Разработка урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"
Разработка урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"
Данная разработка урока дополнена на основе материалов, входящих в тему "Этимология слов", сюда включены: работа с этимологическим словарём, видеоурок с сайта interneturok.ru (этимология слов), практическая отработка навыков распознования происхождения слов (этимологии) и домашний прокт "Этимология дней недели /ФИО учащегося/". Урок соответствует требованиям ФГОС, используются информационные технологии и проблемное обучение. Встречаются элементы критического анализа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе "Этимология слов" »
Людям всегда хотелось знать, откуда появилось все на свете. Как возникла наша Земля, Луна, звезды? Когда появились первые растения и животные? А еще людям всегда было интересно узнать, как произошли слова нашего языка. Родилась даже специальная наука, которая стала заниматься историей возникновения слов. Она называется этимология.
Тема: Лексика. Фразеология
Урок: Этимология слов русского языка
1. Что такое этимология?
Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.
Оказывается, исторически родственными являются слова наперсток, перстень, перчатки. В них выделяется древний корень, связанный с устаревшим словом перст, то естьпалец. Наперсток мы надевает на палец, перстень служит украшением для пальца, перчатки помогают нам согреть пальцы.
2. Этимологические словари
В наше время создаются специальные этимологические словари. В словарной статье такого словаря сообщаются следующие сведения:
– исконно русское слово или заимствованное;
– язык-источник, из которого пришло заимствованное слово;
– от какого исходного слова или словосочетания и с помощью какого способа оно образовано;
– какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время;
– какие звуковые и смысловые изменения произошли в слове.
3. История хорошо знакомых слов
Интересна этимология числительного сорок. Это слово первоначально было именем существительным и служило названием мешка. У восточных славян было принято продавать шкурки соболя по 40 штук (столько шкурок было нужно, чтобы сшить шубу). Эти 40 шкурок клали в мешок, который назывался сорок. Со временем произошел перенос названия: сначала сорок – это просто «мешок», потом сорок – мешок, в котором лежат шкурки соболя в количестве 40 штук, а затем уже – сорок как четыре десятка любых предметов! Так из имени существительного образовалось числительное.
Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании. Правописание слов долина и одолеть могут объяснить их этимологические «родственники» – слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами. Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол (или подол).
Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое количество вёсен с тобой; твой одногодка, родившийся с тобой одной весной. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины. Следующий стишок позволяет запомнить правописание этих словарных слов:
Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну.
В слове висок пишется буква И, так как по происхождению оно связано с глаголом висеть (виснуть) и первоначально обозначало висящую прядь волос.
Ученые-этимологи, занимающиеся историей происхождения слов, открыли некоторые древние суффиксы, которые в наше время не выделяются как значимые части слова при морфемном разборе.
Слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью древнего суффикса -р; При помощи старинного суффикса -ог от слова пир образовалось словопирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») — творог.
Сейчас мы не выделяем в слове окно, происхождение которого связано со словом око, то есть глаз, суффикс -н-. Как, впрочем, не выделяем суффикс -ц- в слове кольцо, которое исторически образовано от слова коло – круг.
Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется, например, узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь – медведем, а невежда – невеждой.
Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать. Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило смысл. Невежда – «мало знающий человек». Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию. Медведь – зверь, который ведает. То есть знает, любит мед.Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена-«маски». Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Разработка урока русского языка
в 6 классе
«ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ»
Материал подготовлен: Юдиной Н.А.,
учителем русского языка и литературы
2014 год
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: комбинированная
Технологии урока: проектная, ИКТ, критического мышления
Оборудование урока: ноутбук с выходом в интернет, мультимедийный комплекс
Цели урока:
1) повторить ранее пройденную тему «Корень как значимая часть слова»;
2) воспитывать интерес к этимологическим наукам, к значению и происхождению того или иного слова;
3) развивать навыки построения рассуждения на определенную тему, в том числе и как ответ на вопрос: «Почему слово так называется?».
Ресурсы:
1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
4. Этимологический словарь.
5. Видеоурок «Этимология слов» с сайта interneturok.ru
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над новым материалом.
Учитель:
- Вспомните, что называется корнем слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение для всех родственных слов.)
- Почему корень является главной составляющей любого слова? (Он несет в себе основное значение.)
Учитель: Нам известно, что корень – важная обобщающая часть родственных слов и что именно в корневой части слова заключается основное лексическое значение. В качестве примера разберем слово ненастный.
Для того чтобы выделить корень в этом слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Родственное к слову ненастный – ненастье. Следовательно, корень данного слово – ненаст-. С одной стороны, никакого смыслового значения корень нести не может, хотя в нем смутно прослеживается наст- - корка на снегу, образующаяся после сильной оттепели в результате сильных и резких морозов.
Однако смысл, который несет корень, все же есть, только он оказался значительно затертым – связь между словом и его значением стала не такой заметной, как это было раньше.
С точки зрения этимологии ненастье происходит от устаревшего слова настье – то есть «вёдро», хорошая, ясная погода. А само слово настье восходит к древнему корню наст, образованного от предлога на с помощью суффикса ст. Таким образом, зная, от какого слова происходит какое-либо понятие, можно без труда понять лексическое значение этого понятия.
Именно этим, то есть определением истории происхождения и развития слов, занимается наука этимология. Выяснить этимологию того или иного слова, то есть происхождение и историю изменения, можно, проведя так называемый этимологический анализ.
Запишите тему сегодняшнего урока «Этимология слов».
(Запись на доске слова этимология, этимологический анализ; этимология от греч. «этимон» - истина и «логос» - учение, наука).
Сегодня в изучении новой темы нам поможет цифровой образовательный ресурс. Я предлагаю вам поприсутствовать на видеоуроке (видеоурок с сайта interneturok.ru/ru/school/Russian/6-klass)
(скрины в Приложении).
Упражнение 2
Выполните этимологический анализ следующих слов, рассуждая по следующему плану:
1. Почему этот предмет так называется?
2. Какая часть слова помогает объяснить название предмета?
3. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?
Учитель: Однако не у всех слов легко выявить первоисточники: этимология некоторых слов стала для нас расплывчатой, для того, чтобы ее выяснить, приходится много рассуждать.
Всем вам хорошо известны слова «ошеломить, опешит». Они относятся к тем словам, первоначальное значение которых оказалось забытым.
В Древней Руси шлем назывался шелом. Часто во время боя воины, получая сильный удар по голове, теряли сознание и падали. Они были в прямом смысле ошеломлены. Впрочем слово ошеломить имело также значение «сбить с головы шлем, остаться без шлема». Похожее значение имело слово опростоволоситься, то есть остаться с простыми, не покрытыми головным убором волосами.
До наших дней слово ошеломить дошло, сильно изменив свое первоначальное значение. Теперь значение этого слова – «удивить, поразить чье-то воображение».
Примерно та же история произошла со словом опешить.
В Древней Руси в бою участвовали не только простые воины, но и конники. Когда во время боя под таким всадником убивали коня, он опешивал, то есть оказывался пешим. Обычно все это происходило неожиданно, поэтому в современном руссом языке слово и получило оттенок неожиданности, внезапности. А старое значение глагола – «остаться без коня, пешим» - сохранилось в глаголе спешиваться.
(Можно порассуждать об этимологии таких слов как:
Говядина – от древнерусского слова говядо – мясо коровы;
Смородина – от древнерусского слова смород, смрад – сильный, резкий запах;
Ожерелье – несколько измененная форма слова горло. Подобная форма этого слова – жерло).
Упражнение 3 (если будет свободное время).
Определите значение слов, исходя из лексического значения их корней; объясните смысл всего слова.