kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" предусмотрен для учеников 5 класса по  попрограмме М.М. Разумовской. Согласно рабочей программе на данную тему отводится 1 час, который имеет место в общем разделе изучения русского языка в 5 классе "Лексика. Словообразование. Орфография". урок рассчитан на 40 минут. Данная разработка представлена на основе новых требований  к своременному уроку. Тип урока - урок развития речи. Цель урока: формировать понятие о правилах речевого этикета. Урок построен поэтапно: организациооный момент; целеполагание и мотивация;изучение нового материала;физкультминутка «Вежливый поклон»;закрепление изученного материала; итог урока; рефлексия; домашнее задание. Чтобы  запомнить все этикетные слова и употреблять в речи каждый день, на уроке вместе с детьми  создаём свой минижурнал, который называется  «Речевой этикет на каждый день". В ходе урока ученики заполняют страницы журнала этикетными словами, распределяя их на страницы журнала согласно речевым ситуациям их иупотребления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока »

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ФИО учителя: Жданова Юлия Викторовна

Общий раздел: «Лексика. Словообразование. Правописание».

Тема урока: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

Базовый учебник: Русский язык. 5 кл.: /учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006.

Класс: 5

Цель урока: формировать понятие о правилах речевого этикета

Задачи:

- образовательная:  

познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

- развивающие:

способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;

развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;

расширять кругозор учащихся.

- воспитательные:  

воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;

совершенствовать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, словари

Необходимое техническое оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, мультимедийная доска, аудиозапись из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»,

Тип урока:

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

 

Ход урока:

1 этап. Организационный.

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Викторовна, сегодня я проведу у Вас урок русского языка. Слайд 1

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Улыбки ваших милых глаз. Слайд 2

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно вам тоже улыбается, заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

(на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»)

-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. А теперь посмотрите на меня, подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем. В течение урока не забывайте себя оценивать вот этими значками…

2 этап. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний

Учитель:.

(На экране мы видим буквы: Э т и к е т ) Слайд 3

– Назовите гласные  и согласные    буквы.
– Какое слово можно сложить из этих букв? (Этикет)
Обозначьте в слове орфограммы. Какое это слово? (словарное слово)

- Давайте его запишем в словарик. (этикет)

- А что такое ЭТИКЕТ? Что обозначает это слово? Обращаемся к толковому словарю. (Дети находят слово ЭТИКЕТ в толковом словаре и объясняют его лексическое значение). Слайд 4

Это слово исконно русское или заимствованное из другого языка?

Это слово пришло к нам в русский язык из французского языка, где имеет значение «Ярлык», «этикета»

- Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении окружающим.

Послушаем «Разговор по телефону» (2 ученика разыгрывают сценку) Слайд 5

Но сначала орфоэпическая минутка.

Когда мы ведём речь о телефонном разговоре, телефонном звонке мы используем слово ПОЗВОНИТЬ. Ребята, а как правильно поставить ударение в словах ПОЗВОНИТ, ПОЗВОНИШЬ, ПЕРЕЗВОНЯТ? Проговаривание слов вместе с учителем. Запомните их правильное произношение.

«Разговор по телефону»

- Ой, а куда я попал?

- А куда бы Вы хотели попасть?

- Какой Ваш номер?

- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.

- Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?

- Кто не прав?

- Какие ошибки допущены?

 Исправьте ситуацию.(2-я сценка)

- Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?

- Добрый день, нет, это другой номер.

- Спасибо, извините.

- Пожалуйста, всего доброго.

Изменилось ли отношение говорящих друг к другу, с помощью чего?

Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова? (Этикетные слова) Слайд 6

Как вы уже поняли это и есть тема нашего урока

Предлагаю сформулировать тему нашего урока в виде вопросительного предложения: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

Давайте вместе поставим задачи для дальнейшей работы на уроке. Слайд 7

  • познакомиться с этикетными словами

  • научиться употреблять в речи этикетные слова

  • научиться правильно писать этикетные слова



Ребята, а сейчас вспомните, насколько вы активно принимали участие в работе и постарайтесь себя оценить.



4 этап. Изучение нового материала.

Итак, что же такое этикетные слова? В каких речевых ситуациях мы их используем? Слайд 8

Выслушиваю ответы, рассуждения учеников.

Посмотрим, совпадают ли наши рассуждения с материалом учебника. Обратимся к материалу учебника на стр.111. (104) Слайд 9. Ответы учеников о речевых ситуациях

Чтобы запомнить все этикетные слова и употреблять в речи каждый день, давайте мы сегодня создадим свой минижурнал. А называться он будет так «Речевой этикет на каждый день.Слайд 10

Я предлагаю первую страницу нашего журнала назвать страницей приветствия. Слайд 11 Какое самое употребительное слово в речевой ситуации приветствия? Здравствуй (-те) - в любой обстановке, любому человеку мы можем сказать это приветствие. Как правильно написать это слово? Здравствуйте - это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево - дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.

Есть приветствия, связанные со временем суток - Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер.

Ребята, приветствуя друг друга, какие вы используете предложения? (с обращением)

Запишите в тетрадь предложение, используя слово приветствия и обращение.

Есть приветствия, совмещающие в себе два значения — к собственно приветствию добавляется приглашение: Добро пожаловать!

Физкультминутка «Вежливый поклон» Слайд 12 Прижмите руки к груди. Сделайте вдох и медленно наклонитесь вперёд. Постепенно разводя руки в стороны. На поклоне произнесите по слогам слово ЗДРАВСТВУЙТЕ. Повернитесь друг к другу и повторите снова.

Следующая страница называется страница просьбы. Слайд 13 Наверняка, вам знаком рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», я прочту вам только отрывок из него.

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... - Павлик раскрыл рот. - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...

- А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

Скажите, ребята, о каком слове идет речь? (высказывания учеников) - пожалуйста- как правильно пишется слово?

Какие ещё выражения вежливости вы знаете? («Будьте добры», Будьте добры…Разрешите…Прошу вас…)

Третья страница благодарности. Слайд 14 Какие вежливые слова мы используем в ситуации благодарности? Спасибо, благодарю вас, очень благодарен.

Четвёртая страница извинения. Слайд 15 Если вы случайно на перемене или на уроке физкультуры кого-нибудь толкнули, что при этом скажите? Самое распространённое слово извините, а ещё простите, прошу прощения

Третья страница. Хотя до конца урока есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу страницей прощания. Слайд 16 (До свидания, Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Уезжая из города, села, где мы гостили, говорим хозяевам дома: - Прощайте, не поминайте лихом! - ведь в этимологии слова содержится просьба простить за причиненные неудобства, за ущерб. Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. (Спокойной ночи! Доброй ночи!)В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!

Мы убедились в том, что вы знаете много этикетных слов.

Как можно назвать человека, который умеет  употреблять в своей речи этикетные слова?  Выслушиваю ответы учеников.



Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный. Слайд 17

Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.

Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми? Почему? Ответы учеников



  • Учащиеся оценивают себя на этом этапе урока. Насколько активно принимали участие в работе.



  1. этап. Закрепление изученного материала.



  1. ЗАДАНИЕ: Объясните правописание слов.

  2. Распределите слова на группы: приветствие, прощание, просьба, утешение, благодарность.

Здра_ствуйте,  с_чу_ствую,  прин_шу изв_нения, п_жалуйста, до(св_дания), бу_ьте д_бры, разр_шите представиться, сп_сибо, не(ог_рчайтесь). Слайд 18, 19



Чем чаще, к месту, искренне употребляет  человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие.

3. Ситуации: Слайд 20

-Вы пришли с утра в школу и встречаете на своём пути в кабинет учителя. Что вы скажите?

- Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.

-Вы вошли в столовую и увидели завтракающих учителей, товарищей, какие слова вы произнесёте.

Запишем это предложение в наш журнальчик.

- Давайте разыграем такую нередко встречающуюся ситуацию. Двое взрослых разговаривают, а вам надо спросить, например, который час. Покажите, как вы поступите.

Просмотр сценки. Обсуждение.






6 этап: Итог урока. Рефлексия. Слайд 21


Ребята, вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Выполнили мы их в течение урока? О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?

Чему научились? Что поняли? Что вам понравилось на уроке больше всего?

Если урок был для вас полезен. Интересен, то нарисуете в тетради вот такой смайлик, если урок показался скучным, то вот такой. Слайд 22


Выставление оценок за урок.

- постаремся оценить общую работу на уроке.

Но, к сожалению, наш урок подошёл к концу. Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Поблагодарим гостей за то, что они посетили наш урок и скажем им слово благодарности хором.

– Наш урок закончим песенкой о вежливости. Слайд 23

Запишите домашнее задание: в ваших минижурнальчиках есть страница с разнообразными иллюстрациями. Составьте и запишите к этим картинкам по 2-3 предложения. Слайд 24






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка открытого урока

Автор: Жданова Юлия Викторовна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami"
    ["file_id"] => string(6) "322321"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569081"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami1"
    ["file_id"] => string(6) "322322"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569088"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami2"
    ["file_id"] => string(6) "322323"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569094"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка открытого урока  производственного обучения  «Отделка поверхности гипсовыми изделиями»"
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskaiarazrabotkaotkrytoghourokaproizvodstviennoghoobuchieniiaotdielkapovierkhnostighipsovymiizdieliiami3"
    ["file_id"] => string(6) "322324"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461569101"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "методическая разработка открытого урока по физической культуре с применением технологий оздоровительной направленности "
    ["seo_title"] => string(134) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie-s-primienieniiem-tiekhnologhii-ozdorovitiel-noi-napravliennosti"
    ["file_id"] => string(6) "177150"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424591435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства