Планируемые результаты(Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке) | Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; - желание помочь ребятам; - проявлять творческое отношение к выполнению заданий; - осознание успешности при изучении темы. |
Метапредметные | Регулятивные: - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью; - соотносить учебные действия с известным правилом; - выполнение учебного действия в соответствии с планом. | Познавательные: - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных и обосновывать свое мнение; - использовать приобретённые знания для классификации имен существительных на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. | Коммуникативные: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
Предметные: - Образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных. - Распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов. - Писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило. - Строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными |
Цель ученика: | узнать об одушевленных и неодушевленных именах существительных |
Цель учителя: | создать условия для формирования у школьников представления об одушевленных и неодушевленных именах существительных |
Задачи: | познакомить обучающихся с одушевленными и неодушевленными именами существительными, формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Проблема: | встреча с неодушевленными именами существительными , обозначающие совокупность живых существ |
Педагогические технологии: | информационно-коммуникационные, оценивание, проблемное обучение, работа в группах, парах, индивидуально |
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания каждого этапа | Используемые методы и приемы | Формы организации деятельности | Применяемые средства ИКТ |
I этап: Цель: | | | | | | |
1.Орг. момент Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся. - Ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я , друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | | | Фронтальная | |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала | Галя и Серёжа решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В задании необходимо было разделить слова: «стол», «собака», «дерево», «снеговик», «слон», «сестра», «стена», «берёза», «кукла», «народ» на группы одушевленных и неодушевленных предметов: вот, что получилось у Гали: стол собака народ толпа стена сестра берёза кукла снеговик Серёжа прочитал вариант Гали и не согласился. Ребята, почему Серёжа считает вариант выполнения задания Гали ошибочным? Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы помочь ребятам выполнить задание правильно? | Принимают учебную задачу Читают слова (Ребята высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.) | | | фронтальная | |
3. Постановка учебной задачи. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания. . | Это и будет тема нашего урока: (на доске запись). Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Проведём мини- исследование. Сделаем небольшое открытие, За работу! Какой можем сделать вывод ? Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1 | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать (Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую часть задания Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы) Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы) Оценивают свои достижения при выполнении задания №1 | Задание №1 Найдите на столах карточки жёлтого цвета и выполните задания Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова. 1 группа Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф. 2 группа Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан. ___________________________________________ Напишите: Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________. | | индивидуальная | |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 3) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике. | Какая тема нашего урока?: Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Предлагает провести исследование. Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить: -- известные вам признаки имён существительных (число, падеж). --падежи русского языка с вопросами. Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы. Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова Васи и Жени. Найдите карточки голубого цвета Задание №2 (в группах, в 4-ах) Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице. Поставьте каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа. Выделите графически окончания в словах. Что вы заметили? Как вы думаете ,почему? На доске: Одушевлённые: В.п. мн.ч. = Р.п. мн. ч. Неодушевлённые: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Возьмите свой лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2 ФИЗМИНУТКА | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Рассказывают об имени существительном. Вспоминают падежи русского языка с вопросами Работают в четвёрках Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют в таблице. Староста в группе делает вывод. Читают вывод в учебнике на стр.45 Оценивают свои достижения при выполнении задания №2 Выполняют движения | Задание 2 | | Фронтальная Групповая | |
5. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Сообщение учителя А теперь вернёмся к словам Гали и Серёжи. Галя утверждает , что слова «кукла» и «снеговик» называют неживые предметы. Серёжа утверждает, что это одушевлённые имена существительные. Какой вывод сделайте вы? Для этого вам предстоит выполнить следующее задание Задание №3 (в парах) Найдите карточки розового цвета. Сравни склонение слов «кукла» «снеговик» «стол». Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать? Сравним результаты ваших исследований. Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3 Сообщение учителя Понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает. Слова «кукла», «снеговик» называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые имена существительные. У них совпадают Одушевлённые: В.п. мн.ч. = Р.п. мн. ч. Значит ,эти имена существительные- одушевлённые. Вот такие есть секреты в русском языке. Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые. | Работают на карточках в парах Сравнивают результаты исследований. Делают вывод Оценивают свои достижения при выполнении задания №3 Петрушка,неваляшка,матрёшка | Задание 3 | | Парная | |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. | Сообщение учителя Никому и голову не приходило оспаривать, что гусь, овца, лошадь – одушевленные существительные. Какой вопрос задается к этим словам: стая, стадо, табун? Сегодня даже ученые затрудняются выбрать: кто? что? По грамматическим признакам эти слова совершенно определенно относятся к неодушевленным предметам. Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо выполнить задание. Задание №4 (в парах) Найдите карточки зелёного цвета. Сравни склонение слов «народ» «стая» . Выдели окончания. Какой вывод вы можете сделать? Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова . Все эти слова относятся к неодушевленным существительным. Какое открытие вы сделали? Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4 ФИЗМИНУТКА Задание № 5 с взаимооценкой Поменялись карточками,оценили работу соседа) Возьмите свой лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5 - Сейчас мы сделаем ещё одно открытие. Задание № 6 (в парах) | Работают на карточках в парах Делают вывод Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают Неодушевлённые: В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. Вывод. Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные Оценивают свои достижения при выполнении задания №4 Работают на карточках индивидуально Выполняют взаимооценку учебного задания Оценивают свои достижения при выполнении задания №5 Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют | Допишите каждое предложение, используя слова для справок: Летит стая…. Пасется стадо…. Мчится табун…. Слова для справок: гуси, овцы, лошади. Определите вид каждого имени существительного. Диагностическое задание: Напишите в каждом словосочетании вопрос. Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой норке(____?). В норку (______?) норкину вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет. | | В парах Индивидуальная Парная | |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог ) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | Обобщение полученных на уроке сведений Определите, кто оказался прав: Галя или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок». Помогли мы ребятам в задании? Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок. Достигли мы цели урока? Над каким умением работали на уроке? Что учились делать? Какие необычные открытия мы сделали? Какую оценку поставил себе … Почему? Задание на самоанализ. Допишите предложение. Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. . 2. . Задание на самооценку. Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что……………… Домашнее задание: Спасибо за урок! | Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание | | | Фронтальная Индивидуальная | |