Промежуточная аттестация по русскому языку (методическое пособие, 5 класс)
Промежуточная аттестация по русскому языку (методическое пособие, 5 класс)
В-1. Самые мя.кие и трогательные стихи, книги и к.ртины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осень сн.мала с л.сов, с п..лей, со всей пр.роды густые цв.та, смывала д.ждями зелень рощи делались сквозными темные краски лета сменялись ро.ким золотом, пурпуром и серебром изм..нялся не только цвет земли, но и самый воздух он был чище х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к.,.ртинах. Левитана очень разнообразна.
(К. Паустовский)
Задания к тексту
Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Озаглавьте текст.
Разделите текст на четыре абзаца.
Определите тему и главную мысль текста.
Разберите по составу слова: темные, зелень, снимала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Промежуточная аттестация по русскому языку (методическое пособие, 5 класс) »
В-1. Самые мя...кие и трогательные стихи, книги и к...ртины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осень сн...мала с л...сов, с п.. .лей, со всей пр...роды густые цв...та, смывала д...ждями зелень рощи делались сквозными темные краски лета сменялись ро...ким золотом, пурпуром и серебром изм.. .нялся не только цвет земли, но и самый воздух он был чище х.. .лоднее, и дали были гораздо глу.. .же, чем летом осень на к., .ртинах. Левитана очень разнообразна.
(К. Паустовский)
Задания к тексту
Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.
Вставьте пропущенные знаки препинания.
Озаглавьте текст.
Разделите текст на четыре абзаца.
Определите тему и главную мысль текста.
Разберите по составу слова: темные, зелень, снимала.
В-2. Кончилась теплая летняя ночь. Занимает... утро. Над п..лянами еще стелется ле...кий туман. Пр...хладною р...сою покрыта листва на д...ревьях. Уже пр...снулись певчие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья кукушка.
Скоро взойдет обсушит р...су теплое солнышко. Привечая солнышко, еще громче зап...ют птицы и закукует кукушка. Растает туман над П...ЛЯНОЙ.
Вот с н...много промысла возвращает...ся усталый зайчишка- б...ляк. Много врагов у мален...кого зайчишки. Г...нялась за ним Хитрая л…сица пугал страшный филин л…вила разбойница-рысь. От всех уш…л мален…кий зайчишка.
Задания к тексту:
Озаглавьте текст.
Определите тему, основную мысль текста.
Расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы.
В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.
Выпишите из текста однокоренные слова к слову кукушка.
Разберите слова по составу: прохладного, обсушит.
В-3. Последние февральские м...тели, а солнце играет на хрупкой белой корочке снежного наста. В л...су наступает т...шина. .Зимний покой нарушает стр...котание с...роки, да шумно сорвется с ветки снежный ком.
Зя(б,п)кое солнце нежно осв...щает гирьки шишек, которые заслонили еловые в...ршинки. Зеленые ели т...жело распустили свои ветки в пушистых снежных гирляндах.
Под елками мусор. Подойдешь поближе, поймешь. Это нас...рила сама елка. Она меняет хвою. Сегодня с этой веточки упали иголки, завтра - с другой. Так каждый день. Летом на земле хвоинки (не)разглядишь, осенью они ярким листом покрыты, зимой - снегом. Только в феврале увидишь настоящий иглопад. Ст...ишь у елочки и любуешься чудес(?)ным явлением природы.
(По Ю. Калинину) (102 слова)
Задания к тексту
Докажите, что это текст.
Озаглавьте текст.
Определите тему, основную мысль текста.
Подберите синоним к слову метели.
Подберите антоним к словам белой, последние, поближе.
Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки; графически обозначьте ту часть слова, в которой орфограмма пропущена.
Разберите по членам предложения 2-ое предложение 2-го абзаца.
Над каждым словом в 1-ом предложении надпишите, какая это часть речи.
В-4. Перед рассветом в л...су проходит над дерев(?)ями ветер. Одна за другой гаснут в небе звезды. Чист и прозрачен воздух р...систым утром. В прохладном зерк...ле воды еще отража- ют(?)ся утренние звезды и тонкий серп месяца.
Под пение птиц поднимает(?)ся над з...млей солнце, расходиться ле(г,к)ий з...лотой туман.
Ж...тели больших г...родов ре(д,т)ко любуют(?)ся восходом солнца, высокие д...ма закрывают г...ризонт. Только за городом можно любоват(?)ся солнечным восходом. В ж...вом мире природы все в этот миг пробуждает(?)ся ранней утренней зарей.
(По И. Соколову-Микитову) (85 слов)
Задания к тексту
Докажите, что это текст.
Озаглавьте текст.
Определите основную мысль текста.
Определите тип речи.
Подберите антонимы к словам рассвет, большие, высокие.
Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки; графически обозначьте ту часть слова, в которой есть орфограмма.
Во всех предложениях 1-го абзаца подчеркните грамматическую основу.
Над каждым словом 1-го предложения 3-го абзаца надпишите, какая э го часть речи.
В-5.Пришла осенняя пора. Ст...ит ненас...ная погода. Вчера п...дул ре(с,з)кий х...лодный ветер. Он срывает листья с деревьев и разносит их по роще, по дорогам.
Ул...тают последние птицы. Вчера ул...тели грачи. Перед отлетом они долго с криком реяли над рощей. На рассвет... грачи пос...дели на бере(с,з)ках, поднялись и пропали.
А у нас появились зимние гости. Вот на берез... с...дят чижи, щеглы, они клюют семена березы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябин... и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.
(По Г. Скребицкому)
Задания к тексту
Докажите, что это текст.
Озаглавьте текст.
Подберите синоним к слову ненастная.
Подберите антоним к слову вчера.
Вставьте пропущенные орфограммы, выделите графически ту часть слова, в которой орфограмма пропущена.
Разберите по членам предложения последнее предложение 2-го абзаца.
В третьем предложении 1-го абзаца над каждым словом укажите, какая это часть речи.
Найдите в тексте слово, в котором количество букв и звуков не совпадает.
В-6. Кошка приметила, что маленькие рыбешки (не)сп...шат покидать убежище. Они затеяли радос...ный хоровод, весело г...няясь друг за другом. Кошку мальки совсем (не)боялись, принимая ее за небольшой серый холмик.
Ие (не)т...рпелось прыгнуть в эту лужу с маленькими ры...ками. Она сгорбилась, напружинилась, но в последнее мгновение передумала. Она плюхнулась на протоку, соединяющую лужу с рекой, и отрезала малькам путь к отступлению. Ры...ки зам.. .тались и в панике выпрыгивали на берег.
И я отбрасывала шуструю мелочь подальше от в...ды и собирала в кучу. Затем она быстро поела и стала т...рпеливо ждать, когда щуренок загонит в лужу новую стайку глупых мальков.
Задания к тексту
Озаглавьте текст.
Определите основную мысль текста.
Определите тип речи.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы, раскройте скобки. Условно графически обозначьте, в какой части слова они пропущены.
В предложениях последнего абзаца подчеркните главные члены предложения.
Составьте схему 1-го предложения 1-го абзаца.
Наверху над каждым словом последнего предложения 2-го абзаца надпишите, какая это часть речи.
Подберите антоним к слову маленькие.
В-7. Настала теплая пр.. .зрачная ноч... Та...л снег. В бледном небе чуть заметно м...рцали ре...кие звезды. Внизу, в деревн..., один за другим гасли мутные красные огоньки.
Было тихо кругом. Из т...мноты дон...сился только ле...кий звон неведомо куда б...гущих ручейков. Над самой д...ревней пр.. .звучал с неба звонкий трубный гогот казарки.
Во дв...ре на окраин... деревн... всполошились домашние гуси. Громко захлопали крыльями и закричали пронзительно и тоскливо. В ле...ком сумрак... ночи им померещилась неясная тень прол.. .тающей вдаль стаи.
(В. Бианки)
Задания к тексту
Озаглавьте текст.
Определите тему, основную мысль текста.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Выпишите из текста два словосочетания: прилагательное + существительное.
В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.
Выпишите из текста 1-ое предложение 3-го абзаца и сделайте его синтаксический разбор.
В-8. Скоморохами на Руси называли бр...дячих артистов, которые ув...селяли т...лпу. Одни играли на гудке (ящик со струнами) били в бубны, другие пл...сали, третьи показывали выученных с...бак и м...дведей. Обязательно были среди них «см...хотворцы- потешники», которые развл...кали шутками-прибаутками смешными рас...казами. Иногда они разыгрывали цел... театральн... предст...вления: нар...жались в скоморошьи плат...я над...вали на себя маски, которые назывались личинами и харями. Скоморохи были любимы народом и появились на Руси с древних вр...мен. Обычно они прих...дили на улицы сел и дер...вень в праз...ники, б...льшой т...лпой, с раннего утра поднимали людям настр...ение, так что всем хотелось играть пл...сать веселит...ся.
Задания к тексту
Озаглавьте текст.
Определите тему, основную мысль текста.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Найдите в тексте однокоренные слова и выпишите их.
Выпишите из текста 2 словосочетания с главным словом - глаголом.
Подчеркните в тексте однородные члены предложения.