Оргмомент Установка на хорошую плодотворную работу (слайд 1) Словарная работа. Цель работы: обогатить словарный запас учащихся; научить включать новые слова в состав словосочетаний и предложений. Чемпион, альпинист, снаряд, тренер, инвентарь, центровой, арбитр (судья, в некоторых видах спорта) - Какой темой объединены слова? (Спорт) -Что такое параолимпиада? (В термине «Параолимпиада» используется латинское значение приставки «раrа» – «присоединившийся». Таким образом, термин «параолимпийские» означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними. -Составьте предложения используя словосочетание параолимпийские соревнования.) Определение темы урока. - Прочитайте заглавные буквы словарных слов. Тема урока. Объяснение нового материала. Работа с текстом. Цель работы: познакомиться с теоретическими сведения по теме урока Вид контроля: самоконтроль, экспертный контроль учителя. Вид работы: работа в паре. Алгоритм Прочитайте текст Сделайте определенные пометки: \/ - это я знал; + - новая информация; В предложениях Сегодня к нам приедут спортсмены? и Разве сегодня к нам приедут спортсмены? спрашивается об одном и том же, но во втором предложении, кроме того, выражен дополнительный оттенок значения, заключенного в вопросе, – неуверенность, сомнение, а именно: приезд спортсменов, кажется, следует ждать не сегодня. Этот дополнительный оттенок значения, который выделяет в предложении слово сегодня, выражен с помощью ч а с т и ц ы разве. | | Некоторые частицы служат для образования форм слова, например: Приехали бы сегодня спортсмены. Пусть мальчики встретят спортсменов у ворот школы. Кто из нас самый спортивный? | | Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова. | | Частицы делятся по значению на два разряда: формообразующие и смысловые. | | Выделяются также и отрицательные частицы НЕ-НИ, которые вам известны. Частица НЕ придает отрицательный смысл всему предложению или отдельным словам. | | К формообразующим относят частицы, которые служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; степеней сравнения прилагательных и наречий. | | Частица Бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами. | | Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чем говорится в предложении. Эти частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчение требования. | | Смысловые частицы чаще всего употребляются в разговорном, публицистическом и художественном стилях речи. | | Вопрос: ли, разве, неужели | | Восклицание: что за, как. | | Указание: вот (а вот), вон (а вон). | | Сомнение: вряд ли, едва ли. | | Уточнение: именно, как раз. | | Выделение, ограничение: только, лишь, исключительно, почти. | | Усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, -то. | | Смягчение требования: -ка. | | К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. | | Частица придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому.(отрицание всего предложения) За лесом не большой, а маленький овраг.(отрицание отдельного члена предложения) | | Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы не, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать. | | В тех графах, которые вы отметили +, записана новая для вас информация. На основе этого сформулируйте цель урока. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (мобилизация внимания) Формообразующие частицы. Анализ предложений. Цель: определить роль формообразующих частиц. Алгоритм работы запишите предложения их в тетрадь. Найдите грамматические основы предложений (подлежащие и сказуемые) Определите наклонение глаголов-сказуемых. Сделайте вывод. К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен. В солнечный день мы отправились бы на пробежку. Давай помечтаем о будущих победах. Проверьте свою работу, пользуясь ключом Ключ к заданию 1. гл. пов. накл. К открытию спортивного клуба пусть готовится каждый спортсмен. гл. усл.накл. В солнечный день мы отправились бы на пробежку. гл. пов.накл. Давай помечтаем о будущих победах. Смысловые частицы. (Слайд № 8) Цель: определять роль смысловых частиц в предложении. Алгоритм Прочитайте высказывания классиков литературы. Дополните их смысловыми частицами, обратите внимание на слова для справок.(Слайд № 9) Запишите предложения в тетрадь. Над вставленными частицами надпишите что выражают 1) Трус посылает угрозы…тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете) 2) … прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин) 3) … упоителен, … роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь) 4) Глупость не могли победить … боги. (Ф.Шиллер) Слова для справок: только, даже, что за, как. Проверьте свою работу, пользуясь ключом Ключ к заданию 2. ограничение Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. (И.В.Гете) восклицание 2) Что за прелесть эти сказки! (А.С.Пушкин) восклицание восклицание 3) Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! (Н.В.Гоголь) усиление 4) Глупость не могли победить даже боги. (Ф.Шиллер) 6.Оцените себя, используя критерии. Отрицательные частицы. (Слайд №10) Цель: научиться определять значение отрицательной частицы НЕ. Алгоритм Запишите. Определите значение частиц и запишите. Я не был в школе. (________________________) Я был не в школе. (_________________________) Я не мог не быть в школе. (_____________________) Проверьте свою работу, пользуясь ключом. Ключ к заданию 3. Я не был в школе. (отрицание всего предложения) Я был не в школе. (отрицание отдельного члена предложения) Я не мог не быть в школе. (положительный смысл) Работа с текстом. Цель: уметь различать разряды частиц. Алгоритм Прочитайте текст. Озаглавьте. Определи тему (о чем текст?) Определите стиль, тип текста Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Найдите в тексте частицы, определите их разряд. О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка! Проверьте свою работу, пользуясь ключом Ключ к заданию 4. Тема: хорошая привычка Стиль: публицистический Тип: рассуждение О пользе утренней зарядки мы слышали ещё в раннем детстве. Но много лисмысл вы знаете людей, все-такисмысл сумевших воспитать в себе эту привычку? При словах «утренняя зарядка» многие жесмысл начинают придумывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и времени неотриц хватает, но и вообще не так ужсмысл это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности превратить своё утро в самоеформообр бодрое, самоеформообр энергичное и наполненное хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомневаетесь. Настало время избавиться от выдуманных или навязанных кем-то оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Дасмысл здравствует утренняя зарядка! Рефлексия. (Слайд №12) Сегодня на уроке я узнал…_______________________________________ Сегодня на уроке я научился… ____________________________________ Сегодня на уроке мне было сложно…________________________________ Сегодня на уроке мне было легко…_________________________________ Сегодня на уроке мне понравилось…________________________________ Допишите предложения. Домашнее задание: составить диалог по теме «Разговор о пользе утренней зарядки» |