Просмотр содержимого документа
«Путешествие во владения синтаксиса и пунктуации»
Открытый урок русского языка в 5 классе. ФГОС.
Тема: Повторение. Синтаксис и пунктуация.
Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.
Тип урока: обобщение знаний..
Планируемые результаты:
Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения, двусоставные и односоставные предложения, однородные члены, вводные слова, обращения, прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, проектор, компьютер.
Организационная структура урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день, дорогие ребята! Рада Вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из Вас, улыбнувшись, передал частичку доброй своей энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Главное – доброе начало.
Актуализация и проблемное учебное действие.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
Слайд:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, но может быть выражено и существительными, и прилагательными, подчёркивается двумя чертами. Сказуемое.
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. И
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. Невосклицательное
4. Название знака препинания, который ставится в предложениях, где и подлежащее, и сказуемое – существительные в Им. П. Тире.
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. А
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. Кавычки
7. Название единицы синтаксиса, состоящей из 2-х и более слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. Именительный
9. Название части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. Союз
- В итоге получилось слово Синтаксис.
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
У Я К Н А П Т И У Ц Пунктуация
- Запишите тему в тетради.
- Каковы цели урока: повторить, обобщить наши знания и умения по данным разделам русского языка.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Что такое синтаксис?
- Что такое пунктуация?
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, Ребята, Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в страну «Синтаксис и пунктуация». В пути нас ждёт много интересных заданий.
5. Комплексный анализ текста
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
1.Погода стала м..няться. 2.Из-за д..лекого г..ризонта н..слись и прибл..жались ни..кие обл..ка. 3.Со.нце выгл..нуло из-за туч мелькнуло в голубом просвете и и..чезло. 4.Пот..мнело. 5.Нал..тел ре..кий ветер. 6.Он зашумел тростником бросил в воду сухие листья и п..гнал их по реке.7Дождь пойдёт прог..в..рила Нина.
8.Ветер налетает с новой силой морщит гладь реки а потом стихает. 9.Зашуршал камыш и на воде по..вились кру..ки от первых капель. 10.Река покрылась пузыр..ками когда сплошной п..л..сой хлестнул прол..вной дождь. 11.Валерка громко закричал Бежим ребята!
12.Но вот ветер утих по..вилось со..нце. 13.Ре..кие капли дождя падали на землю. 14.Они пов..сали в траве и в каждой капле отражалось со..нце. (100 слов)
(По В. Астафьеву)
Определить тему; озаглавить.
К какому типу речи относится текст?
Выпишите слова с пропущенными орфограммами, объясните их написание.
4. Выпишите предложения с однородными членами предложения, расставьте знаки препинания, выполните графическую работу.
5. Выполните синтаксический разбор 3 предложения.
6. Выпишите сложные предложения, расставьте знаки препинания, выполните графическую работу.
8. Выпишите предложения с прямой речью. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.
9. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.
6.Подведение итогов.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Что больше всего понравилось на уроке?
7.Домашнее задание. Написать небольшое сочинение на тему «Книги в моей жизни», использую сложные предложения и предложения с однородными членами предложения