Тема урока. Проверяем себя.
Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый, творческий
Цель урока: повторить и обобщить знания о словосочетании.
Задачи:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)закрепление навыков правописания;
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе
Планируемые результаты:
1. Предметные:
Знать:
• что такое словосочетания;
• виды словосочетаний.
Уметь:
• выделять словосочетания в предложении;
• определять главные и зависимые слова в словосочетании;
• задавать вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании.
2. Личностные:
• уметь высказывать собственную позицию;
• слушать других, уважать их мнение;
• договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности;
• адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
3.Метапредметные:
• уметь определять тему урока;
• понимать учебную задачу;
• прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;
• понимать причину своих ошибок.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
1.Мотивация к учебной деятельности.
Прежде чем начать урок, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится! Дети повторяют за учителем слова настроя на урок
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
-Ребята, а какое у нас сейчас время года?
- А какие приметы осени мы знаем?
Сейчас очень редко стало появляться солнышко, дни стоят пасмурные и холодные.
Но к нам на урок, ребята, сегодня заглянуло солнышко. Но его лучики закрыла тучка, давайте поможем освободиться солнышку от тучек.
Работа в паре
Ваша помощь заключается в следующем: тучка приготовили для вас «Зачетную минутку».
На каждой тучке есть вопросы о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях. Тучка уйдёт в том случае, если вы покажите свои знания правил о словосочетании, и солнышко подарит вам свои лучики.
«Зачетная минутка».
1. Что такое словосочетание? Приведите примеры.
2. Что такое согласование? Приведите примеры.
Как найти словосочетание с согласованием?
3. Что такое управление? Приведите примеры.
Как найти словосочетание с управлением?
4.Что такое примыкание? Приведите примеры.
Как найти словосочетание с примыканием?
Дети работают в паре
Проверка задания вслух
3.Постановка учебной проблемы.
Молодцы, ребята! /Открываю солнышко./
Засияло солнышко и нам пора узнать, чем мы будем заниматься на уроке.
Я думаю, поработаем мы с вами на славу. И заслужим все награду.
Пусть солнышко, которому вы помогли освободиться от тучек и поможет каждому из вас и сохранит вам хорошее настроение до конца урока и на весь день. / Раздаю каждому «солнышко»/
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какую проблему поставим перед собой? На уроке мы закрепим полученные знания
О способах слов в словосочетаниях.
Повторять тему словосочетание
Повторить знания о словосочетании
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Мы сейчас вспомнили , что называется словосочетанием и давайте опознаем его из предложенных вариантов
-Я буду зачитывать вам варианты, а вы будите хлопать, если услышите словосочетания
«Солнечный день», «перед дождем», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться»
- Итак, что нельзя назвать словосочетанием?
- Какова структура словосочетания?
- Назовите какие части речи в словосочетании могут входить и какие могут быть главными словами а какие зависимыми
Дети работают
сочетание самостоятельного слова со служебным; подлежащее и сказуемое
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
Ответы детей
5. Физминутка
А теперь тихо встанем. Поднимите руки вверх.
Представьте кисти рук – это наши листочки.
Помашите ими , пожалуйста.
Ну, настоящий листопад.
А теперь кленовые листочки ложатся на землю.
Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.
Выполняют разминку
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и сверкой с образцом.
Работа в группах.
Задание.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
1 группа.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (друг)
Смотрит (передача)
2 группа.
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусные (пирожок)
3 группа.
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Квадратные (фигура)
Прийти из (школа)
4 группа
(Цветная) картинки
Идти (дом)
Купаться в (река)
Жёлтые (лист)
Под красивым (тополь)
5 группа
(Красивая) цветы
Слушать (музыка)
Смотреть на (картина)
Умные (ученик)
Сварили из (овощи)
Показ на слайде правильных ответов
Дети выполняют задания в группах
Проверяют вслух
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа
Тестирование
1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1)ходить и наблюдать
2)на лесной поляне
3)ходить по лесу
4)наступила осень
2. Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина
2)поздняя осень
3)птичьи голоса
4)любоваться пейзажем
Выполнение работы и проверка
8.Физминутка
-Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Ломать голову, ломать игрушку, работать спустя рукава, работать в саду, спать без задних ног, спать на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.
Дети выполняют задания физминутки
9.Включение в систему знаний и повторение.
Задание
Выпишите словосочетания в два столбика: а) с главным словом сущ., б) с главным словом глаголом; поставьте вопрос от главного слова к зависимому, крестиком обозначьте главное слово.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
(С. Есенин)
Ребята, возьмите свои индивидуальные карточки на ваших партах. Соедините стрелками словосочетания и соответствующие им способы связи слов. (Включаю музыку Феликса Мендельсона)
Жёлтая листва Примыкание
Засияло ярко Согласование
Первый снег Управление
Летят медленно Согласование
Грустим осенью Примыкание
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками друг с другом.
Выполняют задание
10.Итог урока -Чем интересен был для вас урок?
Какие знания и умения закрепил каждый из вас?
Ответы детей
11.Рефлексия деятельности
-Ребята, мне хочется узнать , как вы себя чувствовали на уроке , помогло ли вам солнышко сохранить ваше настроение.
Поднимите свои солнышки.
Улыбнитесь друг другу.
Вы все ребята, молодцы!
Спасибо за урок!
А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! Дети поднимают карточки
12. Домашнее задание Упр.153 и Упр.154 на выбор
Прочитаете задания и выберите для себя то упражнение, которое для вас покажется наиболее подходящим.
Список использованной литературы
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.С.Соловейчик. Издательство: Смоленск «Ассоциация XXIвек» 2014
Список использованных источников:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Метод: словесный, поисковый, творческий
Цель урока: повторить и обобщить знания о словосочетании.
Задачи:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)закрепление навыков правописания;
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения анализировать языковой материал;
Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
что такое словосочетания;
виды словосочетаний.
Уметь:
выделять словосочетания в предложении;
определять главные и зависимые слова в словосочетании;
задавать вопросы от главного слова к зависимому в словосочетании.
Личностные:
уметьвысказывать собственную позицию;
слушать других,уважать их мнение;
договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности;
адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников.
3.Метапредметные:
уметь определять тему урока;
понимать учебную задачу;
прогнозировать предстоящую деятельность и намечать пути её решения;
понимать причину своих ошибок.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Мотивация к учебной деятельности.
Прежде чем начать урок, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Дети повторяют за учителем слова настроя на урок
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.
-Ребята, а какое у нас сейчас время года?
- А какие приметы осени мы знаем?
Сейчас очень редко стало появляться солнышко, дни стоят пасмурные и холодные.
Но к нам на урок, ребята, сегодня заглянуло солнышко. Но его лучики закрыла тучка, давайте поможем освободиться солнышку от тучек.
Работа в паре
Ваша помощь заключается в следующем: тучка приготовили для вас «Зачетную минутку».
На каждой тучке есть вопросы о словосочетании, о способах связи слов в словосочетаниях. Тучка уйдёт в том случае, если вы покажите свои знания правил о словосочетании, и солнышко подарит вам свои лучики.
«Зачетная минутка».
1. Что такое словосочетание? Приведите примеры.
2. Что такое согласование? Приведите примеры.
Как найти словосочетание с согласованием?
3. Что такое управление? Приведите примеры.
Как найти словосочетание с управлением?
4.Что такое примыкание? Приведите примеры.
Как найти словосочетание с примыканием?
Дети работают в паре
Проверка задания вслух
3.Постановка учебной проблемы.
Молодцы, ребята! /Открываю солнышко./
Засияло солнышко и нам пора узнать, чем мы будем заниматься на уроке.
Я думаю, поработаем мы с вами на славу. И заслужим все награду.
Пусть солнышко, которому вы помогли освободиться от тучек и поможет каждому из вас и сохранит вам хорошее настроение до конца урока и на весь день. / Раздаю каждому «солнышко»/
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какую проблему поставим перед собой?
На уроке мы закрепим полученные знания
О способах слов в словосочетаниях.
Повторять тему словосочетание
Повторить знания о словосочетании
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Мы сейчас вспомнили , что называется словосочетанием и давайте опознаем его из предложенных вариантов
-Я буду зачитывать вам варианты, а вы будите хлопать, если услышите словосочетания
«Солнечный день», «перед дождем», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться»
- Итак, что нельзя назвать словосочетанием?
- Какова структура словосочетания?
- Назовите какие части речи в словосочетании могут входить и какие могут быть главными словами а какие зависимыми
Дети работают
сочетание самостоятельного слова со служебным; подлежащее и сказуемое
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова
Ответы детей
5. Физминутка
А теперь тихо встанем. Поднимите руки вверх.
Представьте кисти рук – это наши листочки.
Помашите ими , пожалуйста.
Ну, настоящий листопад.
А теперь кленовые листочки ложатся на землю.
Опускаем плавно руки. Молодцы. Тихо садитесь.
Выполняют разминку
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и сверкой с образцом.
Работа в группах.
Задание.
На листах записаны слова, которые нужно преобразовать в словосочетания. Согласуйте в роде, числе, падеже.
Кто быстрее и без ошибок?
1 группа.
Сверкали в (трава)
На (ясный) небо
Родной (края)
Зовет к (друг)
Смотрит (передача)
2 группа.
(Маленький) мышь
(Раскидистая) тополь
Подошли к (река)
(Развести) костром
Вкусные (пирожок)
3 группа.
Клубились на (горизонт)
Виднеться в (туман)
Под моим (окно)
Квадратные (фигура)
Прийти из (школа)
4 группа
(Цветная) картинки
Идти (дом)
Купаться в (река)
Жёлтые (лист)
Под красивым (тополь)
5 группа
(Красивая) цветы
Слушать (музыка)
Смотреть на (картина)
Умные (ученик)
Сварили из (овощи)
Показ на слайде правильных ответов
Дети выполняют задания в группах
Проверяют вслух
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа
Тестирование
1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?
1)ходить и наблюдать
2)на лесной поляне
3)ходить по лесу
4)наступила осень
2. Укажите глагольное словосочетание.
1)красная рябина
2)поздняя осень
3)птичьи голоса
4)любоваться пейзажем
Выполнение работы и проверка
8.Физминутка
-Называю словосочетания – хлопок и руки вверх, если не словосочетания – хлопок с приседанием. Ломать голову, ломать игрушку, работать спустя рукава, работать в саду, спать без задних ног, спать на диване, водить за нос, водить в садик, шарики и мячики, яркие шарики.
Дети выполняют задания физминутки
9.Включение в систему знаний и повторение.
Задание
Выпишите словосочетания в два столбика: а) с главным словом сущ., б) с главным словом глаголом; поставьте вопрос от главного слова к зависимому, крестиком обозначьте главное слово.
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
(С. Есенин)
Ребята, возьмите свои индивидуальные карточки на ваших партах. Соедините стрелками словосочетания и соответствующие им способы связи слов. (Включаю музыку Феликса Мендельсона)
Жёлтая листва Примыкание
Засияло ярко Согласование
Первый снег Управление
Летят медленно Согласование
Грустим осенью Примыкание
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками друг с другом.
Выполняют задание
10.Итог урока
-Чем интересен был для вас урок?
Какие знания и умения закрепил каждый из вас?
Ответы детей
11.Рефлексия деятельности
-Ребята, мне хочется узнать , как вы себя чувствовали на уроке , помогло ли вам солнышко сохранить ваше настроение.
Поднимите свои солнышки.
Улыбнитесь друг другу.
Вы все ребята, молодцы!
Спасибо за урок!
А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Дети поднимают карточки
12. Домашнее задание
Упр.153 и Упр.154 на выбор
Прочитаете задания и выберите для себя то упражнение, которое для вас покажется наиболее подходящим.
Список использованной литературы
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. М.С.Соловейчик. Издательство: Смоленск «Ассоциация XXIвек» 2014
Список использованных источников:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/