Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Раздел "Лексикология" яввляется одной из важных тем в изучении русского языка. Формирует понятие о лексическом значении слова, побуждает учащихся обращаться к различным видам словарей, что способствует повышению словарного запаса детей и развитию культуры речи. При составлении кластера ученики видят, какие разделы языка изучает слово На уроках использованы примеры, интересные и доступные детям определённой возрастной категории. Изучение лексикологии делает речь учащихся образной, яркой, эмоциональной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка. »
Урок 1 – 2
Тема: Лексикология. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова знакомство со словаря Р/Р. Культура речи.
Цель: Познакомить учащихся с разделом языка «Лексикология», сформировать понятие о лексическом значении слова; ознакомить с толковым, украинско – русскими словарями и научить ими пользоваться; развивать навыки и умения в определении однозначных и многозначных слов, научить определять прямое и переносное значение слова, воспитывать культуру речи, раскрывая перед учениками богатство выразительных возможностей русского языка.
Игр – ыва – ть – про ; к – снеж – и ; и – прят – к
(проигрывать) (снежки) (прятки)
- Какие разделы языка были задействованы в этих упражнениях?
- Как вы думаете, что же такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ слова? (лексичне значення)
Практические работы.
1) Упр. 256 Пловец – человек, который плавает.
2) Упр. 257 По указанным лексическим значениям назовите слова.
Тот, кто хорошо бегает – бегун.
Спортсмен, занимающийся бегом – атлет.
Плоские деревянные полозья, прикрепляемые к ногам, для передвижения по снегу – лыжи.
Заключительная часть спортивного состязания на скорость – финиш.
3. Работа с учебником. Теория Б, В, стр. 119 – 120
- Кто знает, откуда пришло к нам слово - бадминтон? (Упр. 261)
- Кто знает, как пользоваться толковыми словарями? (Теория Г, стр. 121)
Культура речи. Развитие речи.
Подтема Спорт
1) Чтение в ролях
- Что такое диалог?
- Как он записывается?
Индивидуальные задания
- Найти в словаре значение слов: теннис,корт.
2) Упр. 271
3) Упр. 267. Используя картинки, составьте предложения. Стр. 123 (учебник)
Вывод. - Чем же мы занимались с вами сейчас? Зачем нам это нужно?
Однозначные и многозначные слова
1. Беседа
- Какие слова называются однозначными? Примеры.
- Какие слова называются многозначными? Примеры.
2. Упр.273 (прочитать) стр. 125
Работа со словарём. Приём «Практичность теории»
Писатель – человек, который занимается литературным трудом.
Читатель – 1. Тот, кто читает какое-то произведения.
2. Посетитель общественной библиотеки.
3. Прослушайте стихотворение. Какое слово – многозначное? Сколько значений вы можете объяснить? Подберите другие значения слов. Приём «Работа цепочкой»
Пять рабочих ставят дом, (строят)
Ставит опыт агроном, (растит, выращивает)
Ставит счётчики монтёр, (устанавливает)
Ставит фильмы режиссёр, (снимает)
Мама ставит пироги – (печёт)
Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач, (определяет заболевание)
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз! (поставить знак препинания)
4. Слово учителя: На многозначности слов часто строятся каламбуры – шутки, основанные на игре слов, их значений или звучания.
(от фамилии немецкого барона Калембурга – по французски его фамилия произносится Каламбур) Он часто путал и коверкал слова, вызывая смех окружающих. Жил во Франции.
5. Найдите в данных предложениях каламбуры и объясните их. Избавьтесь от двусмысленности.
∞ Ваши замечания я прослушал.
∞ Посещая музеи, мы всегда стараемся вынести что-нибудь ценное, полезное для себя.
Прямое и переносное значение слов
Многозначные слова имеют прямое и переносное значение слов.
1. Работа с учебником стр. 125 – 126
2. Упр. 274. Определить прямое и переносное значение слов.
3. Вывод Переносное значение слова образно, делает речь выразительнее, ярче, поэтичнее. (Тропы, метафора, метонимия, эпитеты, олицетворение)
4. Работа в парах. Упр. 275
5. Упр. 276
6. Работа с учебником стр. 127. Теория Г. (словарь)
7. Упр. 277. В словаре найти значение слова роман (прямое и переносное)
Роман – литературный жанр.
Роман – взаимоотношения между людьми.
8. Тренировочное задание.
- Определите слово по лексическому значению, составьте с ним словосочетание.
∞ Сумка, предназначенная для того, чтобы носить книги, тетради – портфель удобный новый портфель.
∞ Несколько связанных друг с другом предложений – текст.
(интересный, сложный текст, читать текст)
∞ Собрание засушенных растений – гербарий. (Сделать гербарий)
- Что мы узнали? Зачем нам нужен этот раздел науки языка?
Приём «Творчество»
Домашнее задание
Составить текст ( 5-7 предложений), используя слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворение)
«Вальс снежных хлопьев»
Представим себе, какими они могут быть, что могут делать, если оживут.
Урок №3
Тема: Группы слов по значению. Синонимы, антонимы, их употребление. Ознакомление со словарями синонимов, антонимов Р/Р. Культура речи.
Цель: Расширить и углубить знания учащихся о синонимах, антонимах. Дать понятие о синонимических рядах, показать различие в оттенках значений синонимов; показать роль синонимов и антонимов в речи и художественных произведениях. Развивать умения подбирать синонимы и антонимы для более точной формулировки мысли; совершенствовать навыки пользования словарём. Развивать культуру речи. Прививать интерес к русскому литературному языку.
Цель: Дать понятие о лексических омонимах; научить отличать омонимы от многозначных слов; совершенствовать умение употреблять их в речи; учить пользоваться словарём омонимов; развивать культуру речи.
- Какие группы слов по значению вы знаете? Приведите примеры.
2. Проверка д/з. Упр. 304
Изучение нового материала
1. Слушание текста
Вы откуда, молодцы?
День вступил в свои права,
Постучались в дверь слова.
Я открыл им. Что за чудо?
Предо мной близнецы.
Я спросил их: «Вы откуда появились, молодцы?»
- Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
( Я. Козловский)
- Догадались ли вы, о каких словах идёт речь?
2. Работа с учебником
- Рассмотрите рисунки стр. 143.
- Что изображено на рисунках? Одинаковое ли значение имеют эти слова? А пишутся?
Вывод. Это и есть омонимы
Закрепление изученного материала
3. Упр. 320, стр.143
Лисички – зверёк; норка – жильё зверька.
4. Упр. 322. Почему ученик перепутал слова?
Сачками – с очками – совпадают в некоторых формах.
- Как отличишь омонимы от многозначных слов?
(стр. 144. Теория В)
-Как определить их в словаре?
(стр. 144- 145. Учебник)
- Упр. 323 (стр. 145)
А – шляпка гриба
Шляпка – головной убор.
Б – к рынку – крынку (омонимы)
- Межъязыковые омонимы (стр. 145 – 146)
Русск. Укр.
Неделя Неділя (воскресенье)
Уродливый Вродливий (красивый)
5. Записать текст.
В какой строчке перед нами не омоним? Почему?
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой
(М. Яштрейкин)
Изучение нового материала
Паронимы – слова, сходные по произношению, имеют родственные корни.
Абонент – абонемент
Адресат – адресант
Существо – сущность
Представить – предоставить
Одеть – надеть (на себя)
- Составить 1 – 2 предложения с ними, (по выбору учащихся)
Тематические группы слов
- Как вы понимаете «тематические группы слов» ?
- Работа с учебником стр. 150 – 151.
Закрепление изученного материала
1. Упр. 335
Редкие книги коллекционируют … (букинисты), старинные и современные … (библиофилы), монеты собирают … (нумизматы), почтовые марки … (филателисты); открытки … (филокартисты), всевозможные значки … (фалеристы).
2. Продолжите тематические группы и подберите обобщающее слово для названия понятий.
Футбол, волейбол … (баскетбол, хоккей) – спортивные игры.
Фортепьяно, скрипка … (гитара, флейта) – музыкальные инструменты.
Итоги урока
- Что изучили мы на уроке?
- Для чего это нам необходимо?
- Какой раздел языка изучает эти понятия?
Домашнее задание.
Выучить правила § 30 стр. 150 – 151;
Выполнить упр. 336, 337, стр. 151.
Урок № 5
Тема: Повторение изученного материала по теме «Лексика»
Цель: Повторить, закрепить и обобщить изученный материал, развивать навыки и умения определять лексические группы слов; совершенствовать навыки культуры речи.
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Найти в тексте повторяющиеся слова. Заменить их синонимами (или местоимениями) и записать текст в исправленном виде.
У меня есть друг Коля. Мы вместе с Колей ходим в школу. Мы всегда ходим друг к другу. Если я болею, Коля ходит ко мне, носит уроки. Когда Коля болеет, я хожу к нему.
4. Творческий диктант
Запишите предложения, вставляя подходящие по смыслу антонимы.
Готовь телегу зимой, а сани … (летом)
Один брат молчун, а другой … (говорун)
Сегодня море бурное, а вчера было … (спокойное)
Рубрика «Советуем запомнить!»
Стр.140
Представьте, что ваш друг уезжает с одноклассниками на экскурсию в другой город. Как вы с ним попрощаетесь.
- Разыграйте небольшой диалог.
6. Докажите, что приведённые слова – омонимы. Составить с ними предложения.
Прочитать (книгу) – почитать (относиться с уважением)
Занять (деньги) – что? Занять (кого?) человека.
Вылечу (что? Кого?) – болезнь, человека.
Вылечу (куда?) – в другой город.
Вылечу в трубу (переносное значение)
Итог урока
1. Беседа
- Почему так важно изучение раздела «Лексикология» ?
- Что нового, полезного и интересного вы узнали из этого раздела?
Тема: Тематическое оценивание по теме « Лексикология»
Цель: Осуществить контроль знаний и умений учащихся по изученной теме.
Тип урока – контроль знаний
Оборудование - тестовые задания
Ход урока
Объявление темы и цели урока.
Проведение контрольной работы
Задание 1
1. Как называются слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению?
А) синонимы;
Б) антонимы;
В) омонимы.
2. Укажите правильное толкование слова праздный
а) радостный;
б) торжественный;
в) ничем не занятый, без полезных занятий.
3. Укажите словосочетание, в котором слово серебряный употреблено в переносном значении. Составьте с ним предложение.
А) серебряная цепочка;
Б) серебряный голос;
В) серебряная посуда.
4. В какой из групп собраны слова – омонимы?
А) Ключ журавлей, журчащий ключ, дверной ключ.
Б) Часы идут, дождь идёт, девочка идёт.
В) образ жизни, образ мыслей, художественный образ.
5. Какое изобразительно – выразительное средство (тропы) использовано А. Пушкиным в строчке «Ветер по морю гуляет» ?
А) эпитет;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
6. Укажите группу слов, принадлежащих к одной тематической группе.
А) яблоня, груша, ромашка;
Б) морозный, снежный, вьюжный;
В) смотреть, читать, стать.
Запишите слово, которое объединяет слова указанной группы
Задание 2
1. Отредактируйте предложения.
Электрокамин отлично огреет вас. Застройка дома скоро закончится.
2. Продолжите письменно рассказ «ленивого» ученика. Замените выделенные слова антонимами.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь …
Итог урока
Домашнее задание
Составить диалог по теме «Лексика» (по 3-4 реплики)