kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие из Петербурга в Москву"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 8 классе по теме: "Путешествие из Петербурга в Москву"

Знакомство учащихся с жанром путешествия

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Путешествие из Петербурга в Москву"»


Автор: Ворожбит Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы Архиповской средней школы.с. Архиповка Мендыкаринского района Костанайской области.


8 класс

Тема: «Путешествие из Петербурга в Москву»


Тип урока: урок-путешествие.

Эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» - В.Ю. Троицкий

1) образовательные:

- познакомить учащихся с биографией и творчеством А.Н.Радищева;

- выявить специфику жанра путешествие;

- проанализировать главы «Путешествия из Петербурга в Москву»;

2) развивающие:

- развитие аналитических способностей;

- развитие умения работать с текстом;

3) воспитательные:

-воспитывать сострадание к человеку, любовь к труду, любовь к родине

Методы и формы:  беседа, работа в группах, сравнительно-сопоставительный анализ глав, исследовательский, письменная работа.

Оборудование: мультимедийный проектор,  презентации, тексты глав.

Оформление: портрет А.Н.Радищева, над доской помещена географическая cхема, указывающая маршрут путешествия, обозначены остановки (Любани, Едрово, Пешки), фотографии с современными видами Москвы и Петербурга.

На доске: «Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней государственных. Но судьба готовила ему другое». А.С. Пушкин


Словарь: крамольник, борзый, каземат, лачуга, мякина, щи, пагубный.


Ход урока


I. Знакомство с биографией А.Н.Радищева.

Учитель.-Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем нашу серию уроков-путешествий…А путешествовать сегодня мы будем из Петербурга в Москву, пройдем по (по маршруту) тем местам , по которым …лет назад путешествовал Александр Николаевич Радищев и свои впечатления он описал в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»

Постарайтесь сформулировать цель нашего урока (Ответы учащихся.Познакомимся с биографией и творчеством А.Н.Радищева, а так же выявим специфику жанра путешествие, проанализируем главы «Путешествия из Петербурга в Москву»)



(в процессе урока вспомним пройденный материал, за каждый правильный ответ учащемуся дается жетон , в конце урока подведем итоги)

Учитель. Имя писателя для вас новое, поэтому с этим человеком познакомимся поближе.(Портрет писателя. Показ подготовленным учащимся презентации «Биография писателя»)

II.Работа над композицией произведения, его жанр. (Беседа)


Учитель .Обратимся ещё раз к названию радищевского произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву»

Определите жанр этого произведения? (путешествие) 

Учитель .Какие специфические черты имеет данный жанр? (Ответы учащихся).

Жанровая специфика путешествия:

- в основу путешествия положено описание разнообразных достоверных сведений о каких-либо странах, народах;

-описывается увиденное:зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены;

- излагаются факты и события;

- повествование осуществляется в форме заметок, записок, дневников, очерков, мемуаров, писем;

- передаются настроения и переживания путешественника;

- лирические размышления автора об истории, культуре страны.

Какие литературные жанры вы уже знаете? (ответы учащихся)

- Работа учащихся с таблицей ( Определить жанр данного литературного путешествия- (очерк.)

Учитель. - В основе любого литературного «путешествия» лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях.Свою главную книгу писатель создал в жанре литературного путешествия не случайно, автор полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей её полноте и сложности.

Записать в тетрадь определение, что называется очерком.

(Учитель.Каких еще вы знаете писателей и их произведения, написанные в жанре путешествия? Ответ учащихся-Карамзин «Бедная Лиза»)

Учитель. – Композиция произведения«Путешествие из Петербурга в Москву»? (ответы учащихся)

Учитель. Композиция произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой собрание из 26 глав и посвящения Алексею Кутузову, «любезнейшему другу» путешественника ( зачитываем отрывок из «Посвящения», с.86)

Мы с вами познакомимся с 3 главами произведения(Любани, Едрово, Пешки).

Учитель. Для дальнейшей работы над произведением класс делится на группы (деление учащихся на 3 группы (по количеству глав) при помощи трех цветов стикеров)

III. Работа по группам.

Задания для каждой группы:

  1. прочитать главу;

  2. кратко пересказать;

  3. выявить, какую проблему ставит автор в данной главе.

«Любани» - проблема крепостного права;

«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

«Едрово»- неравный брак

(По завершении данной работы в тетраде появляется запись «Три главные проблемы самодержавной России»).

III..Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву»


Учитель. – Первая глава называется «Выезд», последняя, 26, «Слово о Ломоносове». 24 главы из 26 носят названия почтовых станций (записаны на доске, зачитываем их).

Учитель. – Ребята, отметьте в атласах те населённые пункты, в которых останавливался путешественник, точки соедините чёрной пастой. (Ребята отмечают, что дорога из Петербурга в Москву идёт не по прямой линии, а делает большой крюк и влево, и вправо)

Учитель. – Главы «Путешествия…» предваряет эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». (Учитель рассказывает историю эпиграфа.Откуда же взят эпиграф и в чем его смысл?)Это неточная цитата из поэмы Василия Тредиаковского «Телемахиада». Герой этой поэмы Телемак (сын Одиссея) приходит в подземный мир, и там видит отвратительного царя-чудовище: «обло» — толстое, «озорно» — большое, «стозевно» — у него сто пастей, «лаяй» — лает.

Учитель. -Следовательно, уже самим эпиграфом Радищев обозначает главную тему «Путешествия»Какую?(Ответы учащихся —тему чудовищных злодеяний в царской России.)

Учитель. Наше путешествие начинается в Петербурге.

-Расскажите все, что вы знаете об этом городе(как он был построен, в произведении какого писателя говорится о нем? Ответы учащихся.)

( Даётся историческая справка о городе, значение современного Петербурга).(Презентация)

Учитель – Итак, мы выезжаем из Петербурга. Сделать остановки на всех станциях мы не сможем. Остановимся только на трех. Первая станция Любань (или Любани). Здесь путешественник знакомит нас с трудом крепостного. ( Попутно вспоминаем, кто такой крепостной, как называют того, кто владеет крепостными крестьянами).

Вступление 1 группы.

- Встреча путешественника скрестьянином, пашущем ниву.- Что удивило путешественника?- А что вызвало слёзы его?

Кластер.

В главе «Любани» - проблема крепостного права;



Учитель .Покидаем Любани и, пропуская несколько станций, прибываем в Едрово.

Вступление 2 группы.

-Как автор описывает крестьянских девушек? А как знатных барышень?

-

«Едрово»-проблема неравного брака.

Учитель. – Последняя станция, на которой мы остановимся, - «Пешки».В предыдущих главах мы увидели, как работают крепостные, какие «права» у них есть, как их унижают. А в главе «Пешки»?

Вступление 3 группы .

В главе «Пешки»? описан быт крестьян. Путешественник попадает в крестьянскую избу. И рассказывают, что же он здесь зрит

«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.



Учитель -И вот мы прибыли в Москву. (фото старой и презентация современной Москвы.)

Учитель – Путешествие наше подошло к концу, и теперь хочется спросить: «Какие чувства это путешествие вызвало у вас?» (ответы нескольких ребят)

Учитель.- Давайте попробуем определить литературное направление, к которому относится «Путешествие…»

(Ответы учащихся-сентиментализм)

Какие направления вы знаете. (Ответы учащихся)

Мы познакомились лишь с 3 главами , где автор поднимает такие проблемы как

«Любани» - проблема крепостного права;трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.

«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

«Едрово»- неравные браки.

Учитель. Послушайте какие проблемы автор выявил на других станциях.

«София» — хамство, обман, чинопочитание.

«Любани» — проблема крепостного права; трудолюбивый крестьянин, не верящий в закон.

«Чудово» — проблема власти; бездушие чиновников.

«СпасскаяПолесть» — казнокрадство, использование служебного положения.

«Сон» — кто виноват? Царь знает, но не хочет видеть, ибо сам в крови.

«Зайцово» — крестьяне убили помещика, и убийство это выглядит как оправданное.

«Хотилов» — крестьян нужно освободить.

«Медное» — крестьян продают подобно вещам.

«Тверь» — ода «Вольность». Самодержавие нужно свергнуть вооружённой борьбой народа.

«Городня» — рекрутские наборы, хотя иные крестьяне способнее помещиков.

«Пешки» — положение крестьян ужасно, долго так продолжаться не может.

«Валдай» - проблема православной церкви.


Работа с цитатами и записями на доске

-Что говорят нам эти строчки об авторе произведения?

«Следуя обыкновенному ходу вещей, Радищев должен был достигнуть одной из первых степеней государственных. Но судьба готовила ему другое». А.С. Пушкин



(Ответы учащихся)

Как вы понимаете эпиграф урока: «Книга человеческого достоинства» - В.Ю. Троицкий

(Ответы учащихся.«Путешествие из Петербурга в Москву» писатель с небывалой смелостью выступил  против самодержавно-крепостнического строя.)

Учитель.Послушайте, как оценила произведенЕкатерина II. Прочитав книгу, Екатерина II сказала: «Злодей хуже Пугачева».

Последовал арест, заключение в Петропавловскую крепость, угроза смертной казни. После вынесения смертного приговора Екатерина II заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь в Илимский острог «на десятилетнее безысходное пребывание», т.к.


Учитель. Почему Екатерина II считала Радищева бунтовщиком хуже Пугачева, а запрет на публикацию книги был снят только революцией 1905 года?

( Ответы учащихся. Он показал истинное положение вещей в России, судьбу русского народа. Боялась бунта. Боялась потерять в Европе имя просвещенной императрицы…)
 

IV. Заключительное слово учителя.

Создание «Путешествия из Петербурга в Москву» было основным делом и воистину героическим подвигом всей жизни Радищева. Он «взирает» на действительность взволнованным взором патриота, пламенного гражданина, страстно желающего счастья своей родине. С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» перед его читателями развёртываются разнообразные, но одинаково типичные картины безобразий, неправды и произвола, безнаказанно совершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Увидеть и показать другим истинное положение вещей в России – такова цель книги.

II. Релаксация.

- О чём заставило задуматься сегодняшнее путешествие (мини-сочинение, которое можно при нехватке времени закончить дома)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Путешествие из Петербурга в Москву"

Автор: Ворожбит Ирина Ивановна

Дата: 31.12.2016

Номер свидетельства: 374744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Презентация "Путешествие по Москве и Санкт - Петербургу" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-putieshiestviie-po-moskvie-i-sankt-pietierburghu"
    ["file_id"] => string(6) "174456"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424128371"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг. "
    ["seo_title"] => string(87) "obzor-sodierzhaniia-putieshiestviia-iz-pietierburgha-v-moskvu-radishchiev-rabstva-vragh"
    ["file_id"] => string(6) "224732"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439114331"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»"
    ["seo_title"] => string(57) "a-n-radishchiev-putieshiestviie-iz-pietierburgha-v-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "252086"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447331709"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву"
    ["seo_title"] => string(59) "a-n-radishchiev-putieshiestviie-iz-pietierburgha-v-moskvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "252096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447332326"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Проект " Путешествие по России. Петербург" "
    ["seo_title"] => string(46) "proiekt-putieshiestviie-po-rossii-pietierburgh"
    ["file_id"] => string(6) "186112"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426273786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства