Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей на уроках русского языка". Урок - панорама»
Урок – панорама
(вступительное слово)
Цель творческих заданий на уроках русского языка – развитие творческого мышления, выработка грамотного письма, обучение детей самостоятельной и в то же время грамотной передаче своих мыслей в устной и письменной форме.
Попытаюсь создать панораму творческих заданий, предлагаемых учащимся начальных классов.
Творческие задания вводятся в самом начале учебного года в 1 классе:
- ответы на вопросы учителя; дети устно составляют рассказ о том, что им близко и знакомо;
* расскажи сказку (не все рисунки есть в книге, начало сказки вспоминают, отмечая, что не всю информацию можно передать с помощью рисунков);
* какой сюжет сказки отсутствует? – расскажи;
* расскажи о своей семье;
* на реке летом и т.д.;
- составление рассказа по серии картинок;
- составление слов из данного (предложенного) слова - (надо поменять местами буквы, чтобы получилось другое слово, например, карета – ракета, ткани - нитка, ток – кот, дома - мода и т.д.);
- составление слов из слогов: ТА ЛО ПА СА ВА
- «буква заблудилась»
*ора *орота л*са нит*и *олобок
- «буквенный дождь» (составь слово из букв - «дождинок»
Т А Е О К В
С Н Д У Ы
- составление слов с общим слогом:
МА ДЫ СУ
НКА МЫ ШИ ТУ
МА ГАЗИН КРЫ РЕ
ЛЫШ
ШИНА
На примере одного урока – панорамы покажу творческие задания, используемые на уроках русского языка.
Прежде следует отметить, что учащимся 4 класса будут предлагаться более сложные задания, которые не войдут в панораму заданий для 3 класса. Например, составление кроссвордов и т.п.
Тема: «Творчество»
Цель: развивать творческие способности учащихся на уроке.
Задачи: формировать умения передавать письменно полученную информацию с использованием знаний грамматики и орфографии; воспитывать любовь к родной природе, русскому искусству; развивать речь учащихся.
Оборудование: мультимедиа
Тип урока: урок – панорама
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Ход урока:
Орг. момент: Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Край ладошкою прикрою,
Ручку я вот так держу!
- Запишите число, « классная работа».
Сообщение темы. Тема урока «Творчество»
Творить, значит – создавать. А что можно создавать на уроке русского языка?
( рассказы, стихи, загадки) Сегодня каждый из вас будет писателем или поэтом.
Работа по теме:
1. Начнём с чистописания. Короткая наклонная палочка.
Палочка наклонная ровненько ложится,
Верхняя и нижняя линия – граница.
- В каких буквах есть такой элемент? (н, к, т, п, ю, ж)
Одна из букв рассказала о себе:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась буква… (Ю – договаривают дети)
Почему вы так решили? (подбираем рифму к слову «прибью»)
2. Словарная работа. Помогите найти рифму к другим словам.
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
- Надевайте шапки, прячьте в шарфик нос;
На улице прохладно, на улице … (мороз)
(Записывая слова, дети проговаривают слово орфографически с указанием орфограмм)
- Я твой друг и ты мой друг,
Ты только посмотри … (вокруг)
- Под листочком спрятался, хитрец,
На нашей грядке … (огурец)
- Коров на пастбище гоняют далеко,
Чтоб было вкусным … (молоко)
- Закончена работа,
Опять пришла …(суббота)
- Лежит на грядке карапуз
Огромный, сахарный … (арбуз)
- Мы не сидим на месте,
Когда с друзьями … (вместе)
3.Игра «Составь слово»
а) в каждой строчке 2 слова, они образуют словосочетание:
ХО ВЕ ЛОД ТЕР НЫЙ
ЖЁЛ ЛИС ТЫЕ ТЬЯ
ЛЁГ СНЕ КИЙ ЖОК
б) запишите словосочетания, разберите их по составу (работа в парах)
в) назовите слова – предметы, слова – признаки предметов.
- В какое время года можно почувствовать холодный ветер, увидеть жёлтые листья и лёгкий снежок? (осенью)
4. Словесное описание
Посмотрите, какие листья оставила нам осень на память! Опишите, какие они?
(жёлтые, пёстрые, багряные, золотые, опавшие, разноцветные и т.д.)
Физминутка
5.Осень в творчестве писателей, поэтов, музыкантов
а) Красивое время года – осень! Живописцы пишут картины, композиторы посвящают ей музыку. Перед вами репродукция с картины Левитана «Золотая осень» - смотрите и слушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года».
б) Великие поэты Бунин, Пушкин, Есенин посвящали осени свои стихи. Кому принадлежат эти строки?
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. (А.С.Пушкин)
6.Составление рассказа (групповая работа)
Пушкин сочинял стихи, рифмовал слова, а вы попробуйте составить небольшой рассказ про осень. Дополните словосочетания до предложений; подумайте, как следует начать рассказ.
(Примерный текст: Наступила осень. Дует холодный ветер. Кружатся (опадают) жёлтые листья. Иногда летит лёгкий снежок.) Слушаем 2-3 группы.
- Какие орфограммы встретились?
Физминутка
7. Зима в творчестве писателей, поэтов, музыкантов
а) - Какое время года следует за осенью? Какое время года сейчас?
Зимушка – зима не менее красивое время года, суровое только. Трудно приходится животным и птицам зимой. (картина «Птицы у кормушки»)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть
Видеть тяжело.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А.Яшин)
б) Картина «Волшебница зима»
- В зимнее время люди заботятся о братьях наших меньших, помогают выжить. Послушайте, как ребята подкармливают тех, кому трудно.
Наступила зима. Снег закрыл весь корм в лесу. Ребята на деревьях развесили кормушки. На лесные поляны они возят сено. Лоси и зайцы хорошо едят этот корм.
8. Изложение по готовому плану
- Какое время года на картине? Что можете сказать о снеге? Как ребята помогают птицам и зверям? Нравится ли такая еда лосям и зайцам?
- Расскажите текст по плану. (Читаю текст ещё раз)
- Напишите изложение по плану. (Взаимопроверка)
План
1) Наступила зима.
2) Кормушки для птиц.
3)Сено для лосей и зайцев.
Физминутка
9. Восстановление границ предложения
а) - Прочитайте запись. Можно ли назвать это текстом? Почему?
- Прочитайте ещё раз и интонационно покажите границы предложений.
Побелели поля и луга льдом покрылась река она уснула, как в сказке.
б) - Что значит «побелели поля»? (покрылись снегом) «Река уснула»? (течение стало слабым и подо льдом не заметно)
в) Когда реки покрываются льдом, люди стараются воспользоваться этим, например, катаются на коньках, устраивают переправы, чтобы сократить дорогу домой или на работу. Однако нужно быть очень осторожным. Прежде чем ступить на лёд, убедитесь в его прочности.
г) Сейчас я предлагаю вам послушать историю о том, как лёд помог выжить людям целого города…
Это было во время войны. Город Ленинград со всех сторон окружён врагами. В городе люди, которые на заводах делают оружие и снаряды для фронта. Продуктов не хватает; каждый получает крохотный кусочек чёрного хлеба в день. Во время блокады продовольствие в Ленинград доставляли по льду Ладожского озера, так как другие пути в город были заняты немцами.
Каждый год 9 Мая наша страна отмечает День Победы.
- Запишите предложение в тетрадь, подчеркните главные члены предложения. (взаимопроверка)
Физминутка
10. Сочинение – миниатюра
а) Вернёмся к стихам А.С.Пушкина:
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница – зима.
- Почему автор назвал зиму волшебницей? (укрывает всё кругом снегом: деревья, покрытые снегом, кажутся одетыми в шубы; поля, словно под одеялом)
- Для ребят приход зимы особая радость – это возможность кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки.
б) картина «Зимние забавы»
- «Зимние забавы»- так будет называться ваше мини сочинение.
Прежде выясним, что такое «забавы»? (игры, развлечения)
Напишите сочинение по плану:
1. Какое время года наступило?
2. Много ли снега?
3. Чем занимаются дети?
4. Каково их настроение?
в) Проверка работ ( заслушиваем 2-3 сочинения)
Итог:
а) - Напомните тему урока? Что же успели создать за урок?
б) – Вы замечательно справились с поставленной задачей, и Волшебница – Зима передала вам хрупкое послание из инея. К сожалению, некоторые хрусталики инея осыпались, однако, я считаю, это не помешает вам прочесть это послание. Слово можете прочитать только вы – люди творческие, если добавите недостающие хрусталики, по одному хрусталику в букву.