Проверка домашнего задания С − А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности. 1. | Решим математический пример: 200 умножить на 2 | четыреста | 2. | Полученный результат разделить на 2 | двести | 3. | К полученному числу прибавить 108 | Триста восемь | 4. | От полученной суммы вычесть 218 | девяносто | 5. | От полученного результата вычесть 79 | одиннадцать | 6. | От полученного результата вычесть 5 | шесть | 7. | Полученный результат умножить на 100 | шестьсот | 8. | Десять одинаковых предметов | десяток | - Какое число получилось? Молодцы! 1.Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете) 2.На какие 2 группы делятся числительные ?( Количес. И поряд). 3.Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?) 4.Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?) Количественные числительные двенадцать двое одну вторую (целое) (собирательное) (дробное) А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?) - Что в них общего? Количественные - Чем отличаются? - Сравните числительные двенадцать и одна вторая. -Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное) - Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро. - Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать) Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе). - Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? Целые, дробные, собирательные. Тема урока. Разряды количественных числительных. Откройте учебник и прочитайте теоретический материал. Устно назовите количественные числительные и определите их разряд. 17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг. Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п. в три колонки, разделив их на разряды. В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы. целые | Дробные | собирательные | Первой Восемнадцать Два Десять Восемь | Две трети Четыре пятых | Шестеро Трое пятеро | Допишите еще по два примера в каждый столбик. Устно замените эти слова другими: дюжина, чертова дюжина, полтора, полтораста, Какие у вас получились слова? Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных. Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут. В течение 5 минут вспомните и напишите как можно больше литературных произведений, в названии которых встречаются количественные числительные. «Три мушкетера» А.Дюма, «Два капитана» В.Каверина, «Пять недель на воздушном шаре» Ж.Верна, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.Пушкина, «20 000 лье под водой» Ж.Верна. Укажите их разряд. Вспомним, как нужно писать заглавия? В кавычках Контролирует, направляет, корректирует Закончите определение. А) Числительные, обозначающие целые числа, называются… Б) Числительные, обозначающие количество предметов, как одно целое, называются… В) Числительные, обозначающие дробные числа, называются… | Отвечают на вопросы обозначают + или - Отвечают на вопросы (устно) Самостоятельно изучают теоретический материал Записывают в три колонки, разделив их на разряды. Тренировочные упражнения Работают по раздаточному материалу Двенадцать, тринадцать, сто пятьдесят – целые Одна целая и пять десятых – дробное числительное. Работают по раздаточному материалу Выполняют творческое задание Группа№1 – задание 1 Группа№- 2 задание2 Группа №3 – задание 3 Выполняют тренировочные упражнения. Выполняют индивидуально работу по карточкам Отвечают на вопросы Выводы по теме |