Просмотр содержимого документа
«Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания»
Открытый урок по русскому языку
Тема: Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, графически объяснять выбор написания.
Тип урока: Урок развития умений и навыков.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
Орг. Момент.
Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
Словарная работа с введением темы урока.
- И начнем нашу работу со словарной работы. Слайд 2
- Посмотрите на экран, прочитайте слово, запишите, поставьте ударение, какая орфограмма в слове?
Д.: Свит…р
- Чтобы записать следующее слово – отгадайте загадку:
Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что?
Это зимнее... (пальто)
- Отгадайте ребус: костюм
- Как все эти слова можно назвать одним словом?
Д.:Одежда
- К какой части речи относится это слово?
- Как изменяются имена существительные?
Д.: По падежам, по числам
- Как называется изменение по падежам?
Д.: Склонение.
Мотивация учащихся к учебной деятельности. Постановка проблемы урока.
- Просклоняйте слово «одежда» по падежам. Поставь ударение, выделите окончание.
И.п. (что?) одежда
Р.п. (чего?) одежды
Д.п. (чему?) одежде
В.п. (что?) одежду
Т.п. (чем?) одеждой
П.п. (о чём?) об одежде
- Что мы можем сказать об окончании?
Д.: Окончание безударное .
-Сделаем вывод над какой темой сегодня будем работать?
Д: Нам предстоит работа по закреплению написания падежных окончаний имён существительных.
Развитие орфографических умений.
- Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний?
Д.: Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными гласными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:
- Поменялись тетрадями, взаимопроверка, образец на доске. Оцените друг друга. Слайд
Д.: На дороге – 1 скл., П.п., в школе – 1скл., П.п., по пустыне – 1 скл., Д.п., из ткани – 3 скл., Р.п., по скатерти – 3 скл., Р.п., в сквере – 2 скл., П.п., о долге – 2 скл., П.п., в ярости – 3 скл., П.п.
- Кто не сделал ни одной ошибки и получил «5»? А «4»? «3»?
- Что нужно сделать, чтобы улучшить свои результаты?
- С какой частью речи вы работали? А с какой частью речи употребляются имена существительные?
Д.: С именем существительным и предлогом.
- Найдите слово в упражнении, которое обозначает вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свое настроение и чувства?
Д.: Музыка
VI. Физкультминутка
- А сейчас под музыку немного отдохнем…
- Про кого была песенка?
Д.: Про обезьяну
- А какое склонение? Окончание?
- Над какой темой мы работаем?
2. учебник с. 24 упр. 195 ( по три ученика выходят к доске)
-Прочитайте задание.
- Какие буквы вы напишите вместо пропусков?
- Что надо сделать в упражнении?
-Будем выписывать по 3 слова в каждую группу. Обозначать орфограмму.
- Какие слова будете выписывать к 1 группе?
1группа: с плети, из-за ягодки, в болоте, о клюкве, от жадности;
Разные формы слова – это одно и тоже слово, но с разными окончаниями.
Земля, земле, земли, землёй, о земле – формы слова.
2 вопрос: Что такое окончание и для чего оно служит.
Д.: Окончание – это изменяемая часть слова, которая стоит после суффикса и служит для связи слов в предложении.
Снегири живут в лесах с густым подлеском.
3 вопрос: Изменение имен существительных по числам.
Д.: Имена существительные изменяются по числам. Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо.
Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма. При изменении имён существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда – звёзды, лицо - лица.
4 вопрос: Падеж имен существительных. Изменение существительных по падежам.
Д.:Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.
Д.: В зависимости от принадлежности к роду и имеющемуся окончанию имена существительные делятся на три склонения: 1, 2, 3.
К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями в начальной форме -а, -я. (Алёна, Вася, няня, дядя)
Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е в начальной форме (Сыч, солнце).
К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием, оканчивающимися на ь в начальной форме (синь, вещь).
Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно определить род имен существительных, найти окончание и только после этого определить склонение.
Существительные «кино», «кофе», «метро» - это несклоняемые имена существительные. У них нет окончания. Не определяется склонение.
6 вопрос: Ударные и безударные падежные окончания существительных. Общее правило правописания.
Д.: Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными гласными в том же склонении. Слова-помощники для проверки:
1 скл. – луна, земля.
2 скл. – конь, окно.
3 скл. – печь, степь.
По травинке – 1 скл. (по луне), на взлёте (на коне) – 2 скл., у проруби
(у степи) – 3 скл.
VIII. Обобщение полученных знаний.
- А теперь с/р в д/м на оценку.
с.47 упр. 92
IX. Итог урока
- Что вспомнили сегодня на уроке?
- Что вы должны знать, чтобы не допускать ошибок в правописании букв безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?
Д: Склонение и слова-помощники и падежи.
X. Домашнее задание
Учебник на с.24 упр. 194, словарь
XI.
- Поднимите руки, кто работал на уроке активно, у него все получилось и все понял на уроке….
- Теперь поднимите руки, кто считает, что сегодня на уроке был не активен, испытывал трудности и плохо понял материал….