kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школа в наших сердцах

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Т.Твардовский. " Василий Тёркин"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школа в наших сердцах»







Разработка открытого урока на тему: А.Т.Твардовский. « Василий Тёркин»

Учительницы средней школы № 63

г. Намангана

Левченко Надежды Александровны













Тема урока: АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ «ВАСИЛИЙ ТЁРКИН»

Цели: Образовательная: ознакомить учащихся с идейным содержанием темы, сформировать представление о личности А. Т. Твардовского; познакомить учащихся с особенностями сюжета и композиции поэмы; помочь учащимся прочувствовать трагическую ноту войны.

Развивающая: Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников. Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

Воспитательная: пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

К 3- умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений литературы в жизненных ситуациях.

Тип урока: Изучение новой темы.

Вид урока: Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Оборудование: Портрет А.Т.Твардовского. Иллюстрации.

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

План урока

I. Организационный момент ( 5 минут).

II. Проверка домашнего задания ( 5 минут).

III. Изучение новой темы ( 17 минут).

IV. Закрепление новой темы ( 10 минут).

V. Итог урока. Оценивание ( 3 минут).

VI. Домашнее задание ( 5 минут).

Ход урока


1.Организационный момент. (5 минут).

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку. Рапорт дежурного.

Настрой учащихся на работу.

Разговорная пятиминутка. Беседа на тему: « О войне».

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Что вы знаете об этой войне?

3. Когда кончилася война?

II. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальный опрос.

2. Выставление и комментирование оценок.

III. Изучение новой темы.

Прежде чем познакомить вас с творчеством А.Т. Твардовского, хочу зачитать вам стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т.Твардовского» (1988 г)

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.


Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.


Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.


Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

1. Чтение эпиграфа к данному этапу урока.

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

К. Симонов.

В чем смысл эпиграфа?

2. Знакомство с биографией А. Т. Твардовского.


А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Он начал сочинять стихи еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что пер­вое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имел понятия о правилах стихосложения... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, Ряда, и музыки,- желание родить их на свет — немедленно, чувство, со­путствующее и доныне всякому новому замыслу».

Д ля формирования личности будущего поэта имело большое зна­чение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспиты­вал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Не­красова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гим­назии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником об­щественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», по­сылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о не­исправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотребле­нии местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская де­ревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подпи­сью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 — 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогиче­ском институте на гуманитарном факультете, затем в Московском ин­ституте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печа­тается.

К. Симонов так вспоминает об этом периоде: «Пришедшая к нему слава нисколько не поколебала его серьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много... Став выдающимся поэтом, он оставался вы­дающимся студентом, с упорством продолжая пути к заветной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитар­ном высшем учебном заведении страны».

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

3. Творческий путь поэта.

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он напи­сал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям воен­ных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построе­но как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год вой­ны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, на­писанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце ле­жит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью — даль», и «По праву памяти» содержат лириче­скую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью — даль» является путешествие поэта в поезде «Москва — Влади­восток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во вре­мени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше виков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запре­щена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и дела­ет его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает мно­гих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «бога­тырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поко­ление». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет — немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечатать­ся в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновле­ния общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним — прозы Солженицына. А потом — целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардов­ский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пас­тернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В кру­ге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

4. История создания поэмы «Василий Теркин».

«Переправа, переправа… Берег левый, берег правый…» - это строки из одного из самых легендарных произведений времен Великой Отечественной войны «Василий Теркин». В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы.Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

5. Словарная работа.

Гордый- magrur

Война –urish

Cкрепит- gijillayapti

6. Составление предложений с новыми словами.

7. Выразительное чтение поэмы.


IV. Закрепление новой темы.

1. Физкультминутка: «имитация дождя». Создание эмоционального настроения, подготовка к анализу поэмы.

2. Анализ поэмы.

Поэма «Василий Теркин» — произведение подлинно новаторское по своим жанрово- стилевым и сюжетно-композиционным особен­ностям.

Ответы учащихся.

Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронто­вым читателем. Так родился структурный принцип внутренней за­вершенности каждой беседы — главы: фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погиб­ав или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Законченность поэме придают объективно — исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

Слово учителя.

Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос) (каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный,смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

- На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? ( «Вот стихи, и все понятно, Все на русском языке»). И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины 20 века.

V. Итог урока. Оценивание.

Мы видим, что в поэме отражены все стороны фронтовой жизни — сражения, подвиги, бытовые трудности и маленькие радости, ненависть к врагу и щемящая любовь к родной земле, тоска по дому, воспоминания о мирном времени, тяготы тыловой жизни и т. д. Такой всесторонний тематический охват говорит нам о том, что это эпическое произведение. Голос автора, часто звучащий в поэме, привносит в нее лирическое начало. Таким образом, поэма «Василий Теркин» является лиро-эпическим произведением.

VI. Домашнее задание.

  1. Прочитайте главу «О награде»; ответьте на вопросы 1—3.

  2. Выучить наизусть отрывок из этой главы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школа в наших сердцах

Автор: Левченко Надежда Александровна

Дата: 26.04.2020

Номер свидетельства: 548004

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Их подвиги останутся в наших сердцах" к 70-летию Победы "
    ["seo_title"] => string(65) "ikh-podvighi-ostanutsia-v-nashikh-sierdtsakh-k-70-lietiiu-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "210170"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431370631"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) ""Эхо войны в наших сердцах" "
    ["seo_title"] => string(31) "ekho-voiny-v-nashikh-sierdtsakh"
    ["file_id"] => string(6) "198801"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428470595"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Самопознание.   Тема:Школа наш общий дом. "
    ["seo_title"] => string(44) "samopoznaniie-tiema-shkola-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "167120"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423052545"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сценарий праздника к 8 марта в начальной школе "Наши девочки - самые прекрасные ""
    ["seo_title"] => string(87) "stsienarii-prazdnika-k-8-marta-v-nachal-noi-shkolie-nashi-dievochki-samyie-priekrasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "313507"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459496468"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Сценарий последнего звонка "Прощай школа" "
    ["seo_title"] => string(48) "stsienarii-posliedniegho-zvonka-proshchai-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "104742"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402755369"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства