Разработка урока на тему "Словообразование. Орфография "
Разработка урока на тему "Словообразование. Орфография "
Цель данного урока - обобщить и расширить знания по данной теме; совершенствовать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
совершенствовать орфографические навыки в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-, корней с чередованием. воспитать умение грамотно и логично составлять новые слова и применять их в устной и письменной речи.На уроке использовались разные виды работ по по совершенствованию навыков морфемного и словообразовательного разбора
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного. Это урок – зачёт, который носит диагностирующий характер: проверка сформированности орфографических навыков написания чередующихся корней, правописание приставок ПРЕ – и ПРИ-, навыков морфемного и словообразовательного разбора.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Ребята, я очень рада войти в ваш дружный класс, а знания сегодня вам награда, а также оценки в дневники и журнал.
2. Синтаксическая пятиминутка.
Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение. Запишите его и произведите синтаксический разбор (человек, в, слова, разбираться, грамотный, должен, структуре)
(Грамотный человек должен разбираться в структуре слова
3. Сообщение темы.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: « Словообразование». Запишите число и тему урока.
Давайте попробуем определить цели нашего урока. (Учащиеся формулируют цели)
У каждого на парте лежит листок самооценки. Свою работу на уроке вы будете оценивать сами, будете выставлять оценки за каждый вид работы.
Микс - фриз – груп (объединяются в группы, количество зависит от ответа на вопрос Сколько девочек в подгруппе? (4))
4. Повторение теории.
Сингл раунд робин (однократный, учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз)
Учитель задает вопросы и дает время подумать. 4 ученика в команде по очереди отвечают по одному разу.
- Назовите значимые части слова.
- Какую роль они выполняют?
- Укажите известные вам способы образования слов.
5. Закрепление изученного.
Морфемный и словообразовательный разбор.
- Скажите, пожалуйста, чем эти два вида разбора отличаются друг от друга.
Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….
( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют.
Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)
Произведите морфемный и словообразовательный разбор данных слов.
(Слова записаны на доске, один ученик работает у доски)
прибежать
подсвечник
нефтепровод
зайчик
(Самопроверка с доски)
Сложносокращённые слова.
- Какие слова называются сложносокращёнными? Как определить род сложносокращённого слова? Отвечает стол №…, участник под № ….
- Расшифруйте сложносокращённые слова, определите их род. (Устная работа)
Вуз, СМИ, Спецкор, ГЭС. Отвечает стол №…, участник под № ….
- Для чего нужно разбираться в структуре слова? Только ли для того, чтобы определить его смысл?
Примерные ответы учащихся. Отвечает стол №…, участник под № ….
( Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова).
-Назовите правило, изученное в разделе «Словообразование», которое связано с написанием приставок. Отвечает стол №…, участник под № ….
(Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-)
- Вспомним правило. Когда мы пишем приставку ПРЕ-, а когда ПРИ-?
Отвечает стол №…, участник под № ….
Физкультминута. Все поднимаются, задвигают стулья. Учитель помогает расслабиться
Учитель:
У каждого человека есть своя звезда, так давайте потянемся к своей звезде и приветственно помашем космосу! (Учитель благодарит учеников, ученики садятся на свои места)
Графический диктант
- С какими орфограммами в корне мы познакомились в разделе «Словообразование»?
(Корни с чередованием КОС –КАС, ГОР –ГАР, ЗОР – ЗАР)
- Расскажите о правописании этих корней.
- Какие ещё корни с чередованием мы знаем?
Перед вами линокарта.
А
.
.
.
.
о
.
.
.
.
.
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Я называю слова, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и ставите точку в соответствующей строке.
загорать
касательная
зорька
выращенный
пригорело
прикосновение
зарница
сгорели
загар
росток
Самопроверка. Самооценка. У кого получилось две буквы М, тот сделал всё верно.
Тест.
- А теперь проверим ваши умения находить верный ответ среди предложенных, то есть решим тест. Самопроверка.
Выставление оценок за урок.
Обобщение.
- Что мы сегодня повторили на уроке? Над чем стоит ещё поработать?
- В чём возникают трудности?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Вывод: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Домашнее задание.
Стр.80 контр. Задания и вопросы.
(учитель просит девочек создать внутренний круг, мальчиков – внешний круг)
Учитель: Дорогие ребята, я вас благодарю за интересную работу. Светит солнце. Порадуемся жизни, друг другу за окном, мирному небу и осеннему настроению, и поделимся этим друг с другом!
Приложение1
Листок самооценки.
Фамилия, имя ________________
№
Вид работы
Оценка
1
Синтаксический разбор предложения
2
Теоретический уровень
3
Морфемный и словообразовательный разбор
4
Графический диктант. Корни с чередованием
5
Тест
Итоговая оценка
Приложение1
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ»
Словообразование как раздел науки о языке изучает…
а) звуки речи;
б) значимые части слова и способы образования слов;
в) словосочетания и предложения;
2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…
а) суффикс б) приставка в) корень
3. В каком случае пишется С на конце приставки.
а) ра…будить б) во…гордиться в) ра…писание
4. В каком слове пишется буква А?
а) прил…гательное б) сл…жение в) предпол…жение
5. В каком слове пропущена буква О?
а) выр…щенный б) зар…сли в) р…стение
6. В каком слове пропущена буква Ё?
а) ш…пот б) крыж…вник в) ш…рох
7. В каком слове пишется буква Ы?
а) ц…фра б) ц…ганский в) милиц…я
8. Разберите слова по составу: проходили, полететь, сварщик, домик, осенний, предвечерний, разбежка.