kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разряды количественных числительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомить учащихся с разрядами количественных числительных

Задачи:

1.     Образовательные:

- закрепить правописание ь в числительных;

- развить умение находить имена числительные в тексте;

- формировать умения отличать числительные от других частей речи со счетным значением;

- совершенствовать орфографические   умения.

2.     Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- дополнить знания учащихся об оборонительных укреплениях Псковщины;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разряды количественных числительных»

01.03. 2022

6 класс.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Тема урока: Разряды количественных числительных

Цель: Познакомить учащихся с разрядами количественных числительных

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепить правописание ь в числительных;

- развить умение находить имена числительные в тексте;

- формировать умения отличать числительные от других частей речи со счетным значением;

- совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- дополнить знания учащихся об оборонительных укреплениях Псковщины;

3.Воспитательные:

- воспитать самостоятельность;

- воспитать интерес и уважение к родному языку;

- воспитать ценностное отношение к слову.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник Т.А. Ладыженской «Русский язык» 6 класс, раздаточный материал.

Ход урока

Примечания

Время

Организационный момент:

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует сегодня в классе?

Д: Здравствуйте, отсутствующих нет.


1 мин

Актуализация знаний написания ь(объяснительный диктант):

У: Ребята, наша задача сейчас записать слова, объяснить написание ь в словах. Поэтому откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

На закрытых досках поработают 2 человека:… и … Остальные работают самостоятельно в тетрадях

Вьюга, кирпич, пишешь, ненавидеть, улыбается, семнадцать, семьсот, тишь, одиннадцать, тысяч, семьдесят, день, земля, рожь

Решение:

Вьюга (разд.ь), кирпич(м.р., 2скл), пишешь(гл. в ед.ч, 2 л), ненавидеть (инфинит. Гл), улыбается (что делает?), семнадцать (от 5 до 20), семьсот (от 500 до 900), тишь (3 скл, ж.р.), одиннадцать (от 5 до 20), тысяч(мн.ч.), семьдесят (от 50 до 80), день ( ь для обозначения мягкости согласного), земля, рожь(ж.р., 3скл)

У: У последних трех существительных определите склонение и просклоняйте эти 3 слова по ошибкоопасным падежам, которые мы вспоминали с вами на прошлом уроке.

Решение:


1 скл 2 скл 3 скл

Р.п. земли дня ржи

Д.п. земле дню ржи

П.п. земле дне ржи

У: Тетрадки сдайте мне на проверку: …..(4 человека). Остальные поменяйтесь с соседом по парте своими тетрадями, возьмите карандаш или ручку другого цвета, только не красного, и сейчас мы вместе проверим, что у нас получилось. Откройте, пожалуйста, доску.

(Проверка по образцу, обсуждение вслух ошибок и орфограмм)

У: Поставьте оценку. Если 5 и более ошибок-«2», 3-4 ошибки-«3», 1-2 ошибки- «4» и без ошибок- «5».

Д: Оценивают

У: Поменяйтесь обратно тетрадками.

У:Ребята, к какому выводу мы можем с вами прийти? Когда мы пишем мягкий знак в именах существительных?

Д: Когда есть разделительный мягкий знак, в сущ.3скл,ж.р., для обозначения мягкости согласного

У: Молодцы! Когда мы пишем мягкий знак в глаголах?

Д: В инфинитиве (начальной форме), когда глагол стоит в форме ед.ч.,2 л.

У: Умнички! И когда же мы пишем ь в числительных?

Д: На конце слова в числительных от 5 до 20 и 30, в середине числительного от 50 до 80 и от 500 до 900.



Учитель диктует слова, дети записывают под диктовку в тетрадь.















(Тетрадки взять с двух парт, чтобы было равное количество учащихся для взаимопроверки)


Выставление оценок после проверки у 6 человек (2-ое у доски и 4 тетради)

10 мин

Актуализация знаний:

У:Ребята, мы с вами продолжаем изучение темы «Имя числительное». Давайте попробуем образовать количественные и порядковые числительные с корнем ШЕСТЬ. Выделим окончания. К доске пойдет…, остальные работают у себя в тетрадях.

Решение:

Шесть- шесть , шестьдесят , шестьсот (колич)

Шесть- шестой, шестидесятый, шестисотый.


4 мин

Постановка темы и цели урока:

У: Хорошо, молодцы! А теперь допишите слова в количественные числительные: пять шестых, шестеро друзей

Д: Записывают

У: Ребята, посмотрите, у нас есть три слова: ШЕСТЬ, ПЯТЬ ШЕСТЫХ, ШЕСТЕРО. С этими числами вы встречались на математике. В чем отличие? Как они называются?

Д: Шесть-целое число

У: Правильно, а как называется число пять-шестых?

Д: Дробные

У: Молодцы! А как называются числительные шестеро, пятеро, например, друзей, козлят, брюк и т.д.

Д: Не знают ответа на вопрос

У: Например, есть один человек, а когда их двое и больше собирается… Значит, как называются такие числительные, обозначающие какое-то собрание людей, животных и т.д.

Д: Собирательные

У: Правильно, значит, какая тема нашего урока?

Д: Целые, дробные и собирательные числительные

У: Правильно. Но мы можем назвать эти понятия разрядами. Значит, как сформулируем тему урока?

Д: Разряды количественных числительных

У: Запишите себе в тетради тему урока.

Д: Записывают

У: Какова наша цель на урок?

Д: Познакомиться с разрядами числительных




















Учитель дублирует тему урока на доске. Заранее написана дата и «Классная работа»


7мин

Объяснение нового материала:

У: Откройте учебники на стр.52, прочитай, пожалуйста, правило….

Д: Учащийся читает правило

У: Давайте проговорим еще раз правило и составим краткую схему в тетради. Посередине страницы у нас записана тема. Первый разряд-первая стрелочка вниз. Какой это разряд числительного?

Д: Целые

У: Правильно, записываем

Д: Записывают

У: Какие примеры мы можем записать чуть ниже?

Д: Шесть, пять, десять и т.д.

У: Молодцы, давайте запишем.

Д: Записывают

У: Следующая стрелочка-следующий разряд числительного. Это какие числительные?

Д: Дробные

У: Умнички, запишите.

Д: Записывают

У: Какие примеры можем записать?

Д: Три четвертых, пять шестых и т.д.

У: Запишите, пожалуйста

Д: Записывают

У: И последняя стрелочка. Это какие числительные?

Д: Собирательные

У: Правильно! Запишите.

Д: Записывают

У: Какие примеры можем привести?

Д: Трое, двое, четверо

У: Молодцы. Запишите.

Д: Записывают

Схема:

У: Давайте еще раз проговорим правило, которое мы с вами изучили

Д: 3-ое учащихся проговаривают правило

У: Обратите внимание еще раз на собирательные числительные в правиле. Когда мы можем употреблять их?

Д: Когда речь идет о людях мужского пола, например, двое друзей

У: Хорошо, правильно. А если я скажу трое козлят, то какой мы вывод можем сделать?

Д: Числительные сочетаются с существительными, обозначающими детей и детенышей животных

У: Правильно! Запишите в своей схеме чуть ниже пока этих 2 условия.

Д: Записывают

У: А вот еще, например, двое саней или пятеро ножниц

Д: С существительными, которые употребляются только во мн.ч.

У: Правильно, молодцы. Запишите себе в тетрадь.

Д: Записывают


Учитель спрашивает 3-ех учеников правило наизусть






Учитель чертит схему на доске, параллельно с детьми


Закрепление изученного материала:

У: Обратимся к упражнению 454. Прочитай, пожалуйста,… что нам нужно сделать? Хорошо, давайте выполним у доски, остальные в тетрадях.


У: Продолжаем работу. Я диктую числительные, нам с вами нужно записать их и найти «3-ий лишний». К доске пойдет…, остальные работают параллельно с нами в тетрадях.

Слова:

Тридцать граммов, одна вторая километра, два часа;

одна тысяча лет, двое друзей, трое котят;

две третьих, сто десять лет, пятый человек

трое ножниц, пятьдесят дней, семь километров

Решение:

Тридцать граммов, одна вторая километра, два часа;

одна тысяча лет, двое друзей, трое котят;

две третьих, сто десять лет, пять шестых;

трое ножниц, пятьдесят дней, пятый человек

У: Почему в первой строчке лишнее «одна вторая километра»?

Д: Т.к. это дробное количественное числительное, а остальные- целые

У: Верно. Какое сочетание у нас лишнее во 2 строчке?

Д: одна тысяча лет, т.к. это целое числительное, а остальные-собирательные

У: Молодцы. Какое сочетание у нас лишнее в 3 строчке?

Д: сто десять лет, т.е. это целое числительное, а остальные-дробные

У: Умнички. А какое сочетание у нас лишнее в 4 строчке?

Д: пятый человек

У: Правильно! Почему?

Д: Т.к. это порядковое числительное, а остальные два-количественные.

Молодцы. На столах у вас есть карточки с текстом. Давайте прочитаем его. Прочти, пожалуйста,….

Д: Учащийся читает текст

Текст:

В конце XI века Изборск превращается в город-крепость, охр…няющий западные руб…жи Северо-Западной Руси. На смену дерев…ой сооружается каме…ая стена шириной 2,5-3,5 м, судя по размерам, по ней могли бы двигаться трое всадников. Раскопками открыта ее нижняя часть выс…той до 1 м. Судя по развалинам, стена достигала выс…ты 3 м.

Решение:

В конце XI века Изборск превращается в город-крепость, охраняющий западные рубежи Северо-Западной Руси. На смену деревянной сооружается каменная стена шириной 2,5-3,5 м, судя по размерам, по ней могли бы двигаться трое всадников. Раскопками открыта ее нижняя часть высотой до 1 м. Судя по развалинам, стена достигала высоты 3 м.

У: Определите тему текста.

Д:Превращение Изборска в город-крепость

У: Как вы думаете, чем была вызвана необходимость замены деревянной стены каменной?

Д: Каменная стена надежнее деревянной.

У: Правильно, молодцы! Устно вставьте и объясните пропущенные орфограммы в тексте. Начни, пожалуйста,…

Д: 1.Охраняющий- вставляем букву А, которая находится в корне слова-охран, можно проверить словом охрАна

2.Рубежи- вставляем букву е, которая находится в корне слова-рубеж, можно проверить словом рубЕж

3. Деревянной-вставляем букву я и две буквы н, т.к. это слово-исключение, суффикс –ЯНН-.

4.Каменная- вставляем букву е и две буквы н, т.к. одна буква буква н входит в состав корня КАМЕН и суффикс Н

5. Высотой- вставляем букву о, которая находится в корне слова-высот, можно проверить словом высОтный

У: Молодцы! Давайте выпишем из текста словосочетания числ+ сущ, указывая разряд по значению. К доске пойдет…, остальные работают в тетрадях

Решение:

Шестнадцатого века (колич, целое), стена два с половиной метра(колич, дробное) , стена три с половиной метра (колич, дробное), высотой до одного метра (колич, целое), высоты трех метров (колич, целое)

































Приложение 1.

























Фронтальный опрос учащихся.

15 мин

Резервное задание:

Карточки:

Вставь, где следует, вместо точек нужные буквы. Укажи разряд по значению числительного.

В нашей школе имеются три параллельных сед...мых, вос...мых и девятых класса. 2. Точные изм..рения обнаружили, что полное «мгновение ока» длится в среднем 2/3 секунды 3. Вчера на улице гуляли пят…ро мальчиков. 4. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четыр... тысяч видов значков.

Решение:

В нашей школе имеются три параллельных седьмых, восьмых и девятых класса. (колич, целые)

2. Точные измерения обнаружили, что полное «мгновение ока» длится в среднем две третьих (колич, дробное) секунды

3. Вчера на улице гуляли пятеро мальчиков. (колич, собир.)

4. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четырех тысяч видов значков.(колич, целое)



Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание:

У: Итак, ребята, какую тему мы сегодня с вами изучили?

Д: Разряды количественных числительных

У: Какие числа могут обозначать количественные числительные?

Д: Целые, дробные и собирательные

У: Приведите примеры целых чисел

Д: три, пять, десять…

У: А какие собирательные числительные вы знаете?

Д: двое, трое, пятеро…

У: Верно, молодцы! И дробные числительные, например?

Д: Две пятых, одна вторая…

У: Молодцы, запишите домашнее задание.

1.Повторить правило на стр.52

2. Упр. 455

Прочитай, пожалуйста,…, что нам нужно сделать?

Д: Списать текст, над числительными подписать разряд по значению

У: Хорошо, молодец!

У: У вас на столах есть планы Пскова в древности, с необычными дорогами. Посмотрите внимательно на них. Это и дорога творчества, и дорога незнания, широкого кругозора, грамотности и т.д. Рядом с названиями дорог есть кружочек, поставьте галочку там, где улица отвечает своим названием вашему сегодняшнему настроению на уроке. Уходя, сдайте листочки мне не стол.

Спасибо вам за урок, всего доброго, до завтра!




















Заранее раздаются листы. Приложение 2.

3 мин













































Приложение 1.

В конце XI века Изборск превращается в город-крепость, охр...няющий западные руб…жи Северо-Западной Руси. На смену дерев…ой сооружается каме…ая стена шириной 2,5-3,5 м, судя по размерам, по ней могли бы двигаться трое всадников. Раскопками открыта ее нижняя часть выс…той до 1 м. Судя по развалинам, стена достигала выс…ты 3 м.

Приложение 2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разряды количественных числительных

Автор: Радостева Елена Игоревна

Дата: 03.08.2023

Номер свидетельства: 635292

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Разряды количественных числительных. Целые числа»."
    ["seo_title"] => string(53) "razriady_kolichestvennykh_chislitelnykh_tselye_chisla"
    ["file_id"] => string(6) "532627"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1576678615"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Разряды количественных числительных"
    ["seo_title"] => string(43) "razriady-kolichiestviennykh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "162063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422296782"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта урока по теме:" Разряды количественных числительных""
    ["seo_title"] => string(78) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_razriady_kolichestvennykh_chislitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "633815"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1686902709"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Урок русского языка по теме "Разряды количественных числительных" "
    ["seo_title"] => string(75) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-razriady-kolichiestviennykh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "126373"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415169703"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе на тему  "Разряды количественных числительных" "
    ["seo_title"] => string(111) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-na-tiemu-razriady-kolichiestviennykh-chislitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "199024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428504123"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства