Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку "Понятие об однородных членах предложения"»
Методическая разработка по русскому языку. 8 класс
Тема: Понятие об однородных членах предложения
Цели урока:
- актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения, способах их выражения;
- развить и закрепить понятие об однородных членах предложения;
- закрепить навыки узнавания в тексте предложений с однородными членами.
Ожидаемые результаты:
Личностные
- ученики осознают эстетическую ценность русского языка;
- будут уважительно относиться к языку;
- будут стремиться к речевому самосовершенствованию;
- будут использовать предложения разных типов для выражения своих мыслей.
Метапредметные
- научатся выделять главное в учебном материале;
- научатся оценивать задания по параметрам: выполнено с ошибками, в чем сложность
выполнения;
- научатся использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Лингвистическая разминка
Выберите правильный ответ
В каком слове ударение падает на 3 слог?
Баловать
Звонит
Черпает
Сверкает
В каком слове пишется окончание –ИТ?
Чист…т
Подморажива…т
Рису…т
Света…т
Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием:
Гулять по лесу
Красота природы
Свой взгляд
Мечтает отдохнуть
Найдите составное глагольное сказуемое:
Попросили спеть
Будет врачом
Начал свистеть
Прогуливается
Укажите односоставные предложения:
Зимняя стужа хозяйничает в лесу
Идешь по зимнему лесу и любуешься его красотой
Искрится и переливается снег в лунном свете
За окном вьюжило.
Актуализация знаний. Формулирование темы урока
Перед вами утверждения. Изучите их и выразите свое согласие и несогласие. (Поставьте знак плюс, если вы согласны, а если не согласны- минус. А если затрудняетесь, можете поставить вопросительный знак)
Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.
Однородные члены соединяются только союзами.
В предложении может быть только один ряд однородных членов.
Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.
Однородные члены бывают только нераспространенными.
Однородные члены располагаются всегда рядом.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами.
Однородные члены предложения могут иметь обобщающее слово.
Проверьте себя: +--+--++
- Сформулируйте тему урока. О чем мы сегодня будем говорить?
- Были ли затруднения при выполнении задания?
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Запишите в тетрадях дату, классная работа и тему урока.
- Какие цели и задачи ставим перед собой? (Учащиеся ставят цели и задачи урока)
1. Повторить ранее изученное о предложениях с однородными членами.
2. Изучить новую информацию об однородных членах предложения.
Объяснение темы. Показать презентацию.
Посмотрите на экран. Перед вами предложение.
- Есть утверждение, что однородные члены предложения выражаются одной и той же частью речи. А теперь посмотрим следующее предложение.
Я люблю идти тихо, с остановками. (М.Пришвин)
Найдите слова, к которым ставится вопрос от одного и того же слова.
Скажите, к каким частям речи относятся. (Ответы учащихся)
Вывод: Однородные члены предложения могут быть представлены и словами разных частей речи.
- Прочитайте предложение.
Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо.
Найдите однородные члены предложения.
От однородных членов можно ли поставить вопрос к другим словам в этом предложении?
(Ответ: да, можно)
Вывод: Однородные члены предложения могут иметь зависимые слова, то есть могут быть распространенными.
- Следующее предложение. Читаем и определяем однородные члены предложения.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске.
Обратите внимание: в этом предложении нет знаков препинания. Но есть однородные члены предложения, которые относятся к разным словам.
Вывод: В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Прочитайте предложения. А теперь перейдем к примечанию.
Зимы ждала, ждала природа. (А.С.Пушкин)
За деревней леса, леса, леса.
Иногда для большей выразительности слова могут повторяться в предложении.
Вывод: Повторяющиеся слова однородными не являются.
Закрепление новых знаний
Работа на карточках. Задание учащиеся сами формулируют исходя из прочитанного упражнения. Что нужно сделать, чтобы выполнить это упражнение?
- Прочитать предложения.
- Найти однородные члены предложения, подчеркнуть их как члены предложения, указать какой
частью речи они выражены, определить способ связи.
- Расставить знаки препинания.
Маки то вспыхивали трепетно ярким огнем, то наливались густым багрянцем.
(Однородные сказуемые: вспыхивали, наливались- выражены глаголами, связаны союзом то, то, разделяются запятой)
Относитесь к родному языку бережно и любовно думайте о нем изучайте его любите его.
(Однородные сказуемые: относитесь, думайте, изучайте, любите- связаны интонацией, разделяются запятой; однородные обстоятельства: бережно, любовно - связаны интонацией и союзом И. Перед союзом И запятая не ставится.)
И весело, и величаво поднимается могучее светило.
(Однородные обстоятельства: весело, величаво-выражены наречиями; связаны повторяющимся союзом И, поэтому разделяются запятой)
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад.
И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сад, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблоку.