Разработка открытого урока русского языка по теме "В поисках имени существительного (Роль существительных в речи)"
Разработка открытого урока русского языка по теме "В поисках имени существительного (Роль существительных в речи)"
Данный урок является одним из завершающих в разделе изучения имени существительного, позволяет повторить и обобщить знания по изученным темам. Лексический материал подобран в соответствии с задачами по внедрению трехъязычия и воспитанию толерантности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока русского языка по теме "В поисках имени существительного (Роль существительных в речи)"»
КГУ «ОСШ имени А.Пушкина» Тюлькубасского района, ЮКО, Казахстан
Открытый урок русского языка
Класс: 5
Учитель : Сириченко Надежда Николаевна
Тема: «В поисках имени существительного» (Роль существительного в речи)
Цель урока: Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу. Задачи: 1. Образовательная. Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки орфографической зоркости. 2. Развивающая. Обучать выделять в текстах, учебном материале главное. Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; навык самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи). 3. Воспитательная. Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, этические нормы поведения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Форма организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная.
План урока
I. Организационный момент.
II. Определение темы урока и постановка целей .
1.Вступительное беседа.
2.Работа с эпиграфом. (Работа в группах)
3.Поэтическая минутка.
III. Актуализация и обобщение знаний учащихся.
1.Прием «Корзина идей».
2. Мини-исследование «Имя существительное обозначает только предмет?»
IV. Применение учебного материала.
1. Работа с текстом стихотворения «Доброта».
2. Работа в группе.
3. Поэтическая минутка.
4.Работа в группах.
5. Ниточка с другими языками.
V. Домашнее задание.
VI. Рефлексия «Незаконченные предложения».
VII. Оценивание учащихся .
Ход урока
I.Организационный момент.
(Класс разделен на 4 группы по 6 человек)
Психологический настрой.
- Здравствуйте ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
-Откройте тетради и запишите число. (СЛАЙД 1)
(Двадцать пятое февраля. Классная работа).
II. Определение темы урока и постановка целей
1.Вступительное слово учителя (под тихую музыку и видеоряд предметов). Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:
(СЛАЙД 2)
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами,- И всё, что в памяти у нас,- Означено словами.
- О каких словах, дающих названия зверям, предметам, вещам сегодня пойдет речь? (Дети определяют тему. Об именах существительных. О роли существительных в речи.)
-Запишите тему урока в тетрадь (СЛАЙД 3).
-Как вы думаете, какие цели перед нами стоят? (Дети ставят цели урока)
-Целью нашего урока является повторить и закрепить знания об имени существительном, развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки) и, конечно, выяснить роль существительных в речи.
-Лидеры команд, не забудьте про оценочные листы, где вы должны оценить работу всех членов своей группы.
2.Работа с эпиграфом (Работа в группах)
-Посмотрите на экран. (СЛАЙД 4) Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – это хлеб языка».
- Обсудите в группах, как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? Время 2 минуты.
Имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться. В русском языке сложно встретить предложения, в которых нет имени существительного. Не зря в школьной программе изучение русского языка начинается с этой части речи. Первые и важные вопросы, которые мы задаем для определения смысла – это «кто?» и «что?». И только потом мы узнаем описание человека или предмета, действия, причины.
Смысл любого высказывания мы определяем по существительному. Название художественного произведения, статьи или очерка и дается, обычно, в виде имени существительного, которое указывает на того человека или предмет, о котором идет речь. Глаголы или прилагательные в заголовках встречаются гораздо реже.
При помощи хлеба можно не только утолить голод. Он символизирует собой благополучие и достаток. Так и в нашей речи. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, и имен собственных в русском языке больше, чем нарицательных. Во многих языках существительные занимают первые места по употреблению. Например, как русском, казахском и английском языках.
По рассказам и фильмам мы знаем, что в голодное военное время хлеб был спасением от смерти. Люди выживали, прокармливаясь лишь хлебом. Так и существительное: его одно можно использовать для составления предложений. Существительные могут раскрыть смысл и дать информацию не хуже других предложений.
3.Поэтическая минутка
(звучит запись стих. А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье.»
-Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот, робкое дыханье» и подумайте, в чем особенность этого стихотворения. (СЛАЙД 5,6)
Задание для лидеров групп
- Посчитайте, сколько имен существительных в стихотворении.
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
(из 36 слов 23 сущ.) Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". С помощью существительных нарисована удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
III. Актуализация и обобщение знаний учащихся.
-Сегодня на уроке мы отправимся на поиски Имён Существительных. Нам предстоит проделать большую работу. Я предлагаю взять с собой корзины, но сначала их нужно наполнить нашими идеями .
1. (СЛАЙД 7) Прием «Корзина идей»
(Каждая группа записывает идеи на стикеры. После поочередно команды зачитывают идеи. Условие: не повторяться. 2 мин. )
-Наполним общую корзину (висит на доске). Группы поочередно зачитывают свои идеи, учитель принимает, не комментируя).
2. Мини-исследование «Имя существительное обозначает только предмет?»
-Одна из ваших идей гласит, что имя существительное обозначает предмет. Давайте проведем исследование, чтобы доказать или опровергнуть это утверждение. (СЛАЙД 8)
Цель исследования – выяснить: существительное обозначает только предмет?
Имя существительное сказало: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам» .
(СЛАЙД 9,10) Гипотеза: предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.
Ход исследования:
А) сгруппировать слова;
Б) определить общее значение существительных полученных групп;
В) сделать вывод, дать свое определение имени существительному.
Слова для исследования (в конверте в разрезанном виде)
(вещества\предметы действа ИЛИ вещественные / абстрактные существительные)
Ответы групп по определенным значениям
Вывод (учащихся). (СЛАЙД 11)
- Да вы правы, имена существительные включают много значений.
(СЛАЙД 12)
-Иногда одно существительное создает целые картины из красочных образов в нашем воображении. Подтверждением этому является слово в поэзии. Обратимся к стихотворению Юлии Друниной. (СЛАЙД 13) (подготовленный ученик читает наизусть)
IV. Применение учебного материала
1. Работа с текстом стихотворения «Доброта». (СЛАЙД 14)
-Ребята, откройте конверт № 2, там вы найдете тексты стихотворения и задание к нему. Выполняете самостоятельно в тетрадях. К доске пойдет ….
1)Нужно выписать существительные, вставить и объяснить пропущенные буквы.
2)Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют отвлеченное значение. (доброта, праздник, счастье, чудо, зло.)
Доброта. Стираются лица и даты, Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда – то Хоть чем – то согрели меня. Согрели своей плащ – п…латкой, Иль тихим шутливым сл…вцом, Иль чаем на столик… шатком, Иль попросту добрым лиц…м. Как праздник, как сч…стье, как чудо Идет Доброта по з…мле. И я про нее не забуду, Как я забываю о зле (Ю. Друнина)
2. Работа в группе.
-Откройте конверт №3. (СЛАЙД 15) Образуйте однокоренные имена существительные от данных слов (по 3 слова на группу 1 прил. + 1 глагол):
Одушевленные Неодушевленные
Храбрый храбрец храбрость
Сильный
Ленивый
Смелый
Помогать Лечить Жить Подарить
-(СЛАЙД 16) Сформулируйте вывод о роли существительных по этому заданию. (выводы детей)
Выдод: (СЛАЙД 17) имена существительные могут образовываться от других частей речи или сами образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
3. Поэтическая минутка(СЛАЙД 18)
- А сейчас закройте глаза и окунитесь в мир поэзии, силы слова. Дайте волю вашей памяти и воображению.
Звучит стихотворение Р.Фархади (читает учитель)
На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной.
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной!
- Какие предложения передают тему и идею этого стихотворения?
- Какие существительные вы читали с удовольствием? (Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Мир. Дружба. Радость)
- Почему?
- Какими красками вы бы их раскрасили?
- А какие слова вызывают ваше неприятие, страх? (Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.)
- Почему?
- Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении?
4.Работа в группах(СЛАЙД 19) (текст стихотворения на экране и на столах. Звучит мелодия.)
- Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим склонение, число и синтаксическую роль существительных
1 группа. Выписать по 3 слова на I, II и III склонение.
1 скл. 2 скл. 3 скл.
2 группа. Выписать по 5 слов, имеющих форму единственного и множественного числа, только форму единственного числа.
Ед. и мн. число только ед. ч.
3 группа. Выполнить синтаксический разбор предложений. Сделать вывод о синтаксической роли существительных. Слова – путеводные наши огни. Но есть и такие слова в словарях, они вызывают тревогу и страх.
4 группа. Написать эссе из 5-7 предложений «На всех языках есть такие слова…».
Ответы групп
5. Ниточка с другими языками
-Еще раз обратимся к словам из стихотворения, которые вы раскрасили светлыми красками. На всех языках есть такие слова. Давайте переведем их на изучаемые вами казахский и английский языки. (СЛАЙД 20)
Мать Ана mother (мазэ)
Родина Отан motherland (мазэлэнд)
Счастье Бақыт happiness ( хэпинис)
Красота Сұлулық beauty (бьюти)
Мир Әлем world (уолд)
Дружба Достық friendship (френдшип)
(Дети переводят. Появляется слайд №)
-Пусть вас всегда окружают добрые люди. (СЛАЙД 21) И помните: мы - дети планеты одной!
V. Домашнее задание(СЛАЙД 22 )
(По выбору) написать мини-сочинение или сказку на одну из тем « Что будет, если исчезнут существительные?», рассказ с использованием слов Мать, Родина, Счастье, Красота,Мир,Дружба.
VI. Рефлексия «Незаконченные предложения» (СЛАЙД 23 )
-Наш урок подходит к концу. Лидеры групп заполняют оценочные листы, все дети заполняют стикеры и складывают в корзину
Мы повторили…. Мне понравилось…
Я научился … Было трудно….
(Последний ученик, положивший маршрутный лист остается у доски и читает наизусть стихотворение)
Знаю я теперь отныне- Есть одно такое имя - Назовет любой предмет И на все нам даст ответ. Это главная часть речи, Обозначает все на свете, Без нее никак нельзя. Существительным ура! (Все хором)