текста
А)научный
В)официально-деловой
С)публицистический
Д)разговорный
Е)художественный
5.В стихотворении речь идет о времени года.
А)лето,
В)весна
С)зима
Д)осень
Е)нет данных
6.Соотнесите
1.слезы | А)шумят |
2.кто-то | В)падают |
3.березы | С)набегают |
4.листья | Д)отзовется |
5.всё | Е)шепчет |
А)1С, 2Е, 3В, 4Д, 5А
В)1С, 2Е, 3А, 4В, 5Д
С)1А,2В,3Д,4С,5Е
Д)1В, 2А, 3С, 4Е, 5Д
Е)1Е, 2Д, 3А, 4С, 5В
Текст № 3.
Но не только красотой славится береза: «деревом об четыре дела» издревле называют березу в народе, и одним из этих «дел» является то, что береза лечит от многих заболеваний. В этой статье я и хочу рассказать о целебных свойствах березы белой. Начнем с березовых почек: в них содержится столько полезных веществ, что приготовленные из них лекарства вполне могут заменить пол-аптеки.
7.О «белой березе» писал
А)Ф.Тютчев
В)А.Фет
С)С.Есенин
Д)В.Маяковский
Е)А.Блок
8.Судя по тексту, больше всего полезных веществ содержится в березовых(ой, ом)
А)коре
В)древесине
С)листьях
Д)почках
Е)соке
9.Укажите тип речи
А)повествование
В)рассуждение
С)описание
Д)повествование с элементами описания
Е)повествование с элементами рассуждения
10. Укажите стиль данного текста
А)научный
В)официально-деловой
С)публицистический
Д)разговорный
Е)художественный
Ключ: 1В 2Д 3А 4Е 5Д 6В 7С 8Д 9В 10С
7.Творческая работа. Напишите эссе «Береза».
III. Инструктаж по выполнению домашнего задания.1 м.
1)Подобрать аргументы к эссе «Должен ли человек быть интеллигентным?»
2)Работа по карточкам. Расставить знаки.
1.Все пейзажи Левитана сыплющиеся пожухлые листья и загнивающие травы тихое гудение пчел перед холодами и тусклое предзимнее солнце едва заметно прогревающее землю темные стога и дальние избы передают печаль прощальных дней. 2.Солнце еще не поднялось из-за низкорослого корявого березняка видневшегося поодаль но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и мягко золотя восточный склон высоты сверкали россыпью розовых искр в росистой траве. 3.Плывут бегут смутные силуэты холмов и кустарников с мгновенным глухим рокотом проносятся под колесами чугунные мостики в далеких чуть белеющих полях мелькают огоньки глухих деревушек. 4.Научные труды Шокана Уалиханова по истории этнографии культуре географии праву религии тюркских и монгольских народов явились важным вкладом не только в евразийское но и мировое востоковедение. 5.Наступила полутьма уже разжиженная хмурым рассветом зазвенели комары которые составляли пожалуй единственное неудобство этого славного лесного жилья. 6.Со своими лихими жигитами Утемис отец Махамбета не раз отводил беду от родных юрт уводил свой аул в такие дали куда боялись подступиться наемники хана и карательные отряды казачьих атаманов а когда сын Айчуака Жанторе был избран ханом Младшего жуза Утемис не признал его. 7.Сдержанные рыдания матери заставили ребенка проснуться и взглянув на мать и на стоящую в дверях с зажженной восковой свечой бабушку ребенок тоже заплакал. 8.Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым блеском отражались в реке. 9.Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд. 10.Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колес по кремнистой дороге а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
IV.Сабақтың қорытындысы. 2 м Подведение итогов урока. Рефлексия. Самооценка.
Ф.И. |
Правописание числительных (1 балл за каждый правильный ответ, всего 5 баллов) | Распределительная работа (1 балл за каждый правильный ответ, всего 6 баллов) | Правописание н и нн (1 балл за каждый правильный ответ, всего 11 б.) | Разбор предложений – 1 б. | Работа с текстами – 10 б. (1 балл за каждый правильный ответ) | Эссе – 7 баллов (наличие заголовка – 1 балл, наличие тезиса – 1 балл, наличие двух аргументов – 1 балл, наличие вывода – 1 балл, использование сложных предложений – 1 балл, не более 2 орфографических и 2 пунктуацион-ных ошибок – 1 балл, эмоциональный, художественный язык – 1 балл). |
балл | | | | | |
37-40 баллов – «5», 32-36 баллов – «4», 20-31 балл – «3». Моя оценка - |
Ф.И. |
Правописание числительных (1 балл за каждый правильный ответ, всего 5 баллов) | Распределительная работа (1 балл за каждый правильный ответ, всего 6 баллов) | Правописание н и нн (1 балл за каждый правильный ответ, всего 11 б.) | Разбор предложений – 1 б. | Работа с текстами – 10 б. (1 балл за каждый правильный ответ) | Эссе – 7 баллов (наличие заголовка – 1 балл, наличие тезиса – 1 балл, наличие двух аргументов – 1 балл, наличие вывода – 1 балл, использование сложных предложений – 1 балл, не более 2 орфографических и 2 пунктуацион-ных ошибок – 1 балл, эмоциональный, художественный язык – 1 балл). |
балл | | | | | |
37-40 баллов – «5», 32-36 баллов – «4», 20-31 балл – «3». Моя оценка - |
Стиль/ Речевая ситуация (Р.с.) | Задачи речи | Сфера применения | Общие стилевые черты | Языковые средства, характерные для стиля |
Научный | Сообщение, передача научной информации | 1) В устной речи – уроки, лекции, доклады; 2) в письменной речи – учебники, словари, энциклопедии, научная и научно-популярная литература | Точность, последовательность, логичность, лаконичность, объективность, неэмоциональность | 1) Употребление слов в прямом значении, использование терминов различных областей науки; 2) использование вводных слов (во-первых, во-вторых, следовательно, очевидно, вероятно),сложноподчиненных предложений с подчинительными союзами потому что, так как, если, вследствие того что; 3) иллюстрирование утверждений примерами, цифрами, цитатами |
Художествен-ный | Воздействие на читателей или слушателей с помощью созданных картин и образов | Произведения устного народного творчества, произведения художественной литературы | Образность, эмоциональность, субъективность | 1) Богатство и разнообразие лексики, широкое использование средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений и т.д.); 2) использование всех возможностей синтаксиса |
Публицистичес-кий | Воздействие на читателей или слушателей | 1) В устной речи – выступления на собраниях, митингах; в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах | Злободневность, информативность, конкретность, лаконичность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность; четко выраженное авторское отношение к проблеме | 1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; употребление общественно значимых понятий:свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура;использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; 2) широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов |
Поставьте имена числительные в нужном падеже: около 400 экземпляров, из 250 книг, к 500 участникам, с 300 школьниками, о 90 тетрадях.
Запишите номера предложений в два столбика: с запятой между частями ссп и без нее.
1)На рассвете сгущался туман и капли падали на листья березы. 2)Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов. 3)Где проложат трассу и кто будет ее строить? 4)Вот поляна и зеленый лес. 5)То дождь идет то град то снег пушистый. 6)Шторм воет или шум катера похож на вой.
Повторение правописания н и нн.
Поступили в продажу кваше…ая в бочках капуста, моче..ые яблоки и соле…ые огурцы. Море взволнова…о бурей. Оратор говорил взволнова…о. Мальчик слушал рассея…о. Зерно рассея…о по полю. Немороже…ые овощи полезнее, чем мороже…ые, свежезамороже…ые или мороже…ые в холодильнике.
Квазитекст.
-Какой темой объединены предложения? Является ли текстом то, что вы прочитали?
- Сколько текстов можно выделить в этом квазитексте? Выпишите номера предложений каждого из трех текстов.
- Выполните синтаксический анализ выделенных предложений.
Работа с текстами.
Напишите эссе «Береза». Используйте сложные предложения.
Домашняя работа.
1)Подобрать аргументы к эссе «Должен ли человек быть интеллигентным?»
2) Расставить знаки.
1.Все пейзажи Левитана сыплющиеся пожухлые листья и загнивающие травы тихое гудение пчел перед холодами и тусклое предзимнее солнце едва заметно прогревающее землю темные стога и дальние избы передают печаль прощальных дней. 2.Солнце еще не поднялось из-за низкорослого корявого березняка видневшегося поодаль но первые оранжевые лучи острыми иглами пробивались через листву и мягко золотя восточный склон высоты сверкали россыпью розовых искр в росистой траве. 3.Плывут бегут смутные силуэты холмов и кустарников с мгновенным глухим рокотом проносятся под колесами чугунные мостики в далеких чуть белеющих полях мелькают огоньки глухих деревушек. 4.Научные труды Шокана Уалиханова по истории этнографии культуре географии праву религии тюркских и монгольских народов явились важным вкладом не только в евразийское но и мировое востоковедение. 5.Наступила полутьма уже разжиженная хмурым рассветом зазвенели комары которые составляли пожалуй единственное неудобство этого славного лесного жилья. 6.Со своими лихими жигитами Утемис отец Махамбета не раз отводил беду от родных юрт уводил свой аул в такие дали куда боялись подступиться наемники хана и карательные отряды казачьих атаманов а когда сын Айчуака Жанторе был избран ханом Младшего жуза Утемис не признал его. 7.Сдержанные рыдания матери заставили ребенка проснуться и взглянув на мать и на стоящую в дверях с зажженной восковой свечой бабушку ребенок тоже заплакал. 8.Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера мало-помалу исчезали во мгле ночи звёзды острым блеском отражались в реке. 9.Мягкое и серебристое оно слилось там с синим южным небом и крепко спит отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков неподвижных не скрывающих собою золотых узоров звезд. 10.Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колес по кремнистой дороге а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.