Урок по теме "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова" предусмотрен для учеников 5 класса по попрограмме М.М. Разумовской. Согласно рабочей программе на данную тему отводится 1 час, который имеет место в общем разделе изучения русского языка в 5 классе "Лексика. Словообразование. Орфография". урок рассчитан на 40 минут. Данная разработка представлена на основе новых требований к своременному уроку. Тип урока - урок развития речи. Цель урока: формировать понятие о правилах речевого этикета. Урок построен поэтапно: организациооный момент; целеполагание и мотивация;изучение нового материала;физкультминутка «Вежливый поклон»;закрепление изученного материала; итог урока; рефлексия; домашнее задание. Чтобы запомнить все этикетные слова и употреблять в речи каждый день, на уроке вместе с детьми создаём свой минижурнал, который называется «Речевой этикет на каждый день". В ходе урока ученики заполняют страницы журнала этикетными словами, распределяя их на страницы журнала согласно речевым ситуациям их иупотребления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
ФИО учителя: Жданова Юлия Викторовна
Общий раздел: «Лексика. Словообразование. Правописание».
Тема урока: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?
Базовый учебник: Русский язык. 5 кл.: /учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006.
Класс: 5
Цель урока: формировать понятие о правилах речевого этикета
Задачи:
- образовательная:
познакомить учащихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
- развивающие:
способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи;
развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей;
расширять кругозор учащихся.
- воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи;
совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, словари
Необходимое техническое оборудование:компьютер для учителя, проектор, экран, мультимедийная доска, аудиозапись из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»,
Тип урока:
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока:
1 этап. Организационный.
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Викторовна, сегодня я проведу у Вас урок русского языка. Слайд 1
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз. Слайд 2
- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно вам тоже улыбается, заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.
(на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»)
-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. А теперь посмотрите на меня, подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем. В течение урока не забывайте себя оценивать вот этими значками…
2 этап. Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний
Учитель:.
(На экране мы видим буквы: Э т и к е т ) Слайд 3
– Назовите гласные и согласные буквы. – Какое слово можно сложить из этих букв? (Этикет) – Обозначьте в слове орфограммы. Какое это слово? (словарное слово)
- Давайте его запишем в словарик. (этикет)
- А что такое ЭТИКЕТ? Что обозначает это слово? Обращаемся к толковому словарю. (Дети находят слово ЭТИКЕТ в толковом словаре и объясняют его лексическое значение). Слайд 4
Это слово исконно русское или заимствованное из другого языка?
Это слово пришло к нам в русский язык из французского языка, где имеет значение «Ярлык», «этикета»
- Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении окружающим.
Послушаем «Разговор по телефону» (2 ученика разыгрывают сценку) Слайд 5
Но сначала орфоэпическая минутка.
Когда мы ведём речь о телефонном разговоре, телефонном звонке мы используем слово ПОЗВОНИТЬ. Ребята, а как правильно поставить ударение в словах ПОЗВОНИТ, ПОЗВОНИШЬ, ПЕРЕЗВОНЯТ? Проговаривание слов вместе с учителем. Запомните их правильное произношение.
«Разговор по телефону»
- Ой, а куда я попал?
- А куда бы Вы хотели попасть?
- Какой Ваш номер?
- Перезвоните ещё раз, вы неправильно набрали номер.
- Разберём ситуацию. Попадали вы в подобные ситуации? Как чувствуют себя собеседники после такого разговора?
- Кто не прав?
- Какие ошибки допущены?
Исправьте ситуацию.(2-я сценка)
- Здравствуйте, простите, пожалуйста, я позвонила по номеру 3-16-65?
- Добрый день, нет, это другой номер.
- Спасибо, извините.
- Пожалуйста, всего доброго.
Изменилось ли отношение говорящих друг к другу, с помощью чего?
Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова? (Этикетные слова) Слайд 6
Как вы уже поняли это и есть тема нашего урока
Предлагаю сформулировать тему нашего урока в виде вопросительного предложения: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?
Давайте вместе поставим задачи для дальнейшей работы на уроке. Слайд 7
познакомиться с этикетными словами
научиться употреблять в речи этикетные слова
научиться правильно писать этикетные слова
Ребята, а сейчас вспомните, насколько вы активно принимали участие в работе и постарайтесь себя оценить.
4 этап. Изучение нового материала.
Итак, что же такое этикетные слова? В каких речевых ситуациях мы их используем? Слайд 8
Выслушиваю ответы, рассуждения учеников.
Посмотрим, совпадают ли наши рассуждения с материалом учебника. Обратимся к материалу учебника на стр.111. (104) Слайд 9. Ответы учеников о речевых ситуациях
Чтобы запомнить все этикетные слова и употреблять в речи каждый день, давайте мы сегодня создадим свой минижурнал. А называться он будет так «Речевой этикет на каждый день.Слайд 10
Я предлагаю первую страницу нашего журнала назвать страницей приветствия. Слайд 11 Какое самое употребительное слово в речевой ситуации приветствия? Здравствуй (-те) - в любой обстановке, любому человеку мы можем сказать это приветствие. Как правильно написать это слово? Здравствуйте - это слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево - дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.
Есть приветствия, связанные со временем суток - Доброе утро, Добрый день, Добрый вечер.
Ребята, приветствуя друг друга, какие вы используете предложения? (с обращением)
Запишите в тетрадь предложение, используя слово приветствия и обращение.
Есть приветствия, совмещающие в себе два значения — к собственно приветствию добавляется приглашение: Добро пожаловать!
Физкультминутка «Вежливый поклон» Слайд 12 Прижмите руки к груди. Сделайте вдох и медленно наклонитесь вперёд. Постепенно разводя руки в стороны. На поклоне произнесите по слогам слово ЗДРАВСТВУЙТЕ. Повернитесь друг к другу и повторите снова.
Следующая страница называется страница просьбы. Слайд 13 Наверняка, вам знаком рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», я прочту вам только отрывок из него.
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... - Павлик раскрыл рот. - Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
Скажите, ребята, о каком слове идет речь? (высказывания учеников) - пожалуйста- как правильно пишется слово?
Какие ещё выражения вежливости вы знаете? («Будьте добры», Будьте добры…Разрешите…Прошу вас…)
Третья страница благодарности. Слайд 14 Какие вежливые слова мы используем в ситуации благодарности? Спасибо, благодарю вас, очень благодарен.
Четвёртая страница извинения. Слайд 15 Если вы случайно на перемене или на уроке физкультуры кого-нибудь толкнули, что при этом скажите? Самое распространённое слово извините, а ещё простите, прошу прощения
Третья страница. Хотя до конца урока есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу страницей прощания. Слайд 16 (До свидания, Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Уезжая из города, села, где мы гостили, говорим хозяевам дома: - Прощайте, не поминайте лихом! - ведь в этимологии слова содержится просьба простить за причиненные неудобства, за ущерб. Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают. (Спокойной ночи! Доброй ночи!)В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!
Мы убедились в том, что вы знаете много этикетных слов.
Как можно назвать человека, который умеет употреблять в своей речи этикетные слова? Выслушиваю ответы учеников.
Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный. Слайд 17
Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.
Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми? Почему? Ответы учеников
Учащиеся оценивают себя на этом этапе урока. Насколько активно принимали участие в работе.
этап. Закрепление изученного материала.
ЗАДАНИЕ: Объясните правописание слов.
Распределите слова на группы: приветствие, прощание, просьба, утешение, благодарность.
Чем чаще, к месту, искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие.
3. Ситуации: Слайд 20
-Вы пришли с утра в школу и встречаете на своём пути в кабинет учителя. Что вы скажите?
- Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную книгу.
-Вы вошли в столовую и увидели завтракающих учителей, товарищей, какие слова вы произнесёте.
Запишем это предложение в наш журнальчик.
- Давайте разыграем такую нередко встречающуюся ситуацию. Двое взрослых разговаривают, а вам надо спросить, например, который час. Покажите, как вы поступите.
Просмотр сценки. Обсуждение.
6 этап: Итог урока. Рефлексия. Слайд 21
Ребята, вспомните те задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Выполнили мы их в течение урока? О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали?
Чему научились? Что поняли? Что вам понравилось на уроке больше всего?
Если урок был для вас полезен. Интересен, то нарисуете в тетради вот такой смайлик, если урок показался скучным, то вот такой. Слайд 22
Выставление оценок за урок.
- постаремся оценить общую работу на уроке.
Но, к сожалению, наш урок подошёл к концу. Возьмёте ли вы в свою жизнь вежливые слова?
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Поблагодарим гостей за то, что они посетили наш урок и скажем им слово благодарности хором.
– Наш урок закончим песенкой о вежливости. Слайд 23
Запишите домашнее задание:в ваших минижурнальчиках есть страница с разнообразными иллюстрациями. Составьте и запишите к этим картинкам по 2-3 предложения. Слайд 24