kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания»

Открытый урок по русскому языку

Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания.

Тип урока: Урок развития умений и навыков.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.



Личностные результаты

1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



















Ход урока

  1. Орг. Момент.

  2. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

  1. Словарная работа с введением темы урока.

- И начнем нашу работу со словарной работы. Слайд 2

- Посмотрите на экран, прочитайте слово, запишите, поставьте ударение, какая орфограмма в слове?

Д.: Свит…р



- Чтобы записать следующее слово – отгадайте загадку:

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее... (пальто)



- Отгадайте ребус: костюм

- Как все эти слова можно назвать одним словом?

Д.: Одежда

- К какой части речи относится это слово?

- Как изменяются имена существительные?

Д.: По падежам, по числам

- Как называется изменение по падежам?

Д.: Склонение.



  1. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка проблемы урока.

- Просклоняйте слово «одежда» по падежам. Поставь ударение, выделите окончание.



И.п. (что?) одежда

Р.п. (чего?) одежды

Д.п. (чему?) одежде

В.п. (что?) одежду

Т.п. (чем?) одеждой

П.п. (о чём?) об одежде



- Что мы можем сказать об окончании?

Д.: Окончание безударное .

-Сделаем вывод над какой темой сегодня будем работать?

Д: Нам предстоит работа по закреплению написания падежных окончаний имён существительных.

  1. Развитие орфографических умений.



- Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний?

Д.: Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными гласными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:

1 скл. – луна, земля.

2 скл. – конь, окно.

3 скл. – печь, степь.

-Вспомните алгоритм правописания падежных окончаний имён существительных. Слайд

- Хорошо!

1. Откройте д/м на с. 46 упр. 88

- Прочитайте задание, что вам надо сделать?

- Определите склонение и падеж, выдели окончание.

- Поменялись тетрадями, взаимопроверка, образец на доске. Оцените друг друга. Слайд

Д.: На дороге – 1 скл., П.п., в школе – 1скл., П.п., по пустыне – 1 скл., Д.п., из ткани – 3 скл., Р.п., по скатерти – 3 скл., Р.п., в сквере – 2 скл., П.п., о долге – 2 скл., П.п., в ярости – 3 скл., П.п.

- Кто не сделал ни одной ошибки и получил «5»? А «4»? «3»?

- Что нужно сделать, чтобы улучшить свои результаты?

- С какой частью речи вы работали? А с какой частью речи употребляются имена существительные?

Д.: С именем существительным и предлогом.

- Найдите слово в упражнении, которое обозначает вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свое настроение и чувства?

Д.: Музыка

VI. Физкультминутка

- А сейчас под музыку немного отдохнем…

- Про кого была песенка?

Д.: Про обезьяну

- А какое склонение? Окончание?

- Над какой темой мы работаем?

2. учебник с. 24 упр. 195 ( по три ученика выходят к доске)

-Прочитайте задание.

- Какие буквы вы напишите вместо пропусков?

- Что надо сделать в упражнении?

-Будем выписывать по 3 слова в каждую группу. Обозначать орфограмму.

- Какие слова будете выписывать к 1 группе?

1группа: с плети, из-за ягодки, в болоте, о клюкве, от жадности;

Плети – веревка, кнут.

2 группа: к земле, хотелось, голодный, с тропы;

3 группа: наклонялась, поработает, захотелось, перекликнуться, сошла.

4 группа: ягодку, раз, вдруг.

5 группа: отдельно, красненькой, больше, раньше, Настенька, теперь;

6 группа: не поработает, не захотелось, не вспомнился, не помнит.

VII. Развитие умений устной учебно-научной речи.

Упр. 196 – подготовка сообщения (рассказа) на грамматическую тему.

- А сейчас мы откроем научный форум. Тема форума: «Что я знаю о словоизменении имен существительных». На повестке 6 вопросов.

1 вопрос: Чем отличаются друг от друга однокоренные слова и формы одного и того же слова (на примере одного существительного)

Д.: Однокоренные слова – это слова разных частей речи, но близкие по значению и имеющие один и тот же корень.

Земля, заземлить, земляной, землемер, земляника, землица – однокоренные слова.

Разные формы слова – это одно и тоже слово, но с разными окончаниями.

Земля, земле, земли, землёй, о земле – формы слова.

2 вопрос: Что такое окончание и для чего оно служит.

Д.: Окончание – это изменяемая часть слова, которая стоит после суффикса и служит для связи слов в предложении.

Снегири живут в лесах с густым подлеском.

3 вопрос: Изменение имен существительных по числам.

Д.: Имена существительные изменяются по числам.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо.

Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
При изменении имён существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда – звёзды, лицо - лица.

4 вопрос: Падеж имен существительных. Изменение существительных по падежам.

Д.: Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж. 

И.п. - земля, Р.п. – земли, Д.п. – земле, В.п. – землю, Т.п. – землей,

П.п. – о земле.

5 вопрос: Три склонения существительных.

Д.: В зависимости от принадлежности к роду и имеющемуся окончанию имена существительные делятся на три склонения: 1, 2, 3.

К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями в начальной форме -а, -я. (Алёна, Вася, няня, дядя)

Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в начальной форме (Сыч, солнце).

К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием, оканчивающимися на ь в начальной форме (синь, вещь).

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно определить род имен существительных, найти окончание и только после этого определить склонение.

Существительные «кино», «кофе», «метро» - это несклоняемые имена существительные. У них нет окончания. Не определяется склонение.

6 вопрос: Ударные и безударные падежные окончания существительных. Общее правило правописания.

Д.: Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными гласными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:

1 скл. – луна, земля.

2 скл. – конь, окно.

3 скл. – печь, степь.

По травинке – 1 скл. (по луне), на взлёте (на коне) – 2 скл., у проруби

(у степи) – 3 скл.

VIII. Обобщение полученных знаний.

- А теперь с/р в д/м на оценку.

с.47 упр. 92

IX. Итог урока

- Что вспомнили сегодня на уроке?

- Что вы должны знать, чтобы не допускать ошибок в правописании букв безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Д: Склонение и слова-помощники и падежи.

X. Домашнее задание

Учебник на с.24 упр. 194, словарь

XI.

- Поднимите руки, кто работал на уроке активно, у него все получилось и все понял на уроке….

- Теперь поднимите руки, кто считает, что сегодня на уроке был не активен, испытывал трудности и плохо понял материал….










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Козлова Елена Борисовна

Дата: 21.06.2016

Номер свидетельства: 335714

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Система работы по развитию орфографической зоркости как средство предупреждения ошибок "
    ["seo_title"] => string(98) "sistiema-raboty-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-kak-sriedstvo-priedupriezhdieniia-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "243836"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445828403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства