kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока дополнена на основе материалов, входящих в тему "Этимология слов", сюда включены: работа с этимологическим словарём, видеоурок с сайта interneturok.ru (этимология слов), практическая отработка навыков распознования происхождения слов (этимологии) и домашний прокт "Этимология дней недели /ФИО учащегося/". Урок соответствует требованиям ФГОС, используются информационные технологии и проблемное обучение. Встречаются элементы критического анализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 6 классе "Этимология слов" »

Людям всегда хотелось знать, откуда появилось все на свете. Как возникла наша Земля, Луна, звезды? Когда появились первые растения и животные? А еще людям всегда было интересно узнать, как произошли слова нашего языка. Родилась даже специальная наука, которая стала заниматься историей возникновения слов. Она называется этимология.

Тема: Лексика. Фразеология

Урок: Этимология слов русского языка

1. Что такое этимология?

Этимология – это раздел лингвистики, который изучает происхождение слов.

Оказывается, исторически родственными являются слова наперсток, перстень, перчатки. В них выделяется древний корень, связанный с устаревшим словом перст, то естьпалец. Наперсток мы надевает на палец, перстень служит украшением для пальца, перчатки помогают нам согреть пальцы.

2. Этимологические словари

В наше время создаются специальные этимологические словари. В словарной статье такого словаря сообщаются следующие сведения:

– исконно русское слово или заимствованное;

– язык-источник, из которого пришло заимствованное слово;

– от какого исходного слова или словосочетания и с помощью какого способа оно образовано;

– какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время;

– какие звуковые и смысловые изменения произошли в слове.

3. История хорошо знакомых слов

Интересна этимология числительного сорокЭто слово первоначально было именем существительным и служило названием мешка. У восточных славян было принято продавать шкурки соболя по 40 штук (столько шкурок было нужно, чтобы сшить шубу). Эти 40 шкурок клали в мешок, который назывался сорок. Со временем произошел перенос названия: сначала сорок – это просто «мешок», потом сорок – мешок, в котором лежат шкурки соболя в количестве 40 штук, а затем уже – сорок как четыре десятка любых предметов! Так из имени существительного образовалось числительное.

Знание этимологии некоторых слов помогает нам избежать ошибок при их написании. Правописание слов долина и одолеть могут объяснить их этимологические «родственники» – слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами. Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол (или подол).

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое количество вёсен с тобой; твой одногодка, родившийся с тобой одной весной. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины. Следующий стишок позволяет запомнить правописание этих словарных слов:

Сверстник вырастет с версту. Рос ровесник всю весну.

В слове висок пишется буква И, так как по происхождению оно связано с глаголом висеть (виснуть) и первоначально обозначало висящую прядь волос.

Ученые-этимологи, занимающиеся историей происхождения слов, открыли некоторые древние суффиксы, которые в наше время не выделяются как значимые части слова при морфемном разборе.

Слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью древнего суффикса ; При помощи старинного суффикса -ог от слова пир образовалось словопирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») — творог.

Сейчас мы не выделяем в слове окно, происхождение которого связано со словом око, то есть глаз, суффикс -н-. Как, впрочем, не выделяем суффикс -ц- в слове кольцо, которое исторически образовано от слова коло – круг.

Этимологию любят и взрослые, и дети. Да и кому не захочется, например, узнать, почему ведьма называется ведьмой, медведь – медведем, а невежда – невеждой.

Оказывается, все эти слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть знать. Ведьма – «знающая, знахарка». Когда-то это слово не имело неодобрительного смысла. Ведьма знала целебные травы, знала, как помочь больным  людям. А когда появились сказки про злых ведьм, слово изменило смысл. Невежда – «мало знающий человек». Этим словом обычно называют людей, которые не просто мало знают, но и не хотят знать больше, враждебно относятся к знанию. Медведь – зверь, который ведает. То есть знает, любит мед.Почему именно такое название закрепилось за медведем? Суеверные охотники считали опасным называть животных, на которых идут охотиться, и давали им новые названия, имена-«маски». Название медведь вытеснило прежнее наименование, которое в латинском языке звучало так: «урсус».

 





























Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»
















Разработка урока русского языка

в 6 классе

«ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВ»



Материал подготовлен: Юдиной Н.А.,

учителем русского языка и литературы














2014 год

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: комбинированная

Технологии урока: проектная, ИКТ, критического мышления

Оборудование урока: ноутбук с выходом в интернет, мультимедийный комплекс

Цели урока:

1) повторить ранее пройденную тему «Корень как значимая часть слова»;

2) воспитывать интерес к этимологическим наукам, к значению и происхождению того или иного слова;

3) развивать навыки построения рассуждения на определенную тему, в том числе и как ответ на вопрос: «Почему слово так называется?».

Ресурсы:

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

4. Этимологический словарь.

5. Видеоурок «Этимология слов» с сайта interneturok.ru

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над новым материалом.

Учитель:

- Вспомните, что называется корнем слова? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключается основное лексическое значение для всех родственных слов.)

- Почему корень является главной составляющей любого слова? (Он несет в себе основное значение.)

Упражнение 1

Выделите корень в ряде слов:

Ненасытный, прекрасный, перекресток, осмелиться, затмение, грязнуля, переносица.

Учитель: Нам известно, что корень – важная обобщающая часть родственных слов и что именно в корневой части слова заключается основное лексическое значение. В качестве примера разберем слово ненастный.

Для того чтобы выделить корень в этом слове, необходимо подобрать однокоренное слово. Родственное к слову ненастный – ненастье. Следовательно, корень данного слово – ненаст-. С одной стороны, никакого смыслового значения корень нести не может, хотя в нем смутно прослеживается наст- - корка на снегу, образующаяся после сильной оттепели в результате сильных и резких морозов.

Однако смысл, который несет корень, все же есть, только он оказался значительно затертым – связь между словом и его значением стала не такой заметной, как это было раньше.

С точки зрения этимологии ненастье происходит от устаревшего слова настье – то есть «вёдро», хорошая, ясная погода. А само слово настье восходит к древнему корню наст, образованного от предлога на с помощью суффикса ст. Таким образом, зная, от какого слова происходит какое-либо понятие, можно без труда понять лексическое значение этого понятия.

Именно этим, то есть определением истории происхождения и развития слов, занимается наука этимология. Выяснить этимологию того или иного слова, то есть происхождение и историю изменения, можно, проведя так называемый этимологический анализ.

Запишите тему сегодняшнего урока «Этимология слов».

(Запись на доске слова этимология, этимологический анализ; этимология от греч. «этимон» - истина и «логос» - учение, наука).

Сегодня в изучении новой темы нам поможет цифровой образовательный ресурс. Я предлагаю вам поприсутствовать на видеоуроке (видеоурок с сайта interneturok.ru/ru/school/Russian/6-klass)

(скрины в Приложении).

Упражнение 2

Выполните этимологический анализ следующих слов, рассуждая по следующему плану:

1. Почему этот предмет так называется?

2. Какая часть слова помогает объяснить название предмета?

3. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

Перина, ведьма, шиповник, домовой, богатырь, снегирь. (Происхождение от слов: перо, ведать (знать), шипы, богатый, снег.)

Учитель: Однако не у всех слов легко выявить первоисточники: этимология некоторых слов стала для нас расплывчатой, для того, чтобы ее выяснить, приходится много рассуждать.

Всем вам хорошо известны слова «ошеломить, опешит». Они относятся к тем словам, первоначальное значение которых оказалось забытым.

В Древней Руси шлем назывался шелом. Часто во время боя воины, получая сильный удар по голове, теряли сознание и падали. Они были в прямом смысле ошеломлены. Впрочем слово ошеломить имело также значение «сбить с головы шлем, остаться без шлема». Похожее значение имело слово опростоволоситься, то есть остаться с простыми, не покрытыми головным убором волосами.

До наших дней слово ошеломить дошло, сильно изменив свое первоначальное значение. Теперь значение этого слова – «удивить, поразить чье-то воображение».

Примерно та же история произошла со словом опешить.

В Древней Руси в бою участвовали не только простые воины, но и конники. Когда во время боя под таким всадником убивали коня, он опешивал, то есть оказывался пешим. Обычно все это происходило неожиданно, поэтому в современном руссом языке слово и получило оттенок неожиданности, внезапности. А старое значение глагола – «остаться без коня, пешим» - сохранилось в глаголе спешиваться.

(Можно порассуждать об этимологии таких слов как:

Говядина – от древнерусского слова говядо – мясо коровы;

Смородина – от древнерусского слова смород, смрад – сильный, резкий запах;

Ожерелье – несколько измененная форма слова горло. Подобная форма этого слова – жерло).

Упражнение 3 (если будет свободное время).

Определите значение слов, исходя из лексического значения их корней; объясните смысл всего слова.

Фонарщик, наездник, тельняшка, сталевар, лесоруб, подземка, околица, оттепель.



IV. Подведение итогов урока: учитель просит учеников ответить на ряд вопросов:

- Какая часть слова несет в себе основное значение?

- Что необходимо для того или иного слова?

- Чем занимается наука этимология?

- Из каких пунктов состоит этимологический анализ?



V. Выставление оценок за урок.



VI. Домашнее задание.

Вариант №1: Определите значение слов, исходя из лексического значения их корней; объясните смысл всего слова.

Фонарщик, наездник, тельняшка, сталевар, лесоруб, подземка, околица, оттепель.

Вариант №2: этимологический анализ дней недели.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока русского языка в 6 классе "Этимология слов"

Автор: Юдина Надежда Анатольевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по русскому языку на тему "Причастный оборот"  в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-prichastnyi-oborot-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "117068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412695141"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства