|   Планируемые результаты(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)   |     Личностные:     - проявлять интерес к изучению темы;  - желание помочь ребятам;  -  проявлять творческое отношение к выполнению заданий;  - осознание успешности при изучении темы.   |  
  |       Метапредметные   |    Регулятивные:  - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;  - соотносить учебные действия с известным правилом;  - выполнение учебного действия в соответствии с планом.       |    Познавательные:  - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение;  - определять необходимость использования имен  существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение;  - использовать приобретённые знания для  классификации имен  существительных  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.   |    Коммуникативные:  - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;  - согласовывать позиции и находить общее решение;  - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.        |  
  |   Предметные:    - Образовывать имена существительные  одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных.  - Распределять имена  существительные  на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов.  - Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило.  - Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными       |  
  |   Цель ученика:   |    узнать об одушевленных и неодушевленных именах существительных   |  
  |   Цель учителя:   |    создать условия для формирования у школьников представления об одушевленных и неодушевленных именах существительных   |  
  |   Задачи:   |    познакомить обучающихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными, формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные   |  
  |   Проблема:   |    встреча с неодушевленными именами существительными , обозначающие совокупность живых существ   |  
  |   Педагогические технологии:   |    информационно-коммуникационные, оценивание, проблемное обучение, работа в группах, парах, индивидуально   |  
 
          |   Этапы занятия     |     Деятельность  учителя   |     Деятельность  учеников   |    Задания каждого этапа   |    Используемые методы и приемы   |    Формы организации деятельности   |    Применяемые средства ИКТ   |  
  |    I этап:  Цель:   |         |         |         |         |         |         |  
  |   1.Орг. момент Самоопределение к деятельности.         Цель: Создать условия для возникновения у ученика   внутренней потребности включения в учебный   процесс       |     Приветствие учащихся.      - Ребята! Готовы к уроку?        На вас надеюсь я , друзья.       Мы хороший дружный класс.       Всё получится у нас!  Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного.   |    Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей       |         |         |    Фронтальная   |         |  
  |   2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.     Цель: Организовать актуализацию изученных   способов действий, достаточных для проблемного   изложения нового материала   |     Галя и Серёжа решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В задании необходимо было разделить слова: «стол», «собака», «дерево», «снеговик», «слон», «сестра», «стена», «берёза», «кукла», «народ» на группы одушевленных и неодушевленных предметов: вот, что получилось у Гали:   стол                   собака  народ  толпа  стена                 сестра  берёза              кукла   снеговик Серёжа прочитал вариант Гали и не согласился.   Ребята, почему Серёжа считает вариант выполнения задания Гали ошибочным?   Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы помочь ребятам выполнить задание правильно?       |    Принимают учебную задачу                                                  Читают слова                                          (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.)   |                                                 |         |    фронтальная   |         |  
  |   3. Постановка учебной задачи.       Цели:     1) Зафиксировать причину затруднения.   2) Организовать подводящий или    побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.      .       |    Это и будет тема нашего урока: (на доске запись).  Цель нашего урока…  ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)  Проведём мини- исследование.   Сделаем небольшое открытие,  За работу!              Какой можем сделать вывод ?                                                                                                                  Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1   |     Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать                  (Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую часть задания          Делают вывод:      Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы)      Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы)          Оценивают свои достижения при выполнении задания №1   |                                                Задание №1 Найдите на столах карточки жёлтого цвета и выполните задания         Прочитайте слова  каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова.   1 группа Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.   2 группа Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан.  ___________________________________________  Напишите:  Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________.   |         |    индивидуальная   |         |  
  |   4. Построение проекта выхода из затруднения       Цель:     1)Организовать уточнение и согласование    темы урока.   2)Организовать усвоение детьми нового   способа действий при решении данного класса    задач с их проговариванием во внешней речи:   3) Соотнесение нового знания с правилом    в учебнике.               |    Какая тема нашего урока?:   Цель нашего урока…  ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)       Предлагает провести исследование.   Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить:       -- известные вам признаки имён существительных  (число, падеж).  --падежи русского языка с вопросами.  Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы.  Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова Васи и Жени.      Найдите карточки голубого цвета      Задание №2        (в группах, в 4-ах)                   Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице.      Поставьте каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.   Выделите графически окончания в словах.                Что вы заметили?  Как вы думаете ,почему?      На доске:    Одушевлённые:  В.п. мн.ч. = Р.п.   мн. ч.   Неодушевлённые:  В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.        Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2      ФИЗМИНУТКА   |     Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать                       Рассказывают об имени существительном.  Вспоминают падежи русского языка с вопросами                               Работают в четвёрках  Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют в таблице.                              Староста в группе делает вывод.                                  Читают вывод в учебнике на стр.45          Оценивают свои достижения при выполнении задания №2          Выполняют движения   |                                                                                                                    Задание 2   |         |    Фронтальная                                                                                                Групповая    |         |  
  |   5. Первичное закрепление во внешней речи.   Цель: Организовать усвоение детьми нового способа   действий при решении данного класса задач    с их проговариванием во внешней речи:            |    Сообщение учителя   А теперь вернёмся к словам Гали и Серёжи. Галя утверждает , что слова «кукла» и «снеговик» называют неживые предметы. Серёжа утверждает, что это одушевлённые имена существительные.      Какой вывод сделайте вы?  Для этого вам предстоит выполнить следующее задание      Задание №3    (в парах)                      Найдите карточки розового цвета.      Сравни склонение слов «кукла» «снеговик» «стол». Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать?              Сравним результаты ваших исследований.                      Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3      Сообщение учителя     Понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает.   Слова «кукла», «снеговик» называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые имена существительные. У них совпадают  Одушевлённые:    В.п. мн.ч. = Р.п. мн. ч.       Значит ,эти имена существительные- одушевлённые.       Вот такие есть секреты в русском языке.      Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые.   |                                                                    Работают на карточках в парах                                              Сравнивают результаты исследований.  Делают вывод              Оценивают свои достижения при выполнении задания №3                                                                                                              Петрушка,неваляшка,матрёшка   |    Задание 3       |         |    Парная     |         |  
  |   6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.       Цель: Организовать выполнение учащимися   типовых заданий на новый способ действий.       |    Сообщение учителя   Никому и голову не приходило оспаривать, что гусь, овца, лошадь – одушевленные существительные. Какой вопрос задается к этим словам: стая, стадо, табун? Сегодня даже ученые затрудняются выбрать: кто? что? По грамматическим признакам эти слова совершенно определенно относятся к неодушевленным предметам.   Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо выполнить задание.       Задание №4    (в парах)                 Найдите карточки зелёного цвета.      Сравни склонение слов «народ» «стая» . Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать?                   Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова .           Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.                                   Какое открытие вы сделали?        Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4       ФИЗМИНУТКА          Задание № 5                с взаимооценкой      Поменялись карточками,оценили работу    соседа)              Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5      - Сейчас мы сделаем ещё одно открытие.      Задание № 6   (в парах)                                |                                                                    Работают на карточках в парах          Делают вывод      Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают      Неодушевлённые:   В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.        Вывод.     Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные                      Оценивают свои достижения при выполнении задания №4                  Работают на карточках индивидуально  Выполняют взаимооценку учебного задания              Оценивают свои достижения при выполнении задания №5                          Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют                |                                                                                                                                                                                                                                                        Допишите каждое предложение, используя слова для справок:  Летит стая….  Пасется стадо….  Мчится табун….  Слова для справок: гуси, овцы, лошади.  Определите вид каждого имени существительного.                                           Диагностическое  задание:  Напишите в каждом словосочетании вопрос.      Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой  норке(____?).  В норку (______?) норкину  вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?)   Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет.   |         |    В парах                                                                                                                                                                                                                                                                         Индивидуальная                                                               Парная    |         |  
  |   7. Рефлексия учебной деятельности  (итог )  Цель:   Организовать фиксацию нового содержания,   изученного на уроке            |     Обобщение полученных на уроке сведений             Определите, кто оказался прав: Галя или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок».   Помогли мы ребятам в задании?          Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.      Достигли мы цели урока?      Над каким умением работали на уроке?   Что учились делать?  Какие необычные открытия мы сделали?  Какую оценку поставил себе …   Почему?            Задание на самоанализ.  Допишите предложение.  Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. .  2. . Задание на самооценку.   Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что………………   Домашнее задание:                      Спасибо за урок!   |                    Отвечают на итоговые вопросы урока                          Анализируют свою работу на уроке  Отвечают на итоговые вопросы урока                  Оценивают свою работу на уроке                                                                  Записывают домашнее задание       |         |         |    Фронтальная                                                                                                                Индивидуальная    |         |