kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг.

Цели: 1. Обучающая: Показать «Путешествие…» как произведение,

выражающее гневный протест против крепостного права.

            2. Развивающая: рассмотреть темы обличения крепостничества и

             самодержавия в произведении. 

            3. Воспитывающая: на примере литературного произведения

                Воспитывать патриотизм, ответственность перед обществом.

Перед уроком даётся опережающее домашнее задание:

1. Подготовить сообщение о жизни писателя.

2. Прочитать главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Спасская Полесть», «Зайцово», «София», «Любани», «Пешки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели.  

II. Проверка домашнего задания. Краткий пересказ биографии

    А.Н. Радищева.

III. Тема урока.

1. Слово учителя.

Композиция «Путешествия…»

«Путешествие из Петербурга в Москву» - это собрание художественных и публицистических повестей, это рассуждения, исповеди, письма. Внешне они объединены сюжетом путешествия из новой столицы в древнюю. Внутренне главы объединяет идея борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Российская действительность воспринимается глазами путешественника – это мыслитель, философ, гражданин и просто человек. Путешественник – это стержень произведения. Он любознательный, внимательный, душевный. Он старается узнать историю всех, кого встречает на своём пути. Путешественник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях. Таких станций – двадцать четыре.

Композиция «Путешествия…» представляет собой собрание из двадцати шести глав и посвящения Кутузову.

Двадцать четыре главы носят название почтовых станций: «София», «Тоска», «Любани» и т.д.

Первая глава называется «Въезд», а последняя -  «Слово о Ломоносове».

В семнадцати главах из двадцати шести повествование ведётся от лица путешественника, в девяти рассказывают другие персонажи.

Главных тем в произведении три:

1. Обличение крепостничества.

2. Обличение самодержавия.

3. Признание неизбежности революции.

Первые две темы прослеживаются уже в эпиграфе. Он взят из 18-й песни поэмы Тредиаковского «Тиллемахида». Тиллемах, сын Одиссея, спкскается в ад и видит там мучения злых царей. В качестве наказания царям подносят два зеркала: зеркало Лести и зеркало Истины.

В первом они видят себя такими, какими их изображали придворные льстецы, а во втором такими, какими они были на самом деле, то есть ужаснее, чем стоглавая Лернейская гидра        и трёхглавый пёс Цербер. В Радищевском эпиграфе оба чудовища объединены в одно. Имя его – самодержавие и крепостничество.

Метод «двух зеркал» - Лести и Истины – прямолинейно использован в главе «СпасскаяПолесть».

(Подготовленный ученик пересказывает эпизод «Сон путешественника»).

2. Аналитическая беседа.

- Верит ли автор в то, что царь может быть справедливым? (Нет.)

Вот слова, которые это подтверждают (зачитать со слов «…схватил я себя за палец, но тернового кольца на нём не обнаружил.О, если бы оно пребывало хоть на мизинце царей…»).

 Дворец Екатерины Прямовзора не посетит. В этой главе Радищев развенчивает легенду о возможности существования доброго, справедливого царя. Самодержавие держит народ в невежестве, оно узаконило неправосудие, рабство, обрекло миллионы на нищету.

Глава «Зайцово» (пересказывает ученик)

- Почему вдова просит не наказывать крестьян за убийство?

(Если крестьян осудят, она потеряет много крепостных.Кто же будет трудиться в усадьбе?)

- «Свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». О чём говорятэти слова Радищева?

(О том, что борьба народа против бессправия неизбежна. И автор верит в её неизбежность. Терпеть народ может, но не вечно.)

Вывод: Здесь очень чётко прослеживается третья тема «Путешествия…» - неизбежность революции.

Глава «София».

- Почему все охотно платят незаконный сбор?

(Потому что ямщик отзывчив на щедрость и может помочь с лошадьми)

- Какие мысли возникают у путешественника под заунывную песню ямщика?

(Мысли о жизни человека.О том, что часто она полна таких тягот, что  это порой равносильно подвигу – продолжать жить…)

- Вот такими мыслями, размышлениями о жизни человека начинается само путешествие.

Конечно, сколько может терпеть крестьянин  притеснения, угнетение, жестокую эксплуатацию и мучения, которым его подвергают помещики.

Глава «Любани».

- О чём рассказывает путешественник?

(О крестьянине, который в субботу пашет попеременно на двух лошадях своё поле, не давая себе отдыха ни на минуту.Ведь все остальные дни ему приходится работать на барщине).

- Что говорит крестьянин об аренде?

(Это дьявольская выдумка.На наёмника даже пожаловаться некому).

- Закон не позволяет мучить крестьян. Но захочет ли господин в кожу крестьянина? Какие слова произносит путешественник в предупреждение и в угрозу помещику?

Глава «Пешки».

Путешественник останавливается в крестьянской избе, в которой состоится его разговор с хозяйкой.

- В чём упрекает крестьянка путешественника-дворянина?

(В том, что едят они сладко за счёт слёз крестьянских).

-Путешественник осматривает избу, что он видит?

(Бедность, грязь, теснота, воздух и тот похож на завесу)

- Кого он называет «зверями алчными», «пиявками ненасытными»?

(Помещиков, владеющих крестьянами и ничуть о них не заботящихся)

- Радищев предупреждает  о каре, которая всё равно их настигнет.

- Мы рассмотрели несколько глав из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Ответьте на вопрос

- Кто является главным героем этой книги?

(Народ.Его интересы, чаяния, жизнь и судьба находятся в центре внимания автора).

- Почему Екатерина II, прочитав книгу Радищева, назвала его бунтовщиком хуже Пугачёва? А затем едва не утвердила смертный приговор?

(Потому что в этой книге раскрывается то, что Екатерина не хотела замечать, книга впрямую говорила о революции, призывала к ней).

IV. Итог урока.

Вывод:Радищев показал жизнь крестьян так, как до него не осмеливался показать никто. Книга резко отличалась от всех других и была опасна для правительства.

Домашнее задание: Дать письменный ответ на вопрос: «Почему А.С. Пушкин назвал Радищева «врагом рабства?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг. »

Тема: Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг.

Цели: 1. Обучающая: Показать «Путешествие…» как произведение,

выражающее гневный протест против крепостного права.

2. Развивающая: рассмотреть темы обличения крепостничества и

самодержавия в произведении.

3. Воспитывающая: на примере литературного произведения

Воспитывать патриотизм, ответственность перед обществом.

Перед уроком даётся опережающее домашнее задание:

1. Подготовить сообщение о жизни писателя.

2. Прочитать главы из книги «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Спасская Полесть», «Зайцово», «София», «Любани», «Пешки».


Ход урока.

I. Организационный момент.

Сообщение темы урока, его цели.

II. Проверка домашнего задания. Краткий пересказ биографии

А.Н. Радищева.

III. Тема урока.

1. Слово учителя.

Композиция «Путешествия…»

«Путешествие из Петербурга в Москву» - это собрание художественных и публицистических повестей, это рассуждения, исповеди, письма. Внешне они объединены сюжетом путешествия из новой столицы в древнюю. Внутренне главы объединяет идея борьбы с самодержавием и крепостничеством.

Российская действительность воспринимается глазами путешественника – это мыслитель, философ, гражданин и просто человек. Путешественник – это стержень произведения. Он любознательный, внимательный, душевный. Он старается узнать историю всех, кого встречает на своём пути. Путешественник едет на перекладных из Петербурга в Москву и по дороге останавливается на почтовых станциях. Таких станций – двадцать четыре.

Композиция «Путешествия…» представляет собой собрание из двадцати шести глав и посвящения Кутузову.

Двадцать четыре главы носят название почтовых станций: «София», «Тоска», «Любани» и т.д.

Первая глава называется «Въезд», а последняя - «Слово о Ломоносове».

В семнадцати главах из двадцати шести повествование ведётся от лица путешественника, в девяти рассказывают другие персонажи.

Главных тем в произведении три:

1. Обличение крепостничества.

2. Обличение самодержавия.

3. Признание неизбежности революции.


Первые две темы прослеживаются уже в эпиграфе. Он взят из 18-й песни поэмы Тредиаковского «Тиллемахида». Тиллемах, сын Одиссея, спкскается в ад и видит там мучения злых царей. В качестве наказания царям подносят два зеркала: зеркало Лести и зеркало Истины.

В первом они видят себя такими, какими их изображали придворные льстецы, а во втором такими, какими они были на самом деле, то есть ужаснее, чем стоглавая Лернейская гидра и трёхглавый пёс Цербер. В Радищевском эпиграфе оба чудовища объединены в одно. Имя его – самодержавие и крепостничество.

Метод «двух зеркал» - Лести и Истины – прямолинейно использован в главе «Спасская Полесть».

(Подготовленный ученик пересказывает эпизод «Сон путешественника»).

2. Аналитическая беседа.

- Верит ли автор в то, что царь может быть справедливым? (Нет.)

Вот слова, которые это подтверждают (зачитать со слов «…схватил я себя за палец, но тернового кольца на нём не обнаружил. О, если бы оно пребывало хоть на мизинце царей…»).

Дворец Екатерины Прямовзора не посетит. В этой главе Радищев развенчивает легенду о возможности существования доброго, справедливого царя. Самодержавие держит народ в невежестве, оно узаконило неправосудие, рабство, обрекло миллионы на нищету.

Глава «Зайцово» (пересказывает ученик)

- Почему вдова просит не наказывать крестьян за убийство?

(Если крестьян осудят, она потеряет много крепостных. Кто же будет трудиться в усадьбе?)

- «Свободы ожидать должно от самой тяжести порабощения». О чём говорят эти слова Радищева?

(О том, что борьба народа против бессправия неизбежна. И автор верит в её неизбежность. Терпеть народ может, но не вечно.)

Вывод: Здесь очень чётко прослеживается третья тема «Путешествия…» - неизбежность революции.

Глава «София».

- Почему все охотно платят незаконный сбор?

(Потому что ямщик отзывчив на щедрость и может помочь с лошадьми)

- Какие мысли возникают у путешественника под заунывную песню ямщика?

(Мысли о жизни человека. О том, что часто она полна таких тягот, что это порой равносильно подвигу – продолжать жить…)

- Вот такими мыслями, размышлениями о жизни человека начинается само путешествие.

Конечно, сколько может терпеть крестьянин притеснения, угнетение, жестокую эксплуатацию и мучения, которым его подвергают помещики.

Глава «Любани».

- О чём рассказывает путешественник?

(О крестьянине, который в субботу пашет попеременно на двух лошадях своё поле, не давая себе отдыха ни на минуту. Ведь все остальные дни ему приходится работать на барщине).

- Что говорит крестьянин об аренде?

(Это дьявольская выдумка. На наёмника даже пожаловаться некому).

- Закон не позволяет мучить крестьян. Но захочет ли господин в кожу крестьянина? Какие слова произносит путешественник в предупреждение и в угрозу помещику?

Глава «Пешки».

Путешественник останавливается в крестьянской избе, в которой состоится его разговор с хозяйкой.

- В чём упрекает крестьянка путешественника-дворянина?

(В том, что едят они сладко за счёт слёз крестьянских).

-Путешественник осматривает избу, что он видит?

(Бедность, грязь, теснота, воздух и тот похож на завесу)

- Кого он называет «зверями алчными», «пиявками ненасытными»?

(Помещиков, владеющих крестьянами и ничуть о них не заботящихся)

- Радищев предупреждает о каре, которая всё равно их настигнет.

- Мы рассмотрели несколько глав из книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Ответьте на вопрос

- Кто является главным героем этой книги?

(Народ. Его интересы, чаяния, жизнь и судьба находятся в центре внимания автора).

- Почему Екатерина II, прочитав книгу Радищева, назвала его бунтовщиком хуже Пугачёва? А затем едва не утвердила смертный приговор?

(Потому что в этой книге раскрывается то, что Екатерина не хотела замечать, книга впрямую говорила о революции, призывала к ней).

IV. Итог урока.

Вывод: Радищев показал жизнь крестьян так, как до него не осмеливался показать никто. Книга резко отличалась от всех других и была опасна для правительства.

Домашнее задание: Дать письменный ответ на вопрос: «Почему А.С. Пушкин назвал Радищева «врагом рабства?»

































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обзор содержания «Путешествия из Петербурга в Москву». Радищев – рабства враг.

Автор: Лелекова Оксана Владимировна

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства