Просмотр содержимого документа
«Рекомендации к изучению сложного предложения в 9 классе. Методы и приемы при изучении сложноподчиненного предложения.»
Методическая разработка раздела
образовательной программы по русскому языку
«Сложные предложения с разными видами связи» (9 класс).
Работу выполнила
Субботина Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа №14»
первой квалификационной категории,
педагогический стаж 23 года.
Арзамас
2013
Аннотация
Методическая разработка посвящена проблеме изучения сложного предложения с разными видами связи и расширения знаний по культуре речи учащихся .
Сложное предложение - одна из основных тем курса русского языка в девятом классе, которая представляет для учащихся наибольшую трудность. Избранный автором подход в изучении сложного предложения позволяет сложный для учащихся материал сделать доступным. Знания и умения, полученные учащимися в этом разделе, помогут в дальнейшем изучить структуру сложного предложения правильно расставлять знаки препинания в нём .
Данная методическая разработка ориентирована на учителя общеобразовательной
школы. Она поможет ему в разработке уроков по темам « Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», « Бессоюзное предложение»,
« Сложное предложение с различными видами связи».
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………………. 4
1.Характеристика раздела…………………………………………………………… 6
2.Планирование учебного материала………………………………………………. 8
3.Методы и формы, используемые на уроках изучения раздела…………………… 10
4.Сравнение уровня обучения по итогам изученного раздела………………….. 14
5.Заключение…………………………………………………………………………… 15
6. Список используемой литературы…………………………………………………. 16
7. Приложение 1.Примеры конспектов уроков по разделу…………………………. 17
8. Приложение 2. Дидактический материал, используемый при изучении раздела.. 22
Введение
Актуальной задачей современной школы является реализация компетентного подхода к образованию, а именно формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков. Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем.
В связи с тем, что итоговая аттестация учащихся в 9, 11 классах проходит в новой форме, остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию интеллектуальных, физических,
эмоционально-волевых качеств учащихся.
Авторы контрольно- измерительных материалов ЕГЭ и ГИА уделяют большое внимание сложному предложению. Практика работы показывает, что задания на определение типа сложного предложения, его границ, количества грамматических основ вызывают большие затруднения у обучающихся. Разрешение трудностей создавшейся ситуации вижу через лингвистический анализ предложения и индивидуально-дифференцированную работу с учащимися
Цель моей работы - обобщить опыт в преподавании раздела « Сложные предложения с различными видами связи».
Преподавание русского языка в нашей школе ведется в соответствии с « Программой для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2009 г.»
Знакомство со структурой предложения начинается еще в начальной школе. Там ученик получает основное синтаксическое понятие - «грамматическая основа предложения».
Это понятие для ребенка является необходимым для того , чтобы делить предложения на простые и сложные. Закрепление этих знаний происходит в 5-7 классах. В 8 классе заканчивается изучение простого осложненного предложения. В 9 классе изучение сложного предложения выводится на новый уровень. Сложные предложения разнообразны по своему строению, по количеству простых предложений, которые в них входят. Главный структурный признак сложного предложения – средство его связи. Раздел «Сложное предложение», изучаемый в начале 9 класса позволяет не только повторить знания, полученные учащимися ранее, но и систематизировать их.
Для усвоения синтаксических понятий на основе изучения взаимосвязи их признаков необходимы методы и подходы, обеспечивающие успех в обучении. Одним из таких подходов считаю спиральный, который дает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, а структурная схема позволяет использовать объяснительно-иллюстративный и исследовательский методы. Это позволяет словесный материал предложения сжать с помощью графических обозначений в схему с указанием осложняющего компонента простого предложения в составе сложного, что серьезным образом повышает пунктуационную грамотность и без особого труда позволяет запомнить теоретические сведения.
1. Характеристика раздела «Сложное предложение. Культура речи .»
Преподавание курса русского языка в 9 классах общеобразовательных учреждений осуществляется по учебнику: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобраз. учреждений Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дедейкина О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский.- 6-е изд.-М.: Просвещение.2009
Раздел « Сложные предложения с различными видами связи» является заключительным в системе тем изучения сложного предложения.
Цели изучения раздела «Сложные предложения с различными видами связи»:
1.изучить структуру сложного предложения с различными видами связи;
2.повысить культуру речи учащихся.
Задачи:
1. формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры;
2.уметь разграничивать простые и сложные предложения;
3.знать, что в зависимости от средства связи предложения делятся на союзные и бес-
союзные;
4.уметь разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
5. знать о функции разделительных и выделительных знаков препинания;
6.иметь представление об употреблении авторской пунктуации в сложном предложении;
7.развивать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся;
8. воспитывать у детей стремление к получению новых знаний, расширять кругозор учащихся.
Учащиеся приступают к изучению данного раздела, когда основные теоретические понятия по простому и сложному предложению у школьников уже сформированы на протяжении прошедших лет обучения. Раздел « Сложные предложения с различными видами связи»
позволяет обобщить и систематизировать все то, что дети знали ранее, выявить плохо усвоенный материал.
Данный раздел включает в себя четыре параграфа, в которых говорится об особенностях предложений с различными видами связи. Дается большой материал об употреблении союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях; о постановках знаков препинания в предложениях с различными видами связи; план синтаксического и пунктуационного разбора предложений данной структуры.
Представлен обширный материал теоретических сведений, предложения в упражнениях, подобранные в параграфах, довольно сложны по своей структуре, в них присутствуют осложняющие компоненты. Ведётся повторение орфографии . Известно, что изучение орфографии заканчивается в 7 классе, и если ее не повторять на протяжении дальнейших лет обучения, то дети орфограммы забудут.
В параграфах систематизируются сведения по союзному и бессоюзному предложению, большое внимание обращается на союзное предложение и его средства связи, есть схемы, которые позволяют учащимся зрительно различить типы сложных предложений и помогают в расстановке знаков препинания. Рассматриваемые в упражнениях этого параграфа предложения рассчитаны на учащихся со слабым и достаточно высоким уровнем знаний, чтобы каждому учащемуся на уроке было интересно.
В этом разделе дается обширный материал для работы над культурой речи: уделяется внимание интонации сложного предложения, анализу текста, продолжается работа над выразительностью чтения (параграфы 37,38,39).
Большое внимание уделяется работе над связной речью учащихся.
Урок развития речи, запланированный программой, продолжает работу не только над культурой речи, ее выразительностью, но и дает возможность отработать с учащимися в очередной раз навык написания сочинения - рассуждения по интерпретации
исходного текста, т.е. готовить учащихся к ГИА.
Планирование учебного материала.
«Сложные предложения с различными видами связи».
№
урока
Тема
Цели урока
Формы и методы
1
Понятие о сложном предложении
Знать два основных структурных типа предложения( простое и сложное);
Знать, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные, союзные- на сложносочиненные и сложноподчиненные; уметь разграничивать союзные и бессоюзные сложные предложения
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Знать о назначении знаков препинания в сложном предложении, меть разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения, уметь интонационно правильно читать сложные предложения.
Фронтальная.
Индивидуадьно-дифференцированная
В результате изучения раздела « Сложные предложения с различными видами связи»
Учащиеся должны выработать следующие умения и навыки:
- выделять из предложенного текста предложения данной структуры ;
-знать средства связи между частями сложного предложения;
-различать предложения союзные и бессоюзные;
- различать виды союзных предложений;
-строить схемы;
-правильно ставить знаки препинания.
Методы и формы, используемые на уроках русского языка при изучении раздела.
Формы и методы обучения русскому языку взаимосвязаны и реализуются на практике в различных сочетаниях. В своей работе я применяю как традиционные, так и современные методы обучения русскому языку.
1.Индивидуально-дифференцированный подход - разделение учащихся на группы: сильные, средние, слабые; работа в парах.
Индивидуально-дифференцированный подход необходим в обучении учащихся, т.к. он дает возможность подобрать задания по уровню усвоенного материала. Это позволяет учащимся 1группы работать над предложениями повышенной сложности, а двум другим группам повысить уровень знаний. (См. приложение). Даже самые слабые учащиеся хотят получить индивидуальное задание и верят в то, что они с ним справятся. Таким образом, создается ситуация успеха, так необходимая для учебной мотивации, которой уже почти нет в 9 классах.
2. Репродуктивный метод заключается в выполнении учеником действий по образцу. Он решает конкретные учебные задачи и позволяет улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность.
Очень важно, чтобы учащиеся четко знали признаки предложений и по ним могли определить, о каком предложении идет речь.
Работа проводится в форме игры и заключается в том, что учитель называет признаки, а учащиеся оценивают информацию и на основе этого указывают ( или не указывают) вид предложений. Как показывает опыт, работа по оценке информации хорошо помогает учащимся усвоить признаки сложного предложения, поэтому ее следует проводить при изучении не только этого раздела, но и всех последующих, в которых рассматривается сложное предложение. К тому же эта работа вызывает большой интерес у детей как вид деятельности ученика и учителя и позволяет разнообразить урок.
3.Объяснительно-иллюстративный метод используется при изучении и закреплении нового материала. Передача содержания понятия идет через схему с последующим пояснением. Использую в своей работе структурные схемы. Считаю это оправданным, потому что ученик зрительно через анализ схем видит разницу в структуре предложения.
Правильная постановка учеником знаков препинания связана с умением его выполнять нужные операции в определенной последовательности. В своей работе при анализе предложения использую следующую схему:
1. Прочитайте предложение.
2. Найдите грамматические основы.
3. Укажите количество простых предложений в составе сложного предложения цифрами.
4. Найдите осложняющий компонент каждого предложения (если есть).
5. Определите, чем связываются простые предложения в составе сложного.
6. Составьте схему, указав осложняющие компоненты в частях предложений.
7. Дайте характеристику каждому простому предложению в составе сложного по односоставности и двусоставности , по наличию осложняющего компонента.
4. Для совершенствования учебного процесса используются компьютерныетехнологии. Это позволяет
-интенсифицировать формы и методы обучения;
-повысить мотивацию обучения за счет своевременного контроля вызвать интерес к изучаемому предмету.
5. Исследовательский метод заключается в самостоятельном поиске учащихся предложений к заданным схемам.
Для совершенствования процесса обучения учащихся можно использовать следующие приемы:
1.Опорный конспект с образцами пунктуационных разборов предложений различного вида;
2.Помощь группы сильных учащихся, выполнивших безошибочно пунктуационный разбор предложений такого типа;
3.Консультация учителя.
2. Консультация учителя.
а) в группы объединяются по два учащихся: неуспевающий - исполняет роль ученика, и сильный- исполняет роль учителя. Группа получает систему заданий, которые должен помнить слабый ученик, роль « учителя»-полностью контролировать каждый его шаг и вмешиваться в процесс обучения, при появлении ошибки исправлять ее или объяснять, почему нужно делать по- другому.
б) ученику дается предложение с правильно расставленными знаками препинания, сема к нему, он должен проверить и исправить ошибки, допущенные другими учениками
3 Контролирование домашнее работы
Учащимся предлагается в начале занятия выполнить 1-2 задания по анологии с домашним заданием. Это позволяет определить уровень безошибочности сформированных на прошлом занятии знаний, умений и навыков и скорректировать организацию превентивной деятельности на настоящем этапе.
Выбор форм и методов для проведения занятий, предполагающих ликвидацию пробелов в знаниях по русскому языку и подготовку к сдаче экзамена за базовую школу, целесообразно проводить с учетом причин возникновения пробелов. При повторении
и систематизации знаний по темам, вызывающим у школьников большие затруднения, каждому учителю необходимо учитывать причины, приводящие к появлению орфографических и пунктуационных ошибок у учащихся и осуществлять их предупреждение или ликвидацию.( Поскольку, изучая новый материал, учащиеся не должны забывать пройденное, сложные предложения должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы в их составе учащиеся встретили односоставные предложения, однородные члены, различные виды обособления, обращения и вводные слова).
Дидактические требованияк отбору упражнений состоят в следующем. Система упражнений должна:
-включать задания, которые опираются на сформированные знания, умения, навыки предупреждая таким образом возникновение ошибок при усвоении темы:
-сохранять в памяти постоянными существенные признаки изучаемого понятия (структуры сложного предложения, главных и второстепенных членов предложения и т.д) ;
-располагать задания с возрастающей степенью сложности для последовательного закрепления материала;
- содержать достаточное количество заданий для осуществления повторения, систематизации, обобщения и дифференциации при проведении
учебных занятий.
Организация контроля знаний учащихся по разделу « Сложное предложение. Культура речи.»
Для дальнейшего успешного обучения школьников пунктуационной грамотности и развития культуры речи имеет большое значение данный раздел, так как он является базовым для последующего изучения сложного предложения. Поэтому важным считаю уровень обученности школьников. Для того, чтобы была объективная картина усвоения материала необходимо оценивать знания и умения учащихся по всем темам раздела.
Своевременная диагностика изученности материала и анализ пробелов в обучении
позволяет провести необходимую коррекцию в знаниях, спланировав своевременно
индивидуальную работу с учащимися по восстановлению неосвоенного материала с последующим контролем.
Основные методы проверки знаний, умений, навыков учащихся на уроках русского языка по теме «Сложное предложение. Культура речи» :
-устная работа, которая в свою очередь разделяется на устный (ответ одного ученика у доски) и фронтальные опросы;
-письменная работа, куда входит самостоятельная работа, тест, сочинение.
Промежуточная диагностика и детальный анализ ошибок дает материал для последующей индивидуальной работы и позволяет повысить уровень усвоения изученного материала.
4. Сравнение уровня обученности по изученному разделу.
Эффективность применения вышеописанных методов подтверждают и результаты проверочной работы по разделу « Сложное предложение. Культура речи».
Учебный
год
«5»
«4»
«3»
«2»
%
успеваемости
%
качества
2008-2009
0
7
12
4
80
28
2009-2010
3
10
10
2
92
60
По итогам изучения данного раздела по моей методике возрос уровень грамотности учащихся.
Для достижения целей при работе с учащимися по усвоению и предупреждению
пробелов в знаниях я использую систему заданий:
1)задания, предоставляющие возможность осмыслить воспроизводимый материал;
3)задания, предназначенные для достижения уровня усвоения материала.
Заключение.
В данной работе была сделана попытка обобщения методики изучения сложного предложения и повышения уровня культуры речи. О целесообразности предлагаемых форм и методов позволяет говорить то, что
- они способствуют более глубокому и прочному усвоению материала, повышая качество обучения;
- развивают творческие и познавательные способности учащихся;
-позволяют осуществить межпредметные связи (русский язык и литература) ;
- способствуют развитию интереса учащихся к предмету.
При проведении исследования были решены следующие задачи:
1) проанализирован действующий учебник по русскому языку;
2)изучена учебно-методическая литература по данной теме;
3) проведены самостоятельные и творческие работы;
4) использованы разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся.
Итогом изучения данного раздела является
-создание прочных знаний по рассмотренным темам раздела, что является необходимой базой для изучения дальнейшего курса русского языка в 9 классе;
-улучшение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
-создание учебной мотивации, интереса к изучению предмета через использование индивидуально-дифференцированной работы.
Список литературы
1. Программа для общеобразовательных учреждений. Москва « Просвещение» 2009г
2.Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ (Л.А.Тростенцова, Т.А Ладыженская и др. )Москва «Просвещение» 2009.
3.Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ ( ТМ.Т. Баранова и др.) Москва «Просвещение» 2006.
4.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение.
5.В.В. Востоков. Синтаксический анализ сложного предложения: Учебное пособие для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением русского языка. Г. Арзамас 1995г.
6.А.С. Хазанова., Л.В. Цывайг Русский язык: Практическое руководство в 5 частях Ч. 5-Мн,: ТПЦ «Полифакт» 1992.
6.И.Ф. Харламов. Педагогика: Учебное пособие.- 2-е издан.М.: Высшая школа 1990.
Разработка урока
Тема: «Союзные и бессоюзные сложные предложения».
Знать: 1. деление предложений на союзные и бессоюзные;
2. деление союзного предложения на сложноподчиненное и сложносочиненное;
3. средства связи в сложном союзном и бессоюзном предложении.
Уметь: 1. разграничивать союзные и бессоюзные предложения;
2. составлять схемы сложных предложений;
3. развивать пунктуационную грамотность.
Ход урока.
Этапы
урока
Фронометраж
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предполагаемый результат
Обоснование
Оргмомент
3 мин.
Проверяет готовность учащихся.
Готовятся к уроку.
К уроку готова большая часть учащихся.
Тщательно проведенный оргмомент
настраивает на серьезное изучение материала.
Сообщение темы и целей урока.
3 мин.
Сообщает тему и цели, план урока
Оформляют рабочий лист и слушают план урока
Тетради у всех оформлены.
Сообщение целей и темы урока позволяет познакомить учащихся с ходом урока
Проверка
домашнего
задания.
7 мин.
Вызывает к доске по
одному ученику из 3 и 2 групп.
Ученик 3 группы и рисует схему сложного предложения из Упр.44
с последующим объяснением.
Ученик 2 группы записывает сложное предложение из карточки, заданной на дом.
Задание ученика из 3 группы выполнено с ошибкой.
Учащийся 2 группы задание выполнил без ошибок.
Используются репродуктивный и исследовательский
методы
Изучение новой темы
12 мин
Изучение новой темы начинает с анализа теоретических сведений на стр.26 и 27.
Обращает внимание на разницу в построении схем
Читают предложения, составляют схемы, указывая осложняющий компонент.
Схемы с осложняющим компонентом составляет правильно 20% учащихся.
Все схемы верно составлены у
5 учащихся
Используются
репродуктивный и исследовательский методы.
Закрепление
новой темы.
1) работа с 1. слайдом.
5мин
Воспроизводит
1 слайд.
Проходя между рядами, проверяет правильность выполнения работы.
Выписывают сложноподчиненное предложение и составляют схему.
Работа выполняется без помощи учителя.
Луга, сохранявшие чудесный аромат, на которых еще не скосили сено, расстилались кругом.
Безошибочно выполнили работу 5 учащихся, 4 учащихся с разъяснением
учителя
Исследовательский
2)работа со 2.
слайдом.
Игра «Угадай предложение»
Предложение на слайде дается со знаками.
5мин
Читает характеристику предложения: «Предложение сложное, состоит из 2 частей, вторая часть осложнена однородными членами, средством связи между частями является интонация».
Выписывают в тетрадь и составляют схему предложения, дают письменный комментарий. Один из учащихся работает у доски.
Не сорите на улице:
воспитанный человек никогда не бросит на тротуар использованный билет, конфетную обертку, огрызок яблока.
Учащийся, работающий у доски, безошибочно справляется с заданием.
Репродуктивный.
Я думаю, что ребята нашего класса воспитанные и так вести себя не будут, но все ли?
Дети называют две фамилии.
Работа с 3 слайдом
Творческое задание : «И,ДЛЯ,НЕГО, ВОСКРЕСЛИ, ВНОВЬ, ВДОХНОВЕНЬЕ,И, БОЖЕСТВО, И, СЕРДЦЕ, БЬЕТСЯ, В, УПОЕНЬЕ, И, ЖИЗНЬ, И, СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ.
5 мин
Ребята, для тех, кто справился с предыдущим заданием, предлагаю задание 3 слайда.
Составьте предложение и определите синтаксическую роль союза И, укажите автора этих строк.
Какая фигура речи присутствует в этих строчках?
Записывают предложение.
И сердце бьется в упоенье, И для него возникли вновь И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
Правильно восстановили строки учащиеся, имеющие оценку «5» и «4».
Автора этих строк узнают многие ученики.
Фигуру речи правильно определил один ученик.
Исследовательский
Итог урока
2 мин.
Подводит итог, анализирует работу учащихся, ставит оценки за урок.
Подают дневники для выставления оценок.
Домашнее задание
2 мин.
Учитель записывает на доске для учащихся 3 группы упр 48. Остальные ученики выписывают
из художественных произведений 6 предложений ( 4 сложных и 2 простых осложненных), составляют схемы с комментарием.
Записывают в дневник.
См Приложение 2, урок2
Приложение 1. Примеры конспектов уроков.
Урок № 1
Тема: «Понятие о сложном предложении».
Знать: 1) два структурных типа предложения ( простое и сложное);
Уметь: 1) выделять грамматические структуры предложений;
2) работать с таблицей « Написание Н и НН в различных частях речи» ;
3) разграничивать простые и сложные предложения;
4) составлять схемы сложных и простых осложненных предложений пред
5) читать предложения в соответствии с интонационной схемой.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Повторение орфографии по теме « Написание Н и НН в различных частях речи».
А) работа с таблицей;
Б) фронтальный опрос учащихся по сведениям, содержащимся в таблице;
Б) словарный диктант, который проводят учащиеся. Один из них у доски, а остальные диктуют примеры на данный вид орфограммы.
3. Изучение нового материала. (параграф 7, стр.23,24)
-Рассмотрим материал под *, ответим на вопросы и выполним задания .
-Составим схемы предложений, помещенных для анализа.
-Сравним полученные схемы и найдем разницу в их построении.
-Читаем теоретические сведения, содержащиеся под вертикальной чертой на странице 23.
- Чтение теоретических сведений на стр. 24
4. Закрепление.
1. Выполнение упражнения 41.
2. Индивидуально-дифференцированная работа:
А)учащиеся 1 и 2 групп выполняют пунктуационный разбор предложений по карточкам-заданиям;
Б) учащиеся 3 группы выполняют упр 45 под диктовку учителя, 1 учащийся у доски.
5. Итог урока
6. Домашнее задание:
Упр 44 выполняет 3 группы, 2 и 1 группы выполняют домашнее задание по карточке, предложенной учителем
Урок№2
Тема: «Союзные и бессоюзные сложные предложения».
Знать:1.деление предложения на союзное и бессоюзное;
2. деление союзного предложения на сложноподчиненное и сложносочиненное;
3. средства связи в сложном союзном и бессоюзном предложении.
Уметь: 1.разграничивать союзные и бессоюзные сложные предложения;
2. составлять схемы сложных предложений;
3. развивать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
- Один из учащихся 3 группы показывает схему сложного предложения Упр.44 с последующим объяснением.
- 2 предложение с карточки-задания, предложенной учителем, один из учащихся оставшейся части класса записывает на доске с последующим пунктуационным комментарием.
Ученики проверяют правильность выполнения, а учащиеся 3 группы записывают вновь это предложение.
3. Изучение новой темы.
Изучение новой темы начинается с анализа теоретических сведений на стр 26 и 27
-Прочитаем предложение 1 на стр 26.
-Выделим грамматическую основу и осложняющий компонент (если есть)
-Найдем средства связи частей в сложном предложении и сделаем вывод о виде сложного предложения.
-Составим схему.
По такому плану проводится анализ последующих предложений во время объяснения нового материала.
Далее учитель обращает внимание на разницу в построении схем и проверяет знания по структуре предложения с помощью фронтального опроса.
4. Закрепление.
А) Работа со слайдами мультимедиа проектора.
-Выписать сложноподчиненное предложение и составить схему. (1 слайд)
Игра «Угадай предложение».
-Определить по характеристике предложения его тип, записать в тетрадь, составить схему (2слайд)
- Какое предложение соответствует данной схеме. ( 2 слайд).
Б) Творческое задание.
3 слайд.
В) Учащиеся 3 группы выполняют Упр 46 в соответствии с условием.
5. Итог урока
6. Домашнее задание.
3 группа Упр 48; 2 и 1 гр выписать из худ. произведения 6 предложений ( 4 сложных
и 2 простых осложненных.)
Урок №3
Тема: «Сложные и бессоюзные сложные предложения».
Знать: деление предложений на союзные и бессоюзные в зависимости от средств связи;
Уметь: выделять в сложном предложении с различными видами связи типы сложных предложений.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
-Игра « Угадай предложение»
Используется слайды мультимедиа проектора, на котором высвечены предложения.
Учитель читает характеристику, ученики определяют тип сложного предложения.
Прослушав информацию, учащиеся пришли к выводу, что во втором предложении есть различные виды связей между предложениями. Записывают в тетрадь и составляют схему со словесным комментарием учителя .
4.Индивидуально - дифференцированная работа с карточками-заданиями для учащихся 3 групп.( Консультирует учитель)
5. Использование слайда мультимедиа проектора. Высвечивается набор слов, из которых нужно составить предложение и определить его тип.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
3 и 2 группы – упр51; 1 группа- презентация самостоятельной работы, состоящей из
2 предложений и заданий к ним.
Урок №4
Тема: «Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения».
Знать:1.назначение знаков препинания в сложном предложении;
2.употребление знаков препинания в различных функциях ( выделения и разделения);
3.знать об авторском употреблении знаков препинания.
Уметь: 1.уметь разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения; 2. правильно читать указанные сложные предложения;
3.интонационно правильно читать и строить сложные предложения.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Самостоятельная работа (15-20 минут) по вариантам.
Проверка пунктуационной грамотности.
3.Изучение нового материала на странице 31
-Для чего нужна авторская пунктуация?
4. Закрепление.
Упражнение 55 ( Устно)
3. Изучение сведений параграфа 10.
5. Обучение выразительному чтению.
6. Работа над вопросами на странице 33.
7.Фронтальный опрос по материалам параграфа 9 и 10.
8. Домашняя работа.
Упражнение 53. Устное сообщение на тему подтвердить 3 примерами; или
Упражнение 55 .Выписать сложные предложения с однородными членами и составить схемы.
Урок№5
Тема: « Сочинение- рассуждение на тему, связанную с анализом текста»
Цели:
Знать: 1. композиционные составляющие типа речи «рассуждение»;
2. что является аргументом;
3.каждая часть сочинения пишется с красной строки;
4. интерпретация фрагмента должна быть верной и не противоречить содержанию и авторскому замыслу.
Уметь: 1. писать сочинение- рассуждение по интерпретации исходного текста;
2.обосновать высказанное суждение с помощью двух аргументов;
3. сделать вывод.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Работа со слайдом мультимедиа проектора, который содержит алгоритм написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом исходного текста.
3. Чтение исходного текста.
4.Анализ текста.
5.Создание сочинения-рассуждения
-работа над формулировкой тезиса.
-поиск аргументов.
-работа над обобщающим выводом.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение
Приложение №2
Дидактический материал к урокам
Урок№1
4.Зкрепление.
2)Индивидуально-дифференцированная работа для учащихся 1 и 2 групп.
( Работа в парах. Ученик 1группы-учитель, 2группы-ученик. Группа получает задание.
«Учитель» контролирует каждый шаг ученика и вмешивается при появлении ошибки)
Карточка №1
Спишите, вставляя недостающие буквы и знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1.Они послушали друг дружку пр…умолкли и вдруг под спудом снега пробуя голос на милом детском языке (не) смело залоп…тал первый ручеек.
2.Он тут (же) замер пр…давле…ый осевшим сугробом но через минуту зажурчал еще громче и увере…ей час от часу наб…рая силу и бессонно трудясь для победы весны наступающей по всему фронту.
Домашнее задание.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы.
1. Ночи все короче и с каждым днем все раньше выше и ярче в…ходит со…нце звонче зап…вают овсянки и с…ниц… все чаще перестук скатного жемчуга капели.
2.Я понял что летчик должен знать все свойства воздуха все его наклонности и капризы.
3.Засыпала звери…ые тропки вчерашняя разгульная метель и падают и падают снежинки на тихую задумчивую ель.
Карточка№2
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы.
1.Разбуди эту землю весна разбуди этот каме…ый город синевою слепящ..й со сна и капелью летящ…й за ворот.
2.За лесом солнце спрят…лось и мрак сомкнул кольцо и от оврага холодом повеяло в лицо.
3.Если хочеш… понять душу леса найди лесной ручей и отправляйся берегом (в) верх
Или (в) низ.
Урок№2
4.Закрепление
1 слайд.
1. Как черная лента, вкруг ног обвилась, и вскрикнул внезапно ужаленный князь.
2.Еще зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки.
3.Луга, сохранявшие чудесный аромат, на которых еще не скосили сено, расстилались кругом.
2 слайд.
Игра «Угадай предложение».
Работа проводится в форме игры и заключается в том, что учитель называет признаки, а учащиеся оценивают признаки и на основе этого определяют тип предложений.
Учитель: Части сложного предложения связываются только интонацией.
1. Не сорите на улице: воспитанный человек никогда не бросит на тротуар использованный билет, конфетную обертку, огрызок яблока.
2. Пусть солнце расплещет вокруг серебро, разбросит в траве изумруды, чтоб с тихой листвой озорной ветерок поласковей вел пересуды.
Творческое задание
3слайд
Составьте предложение, указав автора, определите синтаксическую функцию союза И
И, ДЛЯ, НЕГО, ВОСКРЕСЛИ,ВНОВЬ, ВДОХНОВЕНЬЕ И, БОЖЕСТВО И, И, СЕРДЦЕ, БЬЕТСЯ, В, УПОЕНЬЕ, И, ЖИЗНЬ, И , СЛЕЗЫ, И, ЛЮБОВЬ.
Урок№3
3.Изучение нового материала
Слайд 3
Игра « Угадай предложение»
Учитель: Найдите предложение, в котором сочинительная и подчинительная связь, состоит оно из трех частей.
В окно сквозь опущенные шторы струился рассеянный свет, и свежий утренний ветер, который дул с запада через кукурузные и пшеничные поля, проникал в комнату.
Еще не успевшая остыть от дневного зноя земля излучала в воздух тепло, и от этого было немного душно.
4. Индивидуально-дифференцированная работа.
Карточка-задание для учащихся 1 группы.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему.
1В ту минуту когда я соб..раюсь л…житься бледная полоска лу…ого света ясно оз…ряет
место где я лежу и я вижу что-то темное и большое лежащ…е в пяти шагах от меня.
1. Найдите слова, где есть корни с чередованием.
2. Выпишите слово с безударной гласной в корне.
3. Найдите отыменное прилагательное с суффиксом Н.
Карточка-задание для учащихся 2 группы.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему.
Солнце только-только показалось из-за гор; от спокойного моря оз…ре…ого первыми лучами веяло прохладой запахом тины и йода и проитись по берегу в такое утро было приятно
1.Найдите слова, где есть корень с чередованием.
2. Выпишите слово с безударной гласной в корне.
3. Выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
1.Найдите слова, где есть корень с чередованием.
2. Выпишите слово с безударной гласной в корне.
3. Выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
Карточка задание для учащихся 3 группы.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему.
Лиц… ее в…дрогнуло нахмурилась и тотчас засияло доброй улы…кой.
1.Выпишите слово с безударной гласной в корне.
2.Найдите слово, где написание приставки зависит от последующей буквы.
Творческое задание
Слайд 4
Составьте предложение из слов и определите Тит, доказав схемой.
ТЕПЛЫЙ, НОЧЬ, ВСЮ, ШЕЛ, ДОЖДЬ, ЛЕТНИЙ, И, К , УТРУ, СВЕЖО, БЫЛО, В, ВОЗДУХЕ.
Урок№4
1.Самостоятельная работа.
1вариант.(1 группа)
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, составьте схемы, дав комментарий.
1В просторы где сочные травы росли и рож… полновесная зрела пришли мастера плодородной земли чья слава (по) всюду гремела.
2.Антон просл…зился когда увидел Дубровского покл…нился ему до земли и сказал что барин жив
1.Найдите слово, где есть корень с чередованием.
2. Выпишите слово с безударной гласной в корне.
3. Выпишите слово, приставка которого имеет значение приближения.
2вариант (2группа)
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, составьте схемы, дав комментарий.
1.Старый дом давно пустовавший весь утонул в зелени и заглянув через забор можно было увид…ть дорожку заросшую густой травой.
2.(Из) редка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул постепе…о усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты обнимающие весь небосклон.
1.Найдите слово, где есть корень с чередованием.
2. Выпишите слово с безударной гласной в корне.
3. Выпишите слово, приставка которого зависит от последующей буквы.
3вариант(3 группа)
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, составьте схемы, дав комментарий.
1. Среди дня прошел крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов бл…стели по-праздничному.
2.В лесу стало холоднее когда начало всходить солнце.
1.Найдите слово, где есть корень с чередованием.
2.Выпишите слово с безударной гласной в корне.
3.Выпишите слово, приставка которого зависит от последующей буквы.