- Вы теперь знакомы с орфографическим словарем. Сегодня мы продолжим работу с ним. А вы знаете, почему он так называется? ( с его помощью можно проверять орфограммы)
О том, что еще надо хорошо запомнить, вы узнаете из этой загадки:
«Какое русское слово состоит из трех слогов, и указывает на 33 буквы»(Алфавит)
-Хочу убедиться, что вы очень хорошо знаете алфавит.
Представьте себе, что вы хотите получить сведения о разных странах и приобрести справочник «Страны мира»
Пользуясь алфавитом , ответьте на вопросы:
Где вы будете искать Австрию, в начале или в конце справочника?
А Швецию?
Бельгию?
Польшу?
О какой стране говориться раньше: об Индии или Эквадоре?
О Польше или Греции?
МОЛОДЦЫ! Вы все хорошо знаете алфавит и справитесь с заданием, которое я дам.
На доске: картинки (корова, собака, заяц) и надписи картин к(а,о)рова, с(а,о)бака, за(е,и,я)ц
Запись слов в тетради пользуясь орфографическим словарем.
Проверка работы.
- Какую орфограмму написали в первом слове? Во втором? В третьем?
- Что называют эти слова? (предметы)
- На какой вопрос они отвечают? ( Кто?) Почему?
- А еще на какой вопрос отвечают слова?( какой, какая, какое, какие) ( что делает? Что сделает)
К слову корова подберите слова, которые отвечают на вопрос какая?
- Черная, рыжая, белая МОЛОДЦЫ!
Когда так говорят: Как корова языком слизала(слизнула)? (когда что-нибудь быстро и бесследно исчезает)
- К слову собака подберите слова которое отвечает на вопрос что делает?
- Когда так говорят: Живут , как кошка с собакой. ( когда люди постоянно ссорятся)
3. Самоопределение к деятельности.
- Маша Алеша и Петя подобрали слова к этим схемам (Слайды) Мама убрала в комнате и перепутала. Они просят вас помочь им. Начертите схемы этих слов в тетрадях .
-Какую букву написали в слове цирк (и) . Почему? ( слово – исключение)
- Прочитайте слова 2 столбика (Жил. Въехал)
- Какая орфограмма встретилась в слове въехал? ( разделительный ъ)
- Прочитайте слова из 3 столбика. Из 4 столбика.
- А что это за слова ( Это слова – помощники к, у) (предлоги)
- Какое слово написали, где знак вопроса? (насильно)
- Почему?
4. Физминутка
Гриша шел-шел-шел
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил в кузовок.
5.Работа с орфографическим словарем.
1. Сколько предметов называет слово аисты ? (Много)
- Какое изменение этого слова будем искать в словаре? (один)
- Найдите это слово в словаре и запишите его.
- Найдите в словаре проверочное слово для слова сахарный (Сахар) Запишите и назовите орфограммы.
- А теперь находим в словаре слово, где есть 2 или 3 одинаковых гласных ( Воробей, барабан, соловей)
Проверяем.
- Какие слова написали? Назовите гласные.
- Какую работу выполняют буквы а, о, у, э, ы ? Почему?
- Найдите в словаре 1 или 2 слова, где встречаются 3 , 4 или даже 5 неповторяющихся гласных. Запишите в тетради, подчеркните гласные.
6.Какую работу выполняют гласные Я, И, Ю, Е?
1. Повторение
- Вспомним, с какой орфограммой мы недавно познакомились? ( С удвоенными согласными)
В чем заключается особенность этой орфограммы? ( один согласный звук обозначается двумя одинаковыми буквами)
Слайды транскрипция слов антенна, Россия
- можно ли по звуковой записи определить, что в этих словах есть удвоенные согласные?( нет)
- Почему? (Потому что, слышим один согласный звук)
- Как проверить? ( По орфографическому словарю)
- Проверьте и запишите эти слова в тетради.
- Назовите удвоенную согласную в первом слове. Во втором.
2. Запишите слова в столбик, пропуская орфограммы в слабых позициях. ( Работа у доски)
К.нфета – … ур.жай - …
Косм.с - … к.пуста -…
Проверьте по словарю орфограммы слабых позициях. Рядом напишите слова полностью.
7 Рефлексия.
Слайды 2 картинки , письмо.
Ребята, Самоваров получил от своего друга инопланетянина. Когда он прочитал письмо, то очень огорчился, так как его друг допустил много ошибок. Сможете вы их найти? Найдите в нем ошибки и исправьте их, пользуясь словарем.
«Привет из космаса! Дарагой друг, как тваё здарове? Моё хорашё»
- В каких словах были допущены ошибки? Назовите их.