kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие по Королевству "СИНОНИМЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в ввиде Мастер-класса. На районном совещании проходил открытый урок. В 2016 году.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие по Королевству "СИНОНИМЫ"»





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

  1. Организационный момент.

Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


Приветственное слово учителя:

-Здравствуйте, ребята!

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но мы урок сейчас начнем

И сами до всего дойдём.

Я рада приветствовать вас, уважаемые гости, и вас, ребята, в такой прекрасный день на нашем уроке. Хочется пожелать всем творческого вдохновения, терпения, удачи и успеха. Ведь «С малой удачи начинается успех».

(проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

-Ребята, вы верите в чудеса?

- В сказки верите?

-Какой праздник к нам приближается?

-Новый год-это волшебный праздник. Вы согласны со мной? Давайте на этом уроке создадим волшебную атмосферу и посетим необыкновенное Королевство. Для этого мы должны очень много работать на уроке, выполнять задания, иначе мы не сможем открыть двери, и наши новогодние пожелания не исполнятся..

- Начнём наш урок.

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героем сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного героя сказки.

«Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток. Куда как хороша снежная дочка …! Смотрят на неё дед с бабой – не насмотрятся, любуются – не налюбуются. А у … (доченьки) роток улыбается, волосок завивается. Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе.

Дед и баба точно ума лишились – к месту приросли.

– Дед, – баба кричит, – да это у нас доченька живая, ………Снегурочка дорогая! »


-Да, путешествовать мы будем со Снегурочкой. Однажды она, гуляя по лесу, заблудилась. Долго бродила Снегурочка по заснеженным лесным тропам, пока не попала в удивительное королевство. В нём было много загадочного, неизвестного и очень интересного. Но, к сожалению, вернуться домой Снегурочка так и не смогла. Ведь на её пути постоянно встречались разные препятствия, преодолеть которые одной ей не под силу.


-Вы готовы отправиться в сказочное путешествие и помочь Снегурочке вернуться домой? Вашу готовность мы сейчас проверим.


Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД:

личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Повторение учебного материала по ранее изученным разделам «Фонетика», «Лексика»


Повторение учебного материала по ранее изученным разделам «Фонетика», «Лексика»

  • «Верные - неверные утверждения»

Если вы согласны с ответом, то поднимаете обе руки влево, где слово «Да», если не согласны, то поднимаете обе руки вправо, где слово «Нет», и объясняете, почему не согласны.

1. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий предложения и словосочетания? (нет)

2. В русском языке 6 гласных звуков-[а], [о], [э], [и], [ы], [у]? (да)

3. В слове «вьюга» 4 звука? (нет 5)

4.В слове «снегопад»- 2 слога?( нет3)

5. Согласные звуки[л], [м], [н], [р], [й] всегда звонкие, не имеют парного глухого согласного? (да)

6. Лексика- наука, которая изучает части речи?(нет)

7. Слова, имеющие несколько лексических значений –многозначные? (да)

8. Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,... но
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.(ключ-ключ) Эти слова -омонимы? (да)

9. «Золотые серьги»- прямое значение слова(да), «золотая осень»-переносное значение слова (да), «железный характер»-прямое значение? (нет)

10.Предложение «Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке» построено на использовании антонимов? (нет)

  • Индивидуальная работа у доски


Задание1

Сделать фонетический и морфемный разбор слова, спрятанного в загадке:

С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые ...

Задание2

Сделать синтаксический разбор предложения.

Пушистые снежинки медленно кружились в воздухе.

Отвечают на поставленные вопросы и аргументируют неверные утверждения.


Регулятивные (контроль, коррекция знаний).


3. Открытие темы,

целеполагание



Я рада, что вы готовы помочь Снегурочке. Но, к сожалению, пока мы не можем отправиться в путь, так как не знаем, по какой теме жители королевства устроили Снегурочке испытание. Чтобы узнать тему, надо разгадать ребусы. Если вы правильно их разгадаете, то прочитаете тему урока.

На экране ребус (Слайд …..): Напомню вам, как следует разгадать ребус. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

,, лес

, шишка,,,

ночь чь=н

,зима,,

мыши,,

-Итак, какая же тема нашего путешествия?

СИНОНИМЫ это и будет темой нашего урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность и для чего они нужны.

Запишите тему в тетрадь «Синонимы»

-Итак, тема известна. Но мы еще не определили цель нашего путешествия.

- Сформулируйте цель урока, учитывая его тему и опорные слова:
1. Расширить и углубить знания ….
2. Учиться находить, правильно подбирать и использовать в…

- Посмотрите, что у вас лежит на столах. (Листы оценивания)

-Зачем они вам нужны? (чтобы оценить свою работу)

-Эти листы вам понадобятся в конце урока, вам нужно будет оценить себя.

- Пора и в путь.


Дети отгадывают ребусы и ключевое слово «синонимы»














Формулируют тему и цель урока: «Синонимы»

- Запись темы учащимися.
Расширить и углубить знания о синонимах .
Учиться находить, правильно подбирать и использовать в речи синонимы.






УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование).


Познавательные (формулирование проблемы)

4. Изучение нового материала. Открытие нового знания.




















































5.Первичное закрепление нового материала
















































































Попробуйте сами дать определение слову «синонимы».

Синонимыэто слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Совершенно верно.

--А для того, чтобы убедиться, правильно ли определили синонимы, что нужно сделать? (обратиться к теоретическому материалу учебника) стр. 162

  1. Работа с текстом учебника.


Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов.

Сравните его с правилом в учебнике на стр.162

Скажите, всё ли мы назвали, когда составляли своё определение?

- Про себя мы уже можем сказать, что с синонимами на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов.

Давайте свернем это определение в схему,составим схему в виде снежинки, который поможет нам легко узнавать эти слова.

Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске и в справочниках обучающихся:

Синонимы

Слова одной части речи

Обозначают одно и то ж

Отличаются

оттенками значения

употреблением в речи



-Ой, посмотрите, кто это? (Слайд 3)

Так это же Дед Мороз. Давайте послушаем, что он хочет нам

сказать.


Дед Мороз: «Ребята, вы попали в город

«Стихотворкино». Он находится на границе

королевства «Синонимы». Чтобы спасти

Снегурочку, вам надо правильно найти синонимы в стихотворении, которые записаны на

Снежинках. Моя верная помощница Метелица вам их

доставит».

Вот снежинки.

Выходят учащиеся от каждой группы и берут снежинки

1-я снежинка (1-я группа)

Найти синонимы в тексте:

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.


2-я снежинка (2-я группа)

Найти синонимы в тексте:

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей

3-я снежинка (3-я группа)

Найти синонимы в тексте:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.


-Почему вы решили, что это синонимы?


Какой частью речи являются синонимы в 1-й и во 2-й

группах? В третьей?

– Что сильнее - метель или буран?


– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)


– Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга)


Проверка. Ставьте +,-

-Обратите внимание: синонимами могут быть слова

разных частей речи. Расставьте баллы в лист

оценивания:

Нашли все синонимы-3б.

Не назвали 1 синоним-2б.

Не нашли синонимы-0б.



А для некоторых ребят

(тоже на снежинках) (Чечехин,Титов,… Дед Мороз

приготовил специальное задание- выполнить письменно

упражнение 366, прочтите внимательно задание и

объясните, что нужно сделать.

Прочитаем текст по учебнику

Понравился ли вам текст?

Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.) СЛАЙД 7

Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

Индивидуальное задание с последующей самопроверкой (на снежинках)

Зимнее утро

Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Светятся снежной белизной стены домов, блистают железные крыши, лучатся и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» - думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу.


-Скажите, как вы озаглавили текст?

-Какие слова здесь часто неоправданно повторяются и

несколько портят текст о зиме?

-Какими синонимами вы их заменили? Прочтите

измененные предложения.

-Каким стал текст, благодаря синонимам?

Какие трудности у вас возникли при выполнении

задания?

Дед Мороз: «Молодцы, ребята. Вы справились с моими

заданиями. Я покажу вам дорогу в сказочный лес,

в который направилась Снегурочка».


Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы, составляют схему.



























































Выходят учащиеся от каждой группы и берут снежинки

1-я снежинка (1-я группа)

2-я снежинка (2-я группа)


3-я снежинка (3-я группа)

Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ


-Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи.




УУД:


Регулятивные (поиск и выделение информации).


Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения).


Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения).










































УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов.


Познавательные (наблюдение, поиск информации).













































































Самостоятельная работа с самопроверкой

-Вот мы и в дремучем лесу. Его охраняет старичок-лесовичок (Слайд 4).

-Он покажет нам верную дорогу, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и соединим их стрелкой.

Карточка:

хрустальный

сырой

мокрый

пушистый

пурга

стужа

мягкий

прозрачный

блестит

падает

холод

метель

летит сверкает


Проверка по ключам на слайде: называют пары синонимов.

Отметим баллы:

Правильно соотнесли слова- 3 б.

Допустили 1-2 ошибки – 2б.

Более 2ошибок-0б.

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).



Проверка: называют пары синонимов

Предметные

Познавательные (общеучебные действия)


Регулятивные (контроль)

























-Мы долго бродили по лесу и нам надо погреться. Давайте соберем веточки для костра. (раздает слова, написанные на «веточках» - полосках бумаги)

-Посмотрите, пожалуйста, на предложение, которое появилось на экране (Слайд ).

Работа в группах

-У кого из Вас есть синоним к выделенному слову?

- Кто придумает другие синонимы к выделенному слову, получит веточку для костра. Выиграет та группа, которая больше наберет «веточек» с синонимами.


1)«Вот и пришла зима снежная» (Слайд 10).


2)«Намело сугробов до пояса» (Слайды 11-12).


3)«Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая» (Слайды 13-14).


4)«А Снегурочка вдруг запечалилась» (Слайды 15-16).


5)«Снегурочка от солнца прячется» (Слайд 17-18).


6) Поднялось облачко высоко и пропало в небе» (Слайд 19-20).

Проверка по слайдам:

Больше всех набрали веточек для костра в группе---5б.

2 группа ---3б.

3 группа--- 1б.

Работа в паре












1)Пожаловала — наступила, нагрянула, настала, установилась

2)Насыпалось — навалило, нападало, выпало

3) Разумная — сообразительная, смекалистая, догадливая


4) Закручиниласьзатосковала, загрустила, расстроилась

5) Таится — укрывается, скрывается, удаляется

6) Исчезло — испарилось, растаяло, умчалось




Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения)


Познавательные (поиск информации)Развитие умения находить синонимы в предложении, актуализировать синонимы, обогащение словарного запаса


Регулятивные (анализ текстов

6.Проверка домашнего задания

Веточки для костра мы собрали, пора и костер зажечь, погреться. Давайте скажем вместе заклинание: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Хорошо у костра, тепло, сразу вспоминается дом, а еще я хочу напомнить вам о домашней работе, которую мы не проверили, а вам, наверно, так хочется рассказать о своих маленьких открытиях.

Проект 1 группы «Пестрое семейство красных»


«Предметом нашего исследования стало слово «красный» и его многочисленные ближайшие родственники по лексическому значению - синонимы. Мы поставили перед собой цель - определить, какую роль выполняют эти синонимы в различных предложениях, чем они отличаются и когда необходимо употреблять тот или иной синоним в зависимости от речевой ситуации. Из Толкового словаря Ожегова мы узнали, что это слово многозначное…..



Давайте на основе примеров из художественных произведений выделим все семейство слова «красный». Всем известна строка из стихотворения А.С.Пушкина «Роняет лес багряный свой убор». Какое значение имеет слово «багряный»? М.Горький пишет: «Алая полоса зари лежала на краю сизой тучи». «Алая»-значит какая? У Гончарова есть такое предложение: «Сквозь багровое зарево заката мерцали уже звезды… Скоро яркий пурпурный блеск уступил мягким, нежным тонам». «Багровое, пурпурный»… Что это за цвета? Какую роль играют эти синонимы в предложениях?

Слова алый, багровый, багряный, пурпурный имеют одно общее значение- «красный», но различаются оттенками значения: Алый «ярко-красный», пурпурный « ярко-красный с фиолетовым оттенком», багряный «красный, густого, темного оттенка». Если сравнить алый и багровый, то второе в этой паре обозначает более темный красный цвет.

В последнем предложении говорится о том, что «пурпурный блеск уступил мягким, нежным тонам». Здесь можно было бы использовать слово «алый». В «пестрое семейство красных» можно добавить еще родственников - синонимов: рдяный, рубиновый, кумачовый, пламенный.

Все эти синонимы, обозначающие красный цвет нужно умело использовать в своей речи, потому что они помогают более точно , образно выразить мысль.


Проект 2 группы -«Глаголы говорения»

«Для работы над проектом мы взяли слова: «Говорить, шептать, кричать…», то есть самые распространенные глаголы говорения, речи. Поставили перед собой цель, проследить, как эти глаголы используются в речи. За помощью мы обратились к «Словарю синонимов»…. и к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Из Толкового словаря Ожегова мы узнали, что синонимы «говорить, шептать, кричать…» имеют общее значение»словесно выражать мысль». Но они различаются степенью проявления признака: говорить- «сообщать что-либо при помощи речи», шептать-«говорить тихо, почти без участи голоса»; кричать- «говорить громко». Выбор того или иного синонимы позволяет более точно охарактеризовать ситуацию и поведение действующих лиц, часто служит средством характеристики героев.

Для доказательства мы обратились к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и поставили перед собой такие вопросы: Какие глаголы речи использует автор? Что общего у этих синонимов и чем они различаются? Как говорит царевна? Царица? Елисей? Чернавка? Какие синонимы-глаголы речи помогают раскрыть характер героев?


Мы нашли такие примеры.

  1. И, красуясь, говорила:

-Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…

Царица хочет, чтобы зеркальце рассказало об ее красоте; она требует: скажи, велит ей доложить; так говорит только тот человек, который имеет власть.


2)-Спрос не грех. Прости ты нас,-

Старший молвил, поклоняясь…

Молвить- устаревшее слово, характерное для русского фольклора. Слово молвить подчеркивает мягкость старшего брата; так же говорит и царевна - она добрая, ласковая.


3)И. качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

-Как же долго я спала!

Царевна произнесла- выговорила с трудом, иначе и быть не может после долгого сна.


4) Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

Елисей взывает, т.е. обращается с призывом, с просьбой о помощи.

Мы пришли к такому выводу, у поэта каждое слово на своем месте.


Проект 3 группы -« Загадка названия ночных светил»

В учебнике «Окружающий мир» мы встречали такое научное выражение «Луна - спутник Земли». А.С.Пушкин писал: «Луной был замок освещен». О Луне говорит в своем стихотворении А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад». А вот Л.Н.Толстой использовал другое слово для названия спутника Земли. Он пишет: « Над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит». Почему поэты и писатели использовали разные названия, слова-синонимы «луна- месяц»? Можно ли в предложениях поменять слова? Этот вопрос нас заинтересовал, мы захотели узнать, в каких случаях нужно использовать слово «месяц», а в каких - «луна»?

В первую очередь мы обратились к «Толковому словарю» Ожегова, Ушакова и узнали следующее.

В разговорной и художественной речи луну называют и луной, и месяцем, хотя луна видится нам большой, круглой, полной, а когда мы встречаем слово «месяц», то представляем себе молодую луну, серповидную, двуроговую. В научной речи употребляется только слово «луна». Замена этого слова в предложении «Луна - спутник Земли» невозможна, так как Луна- название спутника Земли. Поэты выбирают слово «луна», чтобы подчеркнуть красоту ночи, щедро освещенной луной.

А теперь давайте обратимся к известной нам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». У данного писателя месяц – один из героев повести. «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру» и « Еще белее казался свет месяца от блеска снега». Обратите внимание на то, что У Гоголя месяц -действующее лицо: ведь его исчезновение дает возможность темным силам творить свои дела. Так, именно месяц, зарождающийся перед Рождеством, да и луну трудно было бы засунуть в карман. Поэтому у Гоголя в данном случае замена синонимом исключена. Значит, писатель выбрал слово «месяц» не случайно. Вставить цитату

Давайте еще раз вспомним «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. К кому обращается Елисей за помощью, когда ищет свою невесту? Мог ли Пушкин употребить вместо слова «месяц» его синоним «луна»? Ведь луна дольше, чем месяц, освещала землю и, наверное, видела больше молодого месяца? Нет. Здесь уместнее слово «месяц», так как только его Елисей мог назвать «дружок».

Таким образом, можно сделать вывод, что писатель не случайно выбирает синонимы, а намеренно, и не всегда синонимы можно заменить друг другом.


- Мы еще раз убедились в том, что синонимы обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.



Выступают представители от групп








Проект 1 группы «Пестрое семейство красных»

Сопровождается показом слайдов






































Проект 2 группы -«Глаголы говорения»



















































Проект 3 группы -« Загадка названия ночных светил»



7.Закрепление нового материала

Знакомство с понятием «Синонимический ряд»

Физминутка

Утомились, отдохнем,

Физминутку проведем.


Вот по сказке мы гуляли.

И, конечно же, устали.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дальше в сказку мы пойдём.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело

Руки в стороны, вперёд,

все
На полянке зайка ждёт.

Да, действительно, на лесной полянке, куда мы

Направляемся дальше, слышится уже чей-то смех, да это же зайцы. Узнали их, откуда они, из какой сказки?

(из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…»

Задание для работы в паре

Прочитайте отрывок из сказки.

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

Задание

Выполните письменно задание по вариантам:

В 1. Выпишите и назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? Перепишите синонимы в порядке усиления действия.


(Собрались, сбежались, приплелись).

В 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Выпишите эти глаголы. Перепишите синонимы в порядке усиления действия.


(Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).

3.Перепишите синонимы в порядке усиления действия:

1) (приплелись, собрались, сбежались)

2) (улыбнулись, хихикнули, засмеялись)


Группа синонимов - это синонимический ряд.

Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного.


Вот мы с вами и узнали, что такое синонимы. Но иногда бывает очень трудно найти синоним к какому-либо слову, и в таких случаях мы можем обратиться к «Словарю синонимов русского языка».

Такой словарь есть в нашем кабинете, может быть, есть у кого-то из вас дома.

Со словарем синонимов вы можете поработать в библиотеке или воспользоваться онлайн- словарем. (ПОКАЗАТЬ СЛОВАРИ)


На СЛАЙДЕ вы видите составленные вами ряды слов.

У вас получилась словарная статья, вот так группа синонимов располагается в словаре.


Каждая словарная статья состоит из нескольких синонимов, первый синоним в этой статье нейтральный. Он употребляется в речи любого стиля.


Давайте подумаем, нужны ли нам синонимы?

(ответы)

-- Теперь я предлагаю вам заняться редактированием текста. Повторяющиеся слова замените синонимами, слова для справок вам даны.

Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились (снежинки) __________________в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
Одна (снежинка)__________________ была похожа на блистающие искорки, другая (снежинка)___________________________ напоминала серебристо-белый иней, третья (снежинка)______________________________ сверкала, будто драгоценный камень.
Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая (снежинкам)________________________ медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
Несмотря на старания ветра, (снежинки)____________________________ опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. (По М. Ильину, Е. Сегалу)

Слова для справок: ажурные красавицы, пушинка, звездочка, крохотная льдинка, хлопья снега, шестиугольные кристаллики.

Прочитайте получившийся текст.

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

--Значит, нужны нам синонимы?

Таким образом, синонимы нам необходимы , так как они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли.

-Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.

Дети выполняют движения




Знакомятся с понятием«Синонимический ряд», работая с текстом выписывают синонимические ряды


Работа с текстом

Работа с текстом: подбор синонимов, орфографическая и пунктуационная работа



-Сейчас мы отправимся на охотничий остров. Охотиться мы будем за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель: найти и подчеркнуть в тексте синонимы, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.


Карточка

1. Найдите в тексте синонимы, подчеркните их.

2. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните условия выбора орфограммы, расставьте знаки препинания.


З…ма. За …кном сне… в…юга. Или метел…? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст…пи в поле а не (в) городе, хотя это слово приходит на ум. А хор…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от хол…да, стужи – к июн…ск…му теплу, июл…ской жаре, но, конеч…но, не к зною (Слайд 5).



Вы очень хорошие охотники (Слайд 6).


Работают с текстом: подбирают синонимы, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания, самостоятельно проверяют по слайду










Зима. За окном снег, вьюга. Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи – к июньскому теплу, июльской жаре, но, конечно, не к зною.



  • Для того, чтобы встретиться со Снегурочкой, Дед Мороз просит выполнить последнее задание.

-Отгадайте загадку и подберите к слову-отгадке синоним. (На экране появляется кроссворд) (Слайд 21)



1. У избы побывал-

Все окна разрисовал,

У реки погостил -

Во всю реку мост мостил (Слайд 22).


2.....зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит (Слайд 23


3.Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Слайд 24)


4.Буря … небо кроет,

Вихри снежные крутя... (Слайд 25)


5.Хлеба краюшка висит над избушкой,

Собаки лают, достать не могут (Слайд 26).


6. ...уж заморозил пальчик:

Ему и больно, и смешно,

А мать грозит ему в окно (Слайд 27).


7. Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закружила, замела,

Стала улица бела (Слайд 28).



-Какое слово получилось?


Отгадывают загадку и подбирают к слову-отгадке синоним.






1.Мороз – стужа



2.Чародейка – волшебница






3.Пламя – огонь




4.Мгла – темнота



5. Месяц – луна




6. Шалун – проказник





7 Вьюга – метель





Синоним.


8.Итог урока

Верно, наша Снегурочка находится в центре королевства «Синонимы». Она просит нас сделать вывод о синонимах.


Вернёмся к вашим целям, которые вы стали в начале урока?

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли ли вы своей цели?


Для чего же нам нужны синонимы в речи?


Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.

Роль синонимов в речи…




Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.


Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.


9.Рефлексия

А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, дописав предложения:

1) Я узнал---------------------------------------------------------------

2) Я могу-----------------------------------------------------------------

3) Мне трудно---------------------------------------------------------


Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4. Было трудно…

Перед вами дерево, которое называется «дерево моего успеха». сегодня это новогодняя елочка. На нашу елочку вы можете повесить шары, кружочки. Если вы уверены, что усвоили тему, повесьте красные, если что-то осталось непонятным - синие (ЕЛОЧКа )

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока


10.Домашнее задание

-Молодцы. А теперь запишите домашнее задание: на выбор


1. выполнить упражнение№

2. составить кроссворд на тему «Синонимы»

3. напишите сочинение-описание на тему «Зимняя сказка», используя синонимы.


А Снегурочка много слез наплакала, пока мы ее нашли. И на каждой ее слезке буква. Сложите из букв слово и узнаете, как благодарит нас Снегурочка (Слайд 29).

И снова На загадку

Дай отгадку!

1)Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я … . тайфун

  1. Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнется первый акт,

Мы называем все … антракт;

На время что-то прекратив,

мы объявляем … перерыв;

в борьбе, в труде устали слишком-

дают уставшим… передышку;

после урока непременно

нужна ребятам …перемена.


Записывают домашнее задание


Дети составляют из букв, написанных на « слезках» «Спасибо»



Отгадывают загадки на синонимы







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие по Королевству "СИНОНИМЫ"

Автор: Хлёскина Татьяна Дмитриевна

Дата: 21.12.2016

Номер свидетельства: 372139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства