Русский язык 7 класс
Тема: «Правописание производных предлогов».
Цели:
1.Познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;
2.Формирование умений разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно написание производных предлогов, продолжить работу по предупреждению ошибок в употреблении предлогов;
3.Воспитание чувства взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке.
Оборудование: карточки (предлоги, правописание которых нужно знать), карточки с тестовым материалом, карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока
।. Организационный этап. Постановка целей и задач урока. Мы продолжаем исследовать предлоги.
॥. Разминка (Повторение пройденного материала).
1. Работа в парах (теоретическая).Блиц- опрос «Ты мне – я тебе».
1. Предлог как часть речи.
2. Разряды предлогов - производные,
непроизводные, простые и составные.
3. Правописание предлогов.
2. Характеристика предлогов. Работа на доске: В течение (месяц); отсутствовать (из)за (болезнь); лежит (на) (стол). Указать падеж, доказать.
3. Таблица на доске. ( Ученик заполняет таблицу «Производные и непроизводные предлоги».)
॥।. Проверка д/з. (упр 292) (по цепочке – указать предлоги какие являются производными)
।V. Проверка работающих у доски. Работа с предлогами.
у – около, возле
- записано на доске. Доказать, что эти
предлоги являются омонимичными.
за – вместе
из-за – в следствие
Замените непроизводные предлоги производными.
(Под диктовку).
Стоять у стола, прийти за другого, не пришел из-за болезни, ходит около дома, отказаться из-за нездоровья.
V. Работа над новым материалом.
1.Таблица производных предлогов на доске.
( Обращаем внимание на написание производных предлогов и формулируем тему урока.)
2. На доске предложения:
В течение всех каникул мы путешествовали.
В течении некоторых рек бывают опасные места.
(Запись в тетрадях, выделить предлоги, доказательство. Небольшая исследовательская самостоятельная работа).
Анализ этих предложений:
а)Найти омонимичные слова
б) Указать предлоги
в) Выяснить смысловое значение
г) Вывод о написании
д) Обратиться к другим предлогам, написанным на доске.
Вывод: Предлоги на конце е, существительное в зависимости от падежа.
Как надо рассуждать:
смотреть на смысл слова;
если время- предлог, на конце – е;
вследствие = из-за.
VI.Закрепление усвоения орфограммы.
запись словосочетаний на доске с объяснением ( в течение дня, в продолжение урока, в течении реки, в продолжении романа, в заключение конференции)
под диктовку (проверка сигнальными карточками):
вследствие болезни, в следствии по делу, в течение года, в продолжении рассказа, в продолжение урока.
Предложение под диктовку:
Вследствие дождей река вышла из берегов. В следствии по делу было много неясного.
VII. Проверка усвоения материала.
(Дифференцированная самостоятельная работа)
Учитель предлагает задания на выбор: а) тесты (более легкий материал), б) карточки (более сложный).
VIII.Проверка самостоятельной работы. Коррекция знаний.
IХ. Подведение итогов.
Повторение предлогов, с которыми познакомились и алгоритма написания окончаний.
IX. Творческая работа: составление предложений с использованием производных предлогов (одиночных и омонимичных пар).
Х. Домашнее задание.
Первая группа: упражнение 295.
Вторая группа – карточки.
ХI. Оценки.
Рефлексия.