Просмотр содержимого документа
«С. Баруздин «Мамина работа» »
Мангистауская область город Актау
С. Баруздин «Мамина работа»
Место проведения: СШ №17
Провела: учитель русского языка СШ №17Дюсембаева Г.Х.
Актау 2014 г.
Тема: С. Баруздин. Мамина работа (Слайд №1)
Цели:
Обобщить знание учащихся о родах имен существительных
Формировать умение распознавать имена существительные по родам.
Развивать речь учащихся, их творческое воображение, наблюдательность, кругозор.
Воспитать коллективные навыки работы в группе, воспитать интерес к профессиям.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы и приёмы: активные методы обучения
Прогнозируемые результаты: дети должны научиться определять род имен существительных, употреблять их в речи, свободно общаться на не родном языке, дети должны понять роль труда в жизни людей и правильно выбрать профессию.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы должны им показать,
Как умеем мы читать,
Думать, мыслить, размышлять
На вопросы отвечать.
(гостям) - Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Мотивация.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Работать мы будем в группах. Оценивать сегодня группы будут друг друга. Перед вами оценочные листы после каждого задания одна группа оценивает знания другой по баллам, указанным в них. Не забывайте о правилах поведения в группе, о маршрутной карте. Маршрутная карта поможет вам в работе. А сейчас обратите внимание на тему и цели урока.
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (Ответы детей)
- Сегодня мы продолжим тему о труде, о его главное роли в жизни человека. Узнаем о том, что такое профессия. Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность.
- Обратите внимание на слово «трудовая». Что это значит? (Ответы детей)
- Ребята, скажите, а наш главный труд какой? Дети говорят, что их главный труд – учёба.
- Что мы должны делать, чтобы получить хорошую профессию? (Ответы детей). А сейчас, давайте, прочитаем наизусть стихотворение о девочке, которая учится на одни пятёрки.
3. Проверка домашнего задания.
Задание № 1
Чтение наизусть стихотворения о трудолюбивой девочке. Читают с каждой команды по 2 ученика.
Задание № 2
Знание пословиц о труде. Кто больше знает.
Введение в тему урока.
Задание № 3
Конкурс «Отгадай-ка»
1 команда: Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит,
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (Доктор, врач)
2 команда: С огнём бороться мы должны
Мы смелые работники
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
1 команда: Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные. Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты
Все завтраки, обеды. (Повар)
2 команда: Он учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
Задание № 4
Конкурс «Узнай по описанию»
1 команда: (Слайд № 2)
Заболел щенок. А сегодня отказался от еды и не хочет играть. Положил свою мордочку на лапы и лежит. Как помочь твоему другу знает врач, который лечит животных. Он даёт щенку лекарства. Как называют этого врача? (Ветеринар) (Слайд № 3)
2 команда: (Слайд № 4)
Это редкая профессия. Её выбирают сильные люди. Их называют мастерами подводных дел. У них много работы. Они строят причалы и мосты. Укрепляют песчаные берега, обследуют дно рек и морей. И, конечно, они спасают людей и кораблей, потерпевших крушение. (Водолаз) (Слайд № 5)
Задание № 5
(Дети приклеивают соответствующее слово)
Трактор водит… (тракторист)
Электричку… (машинист)
Стену выкрасил… (маляр)
Доску выстругал… (столяр)
В жаркой кузнице… (кузнец)
Кто всё знает… (молодец) (Слайд № 6 с ответами)
5. Новая тема.
- Ребята, сегодня мы узнаем ещё об одной профессии из рассказа С. Баруздин «Мамина работа» (Краткие сведения об авторе) (Слайд № 7)
Показывает видео о ткацкой фабрике (Слайд № 8)
Словарная работа: здание – ғимарат; повсюду - барлық жерде; растерялась (не знала, что делать) - тосыннан сасып қалды; ткань – мата; ткач, ткачиха- тоқымашы; ткёт, ткут – тоқиды. (Слайд № 9)
Чтение текста «Мамина работа» учителем.
Беседа по содержанию текста.
Задание № 6
-Где работала мама Светланы? (отвечает 1 команда)
-Кем работала мама девочки? (отвечает 2 команда)
-Что делают на фабрике? (отвечает 1 команда)
-Что шьют из ткани? (отвечает 2 команда)
Задание № 7
Выразительное чтение текста учащимися. Читают с каждой команды по 2 ученика.
6. Физминутка.
- Отгадайте загадку
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он… (артист)
- Представьте, что каждый из вас стал артистом, кто лучше покажет движения?
Утром стрекоза проснулась
Подтянулась, улыбнулась.
Раз – умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
7. Закрепление грамматического материала.
Задание № 8
Составить и написать предложения со словами: фабрика, цех, метро.
Определить род этих существительных.
Задание № 9
Образуйте женский род от следующих профессий и составьте устно по 2 предложения
1 команда: повар, пианист
2 команда: писатель, продавец
8. Рефлексия. Защита постеров.
Учитель раздаёт командам листочки с изображением человека и предлагает завершить рисунок.
- Перед вами, ребята, безликая фигура человека. Кто он? Чем занимается? Мы не знаем. Дорисуйте этот рисунок. Превратите этого человека в представителя профессии, которую вы выберете.
9. Подведение итога урока.
- Ребята, мы познакомились с разнообразными профессиями, узнали кем работает мама Светланы. Оказывается, все профессии нам нужны, все профессии важны. Я надеюсь, что когда вы вырастете и станете взрослыми, то найдёте себе профессию по душе, чтобы за ваш труд каждому из вас сказали: «Вы - настоящий мастер»
10. Задание на дом: написать сочинение «Кем я хочу стать» (Слайд № 10)