Цели: Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения.
♦ находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;
♦ совершенствовать пунктуационные навыки.
II. Повторение пройденного материала.
А. Фронтальный опрос теории.
- Какие предложения называются сложноподчинённым? (Предложения, части которого связаны подчинительными союзами).
- Перечислите виды сложноподчинённых предложений.
- Какие предложения называются придаточными определительными? (Отвечают на вопрос какой? Относятся к определяемым существительным или другим словам в значении существительного. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами).
- Какие предложения называются придаточными изъяснительными? (Отвечают на вопросы косвенных падежей. Чаще всего относятся в главном предложении к глаголам. Прикрепляются к определяемому слову при помощи союзов что, как, будто, чтобы; при помощи союзных слов; при помощи частицы ли, употребленной в значении союза).
- Какие предложения называются придаточными обстоятельственными? (Те, которые отвечают на вопросы обстоятельства и имеют обстоятельственное значение. Чаще всего к главному прикрепляются союзами, реже - союзными словами).
(Раздать карточки)
Б. Работа с предложениями (ГИА).
Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания в предложениях, определить вид придаточного предложения.
А. Куда река пошла, там и русло будет. Придаточное места.
Б. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке видит, где он. Придаточное изъяснительное.
В. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер. Придаточное определительное.
Г. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы на траве. Придаточное сравнительное.
ЗАДАНИЕ: укажите номер предложения, в котором есть вводное слово. Укажите номер предложения, в котором содержится сравнение.
КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ВИД ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ? (По смыслу, так как содержит сравнение).
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Работа по теме урока.
1. Заполнить таблицу о придаточных обстоятельственных образа действия, меры и степени. (Раздать карточки с пустыми таблицами).
2. Проверить заполненные таблицы:
-
А теперь я вам расскажу о строении СПП с придаточными сравнительными, а вы заполняйте по ходу моего рассказа таблицу.
* Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной части.
* Относятся ко всему главному предложению.
* Отвечают на вопросы: КАК?
* Используются союзы и союзные слова: КАК; СЛОВНО; БУДТО; КАК БУДТО; ПОДОБНО ТОМУ КАК; ЧЕМ-ТЕМ.
* Место по отношению к главному предложению: любое. ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД И СРАВНИТЕ.
V. Закрепление нового материала.
-
1. ВЫПОЛНЕНИЕ УПР. 167
2. Слово учителя:
В главной части предложения может быть указательное слово ТАК.
ЕСЛИ В ГЛАВНОМ ЕСТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ТАК, ТО В ПРИДАТОЧНОМ ЗНАЧЕНИЯ СРАВНЕНИЯ СОЧЕТАЕТСЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ.
В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.
3. Выполнение упр. 168 (по вариантам). Строение предложения №5 разбирает учитель.
Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также
предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем, Тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением.
VI. Подведение итогов урока.
VII.Задание на дом.