kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока русского языка по теме "В поисках имени существительного (Роль существительных в речи)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является одним из завершающих в разделе изучения имени существительного, позволяет повторить и обобщить знания по изученным темам. Лексический материал  подобран в соответствии с задачами по внедрению трехъязычия и воспитанию толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока русского языка по теме "В поисках имени существительного (Роль существительных в речи)"»

КГУ «ОСШ имени А.Пушкина» Тюлькубасского района, ЮКО, Казахстан

Открытый урок русского языка

Класс: 5

Учитель : Сириченко Надежда Николаевна


Тема: «В поисках имени существительного» (Роль существительного в речи)

Цель урока:
Контроль за степенью усвоения основных знаний, умений и навыков, изученных и сформированных по данному учебному материалу.
Задачи:
1. Образовательная.
Закрепить полученные умения и навыки в решении упражнений, работа с наглядным и дидактическим материалами, совершенствовать навыки орфографической зоркости.
2. Развивающая.
Обучать выделять в текстах, учебном материале главное.
Обеспечить развитие устной речи обучающихся (умение рассказать об имени существительном; навык самостоятельного рассуждения; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки изучаемой части речи).
3. Воспитательная.
Осуществлять нравственное воспитание обучающихся, этические нормы поведения.


Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Форма проведения урока: урок-исследование.

Форма организации деятельности учащихся: парная, индивидуальная.


План урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока и постановка целей .

1.Вступительное беседа.

2.Работа с эпиграфом. (Работа в группах)

3.Поэтическая минутка.

III. Актуализация и обобщение знаний учащихся.

1.Прием «Корзина идей».

2. Мини-исследование «Имя существительное обозначает только предмет?»

IV. Применение учебного материала.

1. Работа с текстом стихотворения «Доброта».

2. Работа в группе.

3. Поэтическая минутка.

4.Работа в группах.

5. Ниточка с другими языками.

V. Домашнее задание.

VI. Рефлексия «Незаконченные предложения».

VII. Оценивание учащихся .

Ход урока

I. Организационный момент.

(Класс разделен на 4 группы по 6 человек)

Психологический настрой.


- Здравствуйте ребята, у нас сегодня на уроке гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!


-Откройте тетради и запишите число. (СЛАЙД 1)

(Двадцать пятое  февраля.  Классная работа).

II. Определение темы урока и постановка целей

1.Вступительное слово учителя (под тихую музыку и видеоряд предметов).
Зачитывается стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова…»:

(СЛАЙД 2)

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.

- О каких словах, дающих названия зверям, предметам, вещам сегодня пойдет речь? (Дети определяют тему. Об именах существительных. О роли существительных в речи.)

-Запишите тему урока в тетрадь (СЛАЙД 3).

-Как вы думаете, какие цели перед нами стоят? (Дети ставят цели урока)

-Целью нашего урока является повторить и закрепить знания об имени существительном, развивать устную речь (умение рассказать об имени существительном; умение отличать имя существительное от других частей речи; умение определять морфологические и грамматические признаки) и, конечно, выяснить роль существительных в речи.

-Лидеры команд, не забудьте про оценочные листы, где вы должны оценить работу всех членов своей группы.

2.Работа с эпиграфом (Работа в группах)

-Посмотрите на экран. (СЛАЙД 4) Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Льва Васильевича Успенского «Имя существительное – это хлеб языка».

- Обсудите в группах, как вы понимаете данные слова? Почему писатель назвал имя существительное «хлебом» языка? Время 2 минуты.

Имя существительное – самая важная и богатая часть речи; как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем общаться. В русском языке сложно встретить предложения, в которых нет имени существительного. Не зря в школьной программе изучение русского языка начинается с этой части речи. Первые и важные вопросы, которые мы задаем для определения смысла – это «кто?» и «что?». И только потом мы узнаем описание человека или предмета, действия, причины.

Смысл любого высказывания мы определяем по существительному. Название художественного произведения, статьи или очерка и дается, обычно, в виде имени существительного, которое указывает на того человека или предмет, о котором идет речь. Глаголы или прилагательные в заголовках встречаются гораздо реже.

При помощи хлеба можно не только утолить голод. Он символизирует собой благополучие и достаток. Так и в нашей речи. В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных, и имен собственных в русском языке больше, чем нарицательных. Во многих языках существительные занимают первые места по употреблению. Например, как русском, казахском и английском языках.

По рассказам и фильмам мы знаем, что в голодное военное время хлеб был спасением от смерти. Люди выживали, прокармливаясь лишь хлебом. Так и существительное: его одно можно использовать для составления предложений. Существительные могут раскрыть смысл и дать информацию не хуже других предложений.

3.Поэтическая минутка

(звучит запись стих. А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье.»

-Послушайте стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета «Шепот, робкое дыханье» и подумайте, в чем особенность этого стихотворения. (СЛАЙД 5,6)

Задание для лидеров групп

- Посчитайте, сколько имен существительных в стихотворении.

Шепот, робкое дыханье.
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
          И заря, заря!..



(из 36 слов 23 сущ.) Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". С помощью существительных нарисована удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

III. Актуализация и обобщение знаний учащихся.

-Сегодня на уроке мы отправимся на поиски Имён Существительных. Нам предстоит проделать большую работу. Я предлагаю взять с собой корзины, но сначала их нужно наполнить нашими идеями .

1. (СЛАЙД 7) Прием «Корзина идей»

(Каждая группа записывает идеи на стикеры. После поочередно команды зачитывают идеи. Условие: не повторяться. 2 мин. )

-Наполним общую корзину (висит на доске). Группы поочередно зачитывают свои идеи, учитель принимает, не комментируя).

2. Мини-исследование «Имя существительное обозначает только предмет?»

-Одна из ваших идей гласит, что имя существительное обозначает предмет. Давайте проведем исследование, чтобы доказать или опровергнуть это утверждение. (СЛАЙД 8)

Цель исследования – выяснить: существительное обозначает только предмет?

Имя существительное сказало: «Давно живу я в мире этом. Даю названия предметам» .

(СЛАЙД 9,10) Гипотеза: предполагаем, что имя существительное обозначает не только предметы.

Ход исследования:

А) сгруппировать слова;

Б) определить общее значение существительных полученных групп;

В) сделать вывод, дать свое определение имени существительному.


Слова для исследования (в конверте в разрезанном виде)

1 группа. Юноша, учитель, спортсмен, пенсионер, Александр, кошка, дельфин; стол, телефон, здание, карандаш, самолет, куртка )

(Предполагаемый ответ: живые и неживые предметы\ людей, животных и неживые предметы)

2 группа. Гроза, радуга, дождь, вьюга, ураган, жара; Казахстан, Париж, Боровое, Альпы, Иссык-Куль, Антарктида.

(явления природы\географические названия)

3 группа. Грусть, радость, волнение, смелость, доброта; крыжовник, морковь, ромашка, водоросли, тополь. ( состояние и качества человека\растения)

4группа. Соль, мука, бензин, цемент, вода; бег, плаванье, движение, полет, ученье, ходьба.

(вещества\предметы действа ИЛИ вещественные / абстрактные существительные)


Ответы групп по определенным значениям


Вывод (учащихся). (СЛАЙД 11)

- Да вы правы, имена существительные включают много значений.

(СЛАЙД 12)

-Иногда одно существительное создает целые картины из красочных образов в нашем воображении. Подтверждением этому является слово в поэзии. Обратимся к стихотворению Юлии Друниной. (СЛАЙД 13) (подготовленный ученик читает наизусть)


IV. Применение учебного материала

1. Работа с текстом стихотворения «Доброта». (СЛАЙД 14)

-Ребята, откройте конверт № 2, там вы найдете тексты стихотворения и задание к нему. Выполняете самостоятельно в тетрадях. К доске пойдет ….

1)Нужно выписать существительные, вставить и объяснить пропущенные буквы.

2)Найти слова, которые не обозначают конкретных предметов, но отвечают на вопрос Что? и имеют отвлеченное значение. (доброта, праздник, счастье, чудо, зло.)

Доброта.
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня
Мне помнить о тех, что когда – то
Хоть чем – то согрели меня.
Согрели своей плащ – п…латкой,
Иль тихим шутливым сл…вцом,
Иль чаем на столик… шатком,
Иль попросту добрым лиц…м.
Как праздник, как сч…стье, как чудо
Идет Доброта по з…мле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле (Ю. Друнина)

2. Работа в группе.

-Откройте конверт №3. (СЛАЙД 15) Образуйте однокоренные имена существительные от данных слов (по 3 слова на группу 1 прил. + 1 глагол):

Одушевленные Неодушевленные

Храбрый храбрец храбрость

Сильный

Ленивый

Смелый

Помогать
Лечить
Жить
Подарить


-(СЛАЙД 16) Сформулируйте вывод о роли существительных по этому заданию. (выводы детей)


Выдод: (СЛАЙД 17) имена существительные могут образовываться от других частей речи или сами образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.


3. Поэтическая минутка(СЛАЙД 18)

- А сейчас закройте глаза и окунитесь в мир поэзии, силы слова. Дайте волю вашей памяти и воображению.

Звучит стихотворение Р.Фархади (читает учитель)

На всех языках есть такие слова:

Мать. Родина. Счастье.

Река. Синева.

Кто б ни был, любому понятны они.

Слова – путеводные наши огни.

Живые. Земные.

И суть их проста:

Хлеб. Утро. Работа.

Мечта. Красота.

Но есть и такие слова в словарях,

Они вызывают тревогу и страх.

Слова, что исчезнуть должны навсегда:

Война. Разоренье.

Жестокость. Вражда.

Останутся с нами другие слова,

В них гордая сила людского родства:

Мир. Дружба. И радость высокой волной.

Мы – люди.

Мы – дети планеты одной!

- Какие предложения передают тему и идею этого стихотворения?

- Какие существительные вы читали с удовольствием? (Мать. Родина. Счастье. Река. Синева. Хлеб. Утро. Работа. Мечта. Красота. Мир. Дружба. Радость)

- Почему?

- Какими красками вы бы их раскрасили?

- А какие слова вызывают ваше неприятие, страх? (Война. Разоренье. Жестокость. Вражда.)

- Почему?

- Какой цвет бы вы использовали, для их написания в данном стихотворении?

4.Работа в группах (СЛАЙД 19) (текст стихотворения на экране и на столах. Звучит мелодия.)

- Вернемся к словам стихотворения. Давайте повторим склонение, число и синтаксическую роль существительных

1 группа. Выписать по 3 слова на I, II и III склонение.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

2 группа. Выписать по 5 слов, имеющих форму единственного и множественного числа, только форму единственного числа.

Ед. и мн. число только ед. ч.

3 группа. Выполнить синтаксический разбор предложений. Сделать вывод о синтаксической роли существительных. Слова – путеводные наши огни. Но есть и такие слова в словарях, они вызывают тревогу и страх.

4 группа. Написать эссе из 5-7 предложений «На всех языках есть такие слова…».

Ответы групп

5. Ниточка с другими языками

-Еще раз обратимся к словам из стихотворения, которые вы раскрасили светлыми красками. На всех языках есть такие слова. Давайте переведем их на изучаемые вами казахский и английский языки. (СЛАЙД 20)

Мать Ана mother (мазэ)

Родина Отан motherland (мазэлэнд)

Счастье Бақыт happiness ( хэпинис)

Красота Сұлулық beauty (бьюти)

Мир Әлем world (уолд)

Дружба Достық friendship (френдшип)


(Дети переводят. Появляется слайд №)


-Пусть вас всегда окружают добрые люди. (СЛАЙД 21) И помните: мы - дети планеты одной!

V. Домашнее задание(СЛАЙД 22 )

(По выбору) написать мини-сочинение или сказку на одну из тем « Что будет, если исчезнут существительные?», рассказ с использованием слов Мать, Родина, Счастье, Красота, Мир, Дружба.



VI. Рефлексия «Незаконченные предложения» (СЛАЙД 23 )



-Наш урок подходит к концу. Лидеры групп заполняют оценочные листы, все дети заполняют стикеры и складывают в корзину

Мы повторили…. Мне понравилось…

Я научился … Было трудно….



(Последний ученик, положивший маршрутный лист остается у доски и читает наизусть стихотворение)

Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
Существительным ура! (Все хором)

VII. Оценивание учащихся (СЛАЙД 24)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Сириченко Надежда Николаевна

Дата: 27.01.2018

Номер свидетельства: 452961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕМЕ: "СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ " "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologichieskaia-karta-po-tiemie-sposoby-provierki-biezudarnykh-padiezhnykh-okonchanii-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "133572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416546503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "приемы работы с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(31) "priiemyrabotysodariennymidietmi"
    ["file_id"] => string(6) "313093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459433092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства