Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях.
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях.
Повторять изученные знания о глаголе, отрабатывать разбор глагола по составу, развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: кроссворд, карточки, таблицы, сказки А. С. Пушкина, игра
« Лото», сказочные дракончики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях.»
Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях.
Цель: Повторять изученные знания о глаголе, отрабатывать разбор глагола по составу, развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учащихся, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: кроссворд, карточки, таблицы, сказки А. С. Пушкина, игра
« Лото», сказочные дракончики.
Ход урока.
1.Организационный момент
Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, порадуемся весне и начнём наш урок.
2.Элементы чистописания
На доске согласные р, л, м, н.
Что общего между звуками, которые обозначают эти буквы?
Составьте из букв слова, которые содержали по 2 звука из данных.
( роль, ромб, нора, лимон…) Ребята их записывают. Затем задание проверяется.
3.Сообщение цели урока
Сейчас я вам прочту отрывки из сказок А. С. Пушкина с пропуском слов, а вы должны вписать эти слова в кроссворд. Я думаю, что вы все знаете этого замечательного писателя и его прекрасные сказки. Ученики по группам вписывают слова ( у каждой группы на столе кроссворд)
1.Г
2.
Л
3.
А
4.
Г
5.
О
6.
Л
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи.
И, дивясь, перед собой
Видит (город) он большой
Пушки с пристани палят,
( Кораблю) пристать велят.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная ( картина)!
Перед ним его два сына…
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три ( богатыря).
Корабельщики в ответ:
« Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на ( восток).
Вот въезжает в город он;
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
Молодцы! Вы правильно определили тему урока. А что мы будем повторять о глаголе? ( Разбирать глаголы по составу, отрабатывать написание окончаний глаголов)
4.Актуализация опорных знаний .
Ребята, вы знаете, что на следующих уроках у нас обобщение по теме
« Глагол». Поэтому мы сейчас всё повторим о глаголе.
Игра «Лото». Каждому ребёнку раздаются вопрос и ответ по теме « Глагол».
Что такое глагол?
Глаголы изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее.
Настоящее время отвечает на вопрос
что делает (- ют)?
Прошедшее время – на вопрос
что делал (-и- ?) или что сделал (-и)
Будущее – на вопрос
что будет (- ут) делать? или что сделает (-ют)?
На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
Глагол - часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать?что сделать? Глаголы изменяются по временам: поют – пели – будут петьи по числам: плывёт – плывут.
Что такое неопределённая форма глагола?
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются. Глаголы имеют три лица: 1. 2, 3. И два числа: единственное и множественное.
Как изменяются глаголы в настоящем времени?
Неопределённая форма глагола не указывает на время и не изменяется по временам: писать, написать, нести, отнести.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: что делать? и что сделать? В конце слова они имеют – ть или –ти.
Как пишутся глаголы во 2-м лице единственного числа?
Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
Глаголы 1-го спряжения с окончаниями –е, -ут, -ют.
Глаголы 2-го спряжения –и. –ат,-ят.
Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.
Сколько спряжений у глагола?
Глаголы во 2-м лице единственного числа имеют окончания – ешь или – ишь.В конце слова пишется ь:
поёшь, встаёшь, стоишь, шумишь.
Как изменяются глаголы в будущем времени?
Безударные окончания глаголов те же, что и под ударением.
Как пишутся глаголы с безударными окончаниями?
Глаголы в будущем времени отвечают на вопросычто будет делать? – будет цвести,будет звенетьили на вопрос что сделает? – зацветёт, зазвенит.
Как определить спряжение в неопределённой форме глагола?
Все глаголы на –ить 2-го спряжения, кроме исключений: гнать, держать, дышать, слышать, зависеть, видеть,ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть, т. е. 4 глагола на- ить, 7 глаголов на – еть.
Назовите глаголы – исключения.
Глаголы, оканчивающиеся в неопределённой на – ить, 2-го спряжения: хвалить- хвалит.
Остальные глаголы 1-го спряжения: работать- работает- работают.
Назовите вопросы прошедшего времени и как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс
- л .Перед суффиксом прошедшего времени –л бывают те же суффиксы (-а, -я, -е, -и).
Какие бывают суффиксы глаголов в прошедшем времени?
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? или что сделал? Они изменяются по числам: сад зазеленел, сады зазеленели, а в единственном числе и по родам: сад зазеленел ( м. р.), травка зазеленела ( ж. р. ), поле зазеленело ( ср. р. ).
Во множественном числе они по родам не изменяются.
5. Закрепление пройденного.
На доске написаны схемы глаголов. Определите по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы?
а ют а ется
а ли ти
о ться и ть
Ребята устно определяют, в какой форме стоят данные глаголы и приводят примеры слов. ( Настоящее время, будущее время, прошедшее время или неопределённая форма глагола ).
Давайте вот по этой памятке ещё раз вспомним порядок разбора глагола по составу.
Чем отличается порядок разбора глагола от других частей речи?
Упр. 292 ( Ребята посильнее выполняют полный разбор каждого глагола, а ребята послабее только выделяют корень, суффиксы, приставку, окончание, основу)
Что общего в этих всех словах?( Все эти слова являются глаголами.И они обозначают действие.)
А сейчас поиграем . Игра называется « В мастерской Дятла». ( лексико-словообразовательное упражнение) Групповая работа.
Глаголы пригласили нас в мастерскую Дятла. Он шьёт одежду для глаголов, и у Дятла очередь. Кого же он пригласил к себе? Посмотрите, он выбрал глагол « Сверкать»( неопределённая форма). Будьте внимательны, следите за действиями Дятла и записывайте, в какой форме появится к нам это глагол после игры.
Дятел ударил по окончанию и заменил его на окончание 3 лица множественного числа настоящего времени- получился глагол
( сверкают).
Добавил к слову приставку « за-« и получилось ( засверкают)
А теперь дятел заменил окончание «-ют» на окончание «-и», и вставил суффикс «-л», получился глагол ( засверкали).
Дятел убрал приставку, а окончание заменил на такое, какое бывает у глаголов женского рода в прошедшем времени, получилось слово
( сверкала)
А теперь Дятел заменил в глаголе суффикс «-а» суффиксом « -ну-», получился глагол ( сверкнула)
Какая же группа сделала задание правильно? Какое слово получилось?
Разберите эти слова по составу.
Глагол – это ещё очень ошибкоопасная часть речи. Почему?
Давайте, ребята, вспомним наших сказочных дракончиков.
Почему плакали дети? ( Потому что их хотел съесть дракон. И он говорил: « Ем! Ем!». А дети плакали и говорили: « Ешь! Ешь!»)
Какие мы вспомнили окончания глаголов? (Это окончания глаголов 1 спряжения.)
А на второй картинке мы видим, что ребята не испугались дракона.
Как они его победили? ( Они на него стали кричать: «Ишь! Ишь!»)
Это окончания глаголов 2 спряжения.
А сейчас поиграем. Игра называется « Найди свою пару»
И сейчас последнее задание. Ребятам раздаются карточки. В тексте нужно найти ошибки при написании окончания глаголов. Карточки даются по вариантам. ( После выполнения задания, сильные учащиеся проверяют у более слабых.)
У меня друзей немало.
Но я всех нарисовала.
Коля колит. Поля полит.
Паша пашит. Варя варит.
Света светит. Соня дремлит.
Тоня тонит.
Но не дам ей утонуть.
Я спасу подружку Тоню.
Подрисую что – нибудь.
В суровые морозные январские дни зверьки не выходют из своих гнёзд.
Тихо облетаит свой участок филин. Он охотится на зайцев, ловет глухарей, ворон и даже нападаит на лису. Жизнь в лесу не замирает.