kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока русского языка в 10 классе по теме «Способы выражения темы текста. Заглавие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект  с презентацией поможет учителю провести урок в 10 классе из блока "Текст". Программа В.Бабайцевой (профильный уровень)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока русского языка в 10 классе по теме «Способы выражения темы текста. Заглавие»»

Гузей Наталья Владимировна, учитель русского языка МБОУ «СОШ №1 г.Новоалтайска Алтайского края»

Проект урока русского языка в 10 классе по теме

«Способы выражения темы текста. Заглавие»

       Цель урока: создать условие для повторения признаков текста, осмысления одного из способов выражения темы текста – заглавия; освоение программного материала  в рамках подготовки к ЕГЭ.

         Задачи урока:

  1. Познавательный аспект:

- отрабатывать умения понимать текст, выявлять его отличительные признаки;

- способствовать формированию умений обучающихся определять тему текста, формулировать заголовок текста;

- способствовать обучению умениям вступать в диалог,  решать проблемы,  участвовать в коллективном обсуждении проблем;

     2)  Развивающий аспект:

-  развивать  речевые  умения школьников с опорой на изученный грамматический материал;

-  развивать умения работать с текстом (понимать прочитанное, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать, делать выводы);

-  совершенствовать письменную и устную речь обучающихся;

-  способствовать повышению мотивации к предмету.

  3) Воспитательный аспект:

- воспитывать терпимость, тактичность, готовность прийти на помощь;

 - воспитывать трудолюбие.

Тип   урока: повторение и закрепление знаний.

Средства обучения: учебник В.В.Бабайцевой «Русский язык 10-11 классы», ресурсы  Интернета.

ТСО:    мультимедийная  презентация  урока


Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Организация

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Готовятся к уроку, записывают число в тетрадь.


Актуализация

1)Задание «Запишите слова, расставьте ударение».

«Какой раздел лингвистики изучает произношение и постановку ударение?»

«Назовите номер задания, где проверяются орфоэпические нормы».

2) «Значение всех записанных слов понятно? Как называется раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка, значение слова?»

«Назовите лексические группы русского языка».

«Подберите синонимы к словам договор, ходатайство, облегчить»

«В ЕГЭ знания по лексике проверяются в заданиях №3,5, 20, 23, 25»

3) Работа по вариантам.

«1 вариант составьте 5 словосочетаний, а 2 вариант 3 предложения со словами из задания №1. Докажите графически»


«Какой раздел изучает словосочетания и предложения?»

«Какая самая большая единица синтаксиса?»

1)Выполняют задание по орфоэпии, самопроверка по ключу. Рефлексия.

Ответы уч-ся: «Орфоэпия», «ЕГЭ задание №4», «Слова с правильным ударением смотрим в орфоэпическом словаре»

2) Ответы: «Лексика»



Ответы по теме «Лексические пласты»


Выполняют задание самостоятельно, затем обмениваются мнением. Рефлексия.


3) Выполняют задание (1 вариант выделяет главное слово, задает вопрос к зависимому, 2 вариант подчеркивает грамматическую основу). Озвучивают результат. Рефлексия.

Ответы: «Синтаксис»,

«Текст».

Слайд №2

Слайд №3














Слайд №4














Мотивация


«На предыдущем уроке мы вспоминали определение и признаки текста. Повторим»

«На слайде предложения. Докажите, что это текст». (В тексте нарушен порядок предложений).

«Отредактируйте, запишите предложения так, чтобы получился текст»

«Какова тема данного текста? В чем она может выражаться?»

Ответы.






Редактируют, составляют текст. Проверяют, доказывают.


Ответ: «Свежесть утра», «В заглавии»


Слайд №5



Слайд №6



Слайд №7

Тема, УЗ

«Заглавие – это один из способов выражения темы».

«Какие еще способы бывают?...Где можно узнать?»


Работа с учебником (стр.188-195). «Просмотрите материал, составьте опорную схему по теме урока»

«Можно ли все способы закрепить за один урок?»

«Сегодня мы закрепляем только первый способ»

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь, ставят УЗ: «Учиться определять способы выражения темы»


Самостоятельная работа с учебником. Составление опорной схемы.

«Нет. Нужно урока три»





Слайд №8

Реализация намеченного

1)Работа с текстом Ф.И.Тютчева. «Чем необычен этот текст?», «Определите тему». «Делаем вывод: не каждый текст имеет заглавие, но тему – обязательно»


2)«Выполним упр. №63».




3) «Нельзя забывать, что заглавие может выражать не только тему текста, но и его основную мысль», «Что такое основная мысль текста?»

1)Исследуют текст «Не то, что мните вы, природа…»

Ответы: «Текст состоит из одного предложения. Нет заглавия. Название по первой строке»

2)Выполняют упражнение, вспоминают художественные произведения, заглавия которых выражают их тему.

Обмен результатом, рефлексия.



Ответ: «То, что хотел сказать нам автор»

Слайд №9







Работа с учебником.

Контроль. Рефлексия.

«Выполните тест, связанный с темой урока»

Анализ результатов теста. Оценка активности, успешности на уроке.

Выполняют тест, взаимопроверка.

Раздаточный материал.

Домашнее задание

№65 (у.), №64 (по заданиям). Объяснение ДЗ.









Тест «Текст. Заголовок текста»

1. Что называется темой текста?

a) То, о ком или о чем говорится в тексте;

б) Раздел науки о языке;

в) Основная мысль текста.

2. Что выражает основная мысль текста?

a) Предмет речи;

б) То, что нужно понять в тексте;

в) То, что хотел сказать нам автор.

3. Что не может отражаться в заглавии текста?

a) Орфограммы этого текста.

б) Тема текста.

в) Основная мысль.

4. Определите, в каком предложении отражена основная мысль текста: «Сегодня нужно особенно внимательно относиться к природе. Своей жизнью на этой земле мы обязаны каждому кустику и каждой травинке. Современные технологии не только служат во благо, но и способны разрушить то, что природа создавала на протяжении тысячелетий. Сбережете природу – сбережете жизнь!»:

a) Современные технологии служат не только во благо;

б) Сбережёте природу – сбережёте жизнь!;

в) Своей жизнью на этой земле мы обязаны каждому кустику.

5. Может ли основная мысль текста отражаться в одном предложении?

a) Нет, никогда;

б) Основная мысль всегда отражена в одном предложении;

в) Иногда может.



Ключ:

  1. А

  2. В

  3. А

  4. Б

  5. В


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гузей Наталья Владимировна

Дата: 02.12.2017

Номер свидетельства: 441707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства