Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.
Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.
Воспитательные: воспитывать любовь к республике, интерес к путешествиям.
Виды деятельности обучающихся:
- Работа с текстом.
- Выразительное чтение текста.
- Самостоятельная работа.
- Парная работа.
- Групповая работа.
- Тестирование.
- Физкультминутка.
-Работа с карточками.
- Творческая работа (составление синквейнов).
Учебно-методическая литература, на основе которой разработан урок:
- Русский язык. Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.
- Материалы из сайта о Салаватском районе.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбка ваших добрых глаз.
Я верю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе проведем урок.
Меня зовут Нурания Мутагаровна. Я приехала из Салаватского района, родины легендарного героя башкирского народа, борца за свободу, поэта-импровизатора - Салавата Юлаева.
Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю вам заочно посетить наш замечательный район. А в качестве экскурсовода буду выступать я, Нурания Мутагаровна (На слайде появляются достопримечательности района).
Приглашаю вас на экскурсию. Со значением слова «экскурсия» познакомимся по словарю Ожегова:
«Экскурсия – поездка (поход) куда-нибудь с увеселительной, образовательной целью». Значит, в ходе нашей экскурсии мы узнаем много нового и полезного.
Итак, в добрый путь, друзья!
Работа с текстом. Листочки лежат на партах перед каждым учеником. Но в них нет числительных.
Салаватский район расположен в северо-восточной части Башкортостана. Ее площадь составляет 2182 км². Здесь протекает река Юрюзань, которая является одной из красивейших рек Южного Урала. Ширина реки 30 - 35 м.
Памятником природы и седьмым чудом нашей Республики объявлена гора Янгантау. В переводе с башкирского, Янган-Тау означает Горелая гора. Она находится в 150 километрах от Уфы. Здесь расположена уникальная лечебница. Высота горы невелика – всего 504 метра над уровнем моря. В 3 километрах южнее санатория ЯНГАНТАУ в деревне Комсомол находится известный минеральный источник Кургазак. Минеральная вода источника поднимается с глубины 600-800 метров.
В 1754 году в деревне Текеево родился национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. О его жизни и судьбе рассказывают пещера и музей Салавата Юлаева.
- О чем этот текст, ребята?
-Вы смогли получить полную информацию? В чем дело? Действительно, я забыла про имена числительные (учитель читает текст с числительными).
- Что вы знаете об этой удивительной части речи?
Ребята поднимают руки и рассказывают об имени числительном. На слайде начало ответов.
- Имя числительное – это…
- По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся…
- Количественные числительные обозначают…
- Порядковые числительные обозначают…
- Имена числительные изменяются…
- Согласуйте и запишите в тетрадях следующие словосочетания: около 60 лет назад, 4 представителей власти, числительное, которое может заменить слово «полжизни» (желающие работают у доски).
- Как вы думаете, есть ли разница в обозначении количества при использовании этих числительных? Действительно, перед нами целое, собирательное и дробное числа, и сегодня мы с вами будем говорить о разрядах имен числительных.
Запись темы.
- Какую цель мы будем преследовать на уроке? (узнать о разрядах имен числительных, научиться правильно использовать их в речи, согласовывать с теми словами, к которым они относятся).
- А теперь рассмотрите картину и вставьте наши словосочетания на их места в тексте (текст наглядно на слайде).
Картина Алексея Кузнецова «Допрос Салавата» была написана около шестидесяти лет назад. Образ легендарного сына башкирской земли занимает центральное место. На переднем плане художник изобразил четверых представителей власти, которые ведут допрос батыра.
Салават изображен к зрителям лицом. Он верит в правоту своего дела. Ему не страшны смерть и муки, какие бы не придумали его мучители. Не пугает и каторга, на которой он проведет ½ жизни.
Физминутка.
Отдохнём чуть-чуть от дела,
Разомнём немного тело.
Раз – подняться, потянуться.
Два – слегка назад прогнуться.
Три – присесть.
Четыре – встать и руками помахать.
Пять – наклоны вправо, влево.
Шесть – достаньте до колена.
Семь – глазами поморгайте.
Восемь – шею разминайте.
Девять – ну-ка, повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Десять – сели образцово, принялись за дело снова.
Ребята, я предлагаю вам самостоятельно изучить тему. (самостоятельное изучение темы по учебнику).
Работа в группах. Задается на карточке один вопрос, к нему много ответов. Нужно обсудить в парах и правильно ответить.
-Назовите разряды количественных числительных.
- Определите разряд следующих количественных числительных:
Семеро друзей, одна шестая территории..
-Согласуйте имена числительные с именами существительными.
(два) девочки,(два)мальчика
-Как склоняются количественные числительные от 5 до 30
- Измените по падежам количественное числительное одиннадцать
Работа с учебником. Упражнение 357. Даны предложения о Волге. Как известно, она является самой большой в России. В нее впадают множество рек. В их числе и наша Юрюзань. Задание – по рядам. Среди предложений 3-5 выпишите:
1 ряд – предложение с количественным числительным.
2 ряд – предложение с дробным числительным.
3 ряд – предложение с собирательным числительным.
Проверка.
Тест "Повторение по теме "Числительное" (работа с карточками)
Просмотр видеоматериала «Приветствие шестиклассников из музея Салавата Юлаева.
Рефлексия.
- Вот и закончилась наша экскурсия по Салаватскому району с помощью имени числительного.
- Что нового узнали на уроке?
- Было ли вам интересно?
- Захотели ли вы побывать в нашем районе?
- Пригодятся ли вам в будущем знания об имени числительном?
- Я предлагаю вам составить синквейн на темы:
1. Имя числительное.
2. Экскурсия.
-А вот , ребята, что получилось у меня (наглядно на слайде):
1) Имя числительное.
Количественное, порядковое.
Интересует, помогает, удивляет.
Знания об имени числительном пригодятся каждому.
Часть речи.
2) Экскурсия.
Поучительная, интересная.
Удивляет, радует, восхищает.
Экскурсия дарит нам радость.
Чудо
- Выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке: красный – я научился; желтый – могу научить других; зеленый – я не понял тему.
Назовите количественные числительные, оценки за урок, которые я могу вам выставить? (Пять, четыре)
Выставление оценок.
Домашнее задание.
1. Базовый уровень.
Упр. 358. Списать, расставляя знаки препинания и заменяя цифры словами.
2. Уровень повышенной сложности.
Найдите и запишите пословицы о родине. Подчеркните числительные, обозначьте разряды.