Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка
Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка
Технология проектного обучения позволяет обеспечить построение индивидуальных образовательных траекторий как средства формирования готовности учащихся к жизненному самоопределению, способствует решению задачи формирования человека, умеющего жить и успешно взаимодействовать с другими людьми в динамично изменяющемся мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»
Применение технологии проектного обучения
на уроках русского языка
(Тема «Причастие»)
учителя русского языка
и литературы
Хачетлевой Роситы Хетаговны
г. Белореченск
2017г
Оглавление
1.Введение Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка…………………………………………………………...…
2.Основная часть Описание опыта внедрения технологии проектного обучения в классно- урочную систему.
Методический паспорт учебного проекта по русскому языку для учащихся 7 класса по теме «Причастие» Проблема эффективности реализации проекта
3.Заключение Преимущества и недостатки применения технологии проектного обучения на уроках русского языка.
4.Список литературы
5.Приложения 1-7
Применение технологии проектного обучения на уроках русского языка
1.Методическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка.
Технология проектного обучения позволяет обеспечить построение индивидуальных образовательных траекторий как средства формирования готовности учащихся к жизненному самоопределению, способствует решению задачи формирования человека, умеющего жить и успешно взаимодействовать с другими людьми в динамично изменяющемся мире.
Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.
Учебный творческий проект —это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.
Целью применения технологии проектного обучения на уроках русского языка является создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя, своего места в мире, понимания других людей и закономерностей окружающего мира.
Реализовать данную цель в практических условиях помогает решение следующих педагогических задач:
развитие самостоятельного, персонифицированного мышления школьника посредством интерактивного включения учащегося в образовательный процесс;
включение ребенка в культурную среду, созданную человечеством, овладение языком культуры;
формирование умений, полезных в социальном общении, создание благоприятных условий для развития креативности детей;
воспитание ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в современной социокультурной ситуации;
формирование мотивации школьника к саморазвитию;
развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую и исследовательскую деятельность.
Одной из наиболее сложных для изучения тем по орфографии в курсе русского языка для 7 класса является «Причастие». Многолетний опыт работы показывает, что учащиеся испытывают огромные трудности при освоении данной темы. Материал заучивается, воспроизводится, однако вскоре «бесследно выветривается из детских голов», и практически каждый год приходится изыскивать возможности дублирования этой темы.
Эту задачу успешно можно решить при помощи технологии проектного обучения. Однако возникает целый ряд вопросов:
как встроить проектную деятельность в жесткие рамки классно-урочной системы?
Как определить критерии оценивания деятельности учащихся во время проекта?
Как замотивировать учеников на выполнение проекта?
Индивидуальные проекты или групповые дадут наибольший эффект?
Внешней мотивацией участия в проекте «Причастие» для учащихся 7 класса послужило то, что проект был использован в качестве нетрадиционной формы подготовки к контрольному зачету по окончании изучения одноименной темы по предмету. Наиболее целесообразно дробление курса на 2 части:
личностно-деятельностную (закрепление умений и навыков через реализацию проекта).
Для того чтобы работа была более продуктивна, перед началом проектной деятельности был проведен анализ проблемных зон по теме. Учащимся было предложено заполнить следующую таблицу:
№п/п
Темы, которые я понимаю
Перспективы успеха
1.
НЕ с причастием
Получу 5 за зачет, может, и в четверти
2.
Причастный оборот
Обрадую родителей, что-нибудь подарят
3.
Причастие как часть речи
Приятно быть грамотным
№п/п
Темы, которые я не понимаю
Ожидаемые угрозы
1.
Н/НН в причастии
Получу 2 за зачет, испорчу все оценки
2.
Краткое причастие/прилаг.
Родители расстроятся, будут злиться
3.
Строение причастия
Кое-кто будет смеяться, неприятно
Анализ помог определиться с темами, вызывающими наибольшее затруднение у ребят, и выявить проблемные зоны в усвоении теоретического материала (см. приложение №1). После анализа заполненных таблиц стало понятно, что наиболее эффективно можно построить работу в группах, реализуя принцип взаимопомощи: 2 ученика, хорошо усвоившие учебный материал, + 2 ученика, слабо разобравшиеся в теме. В рамках сотрудничества «сильные» помогают «слабым» восстановить пробелы в знаниях. В ходе 1 урока по реализации проекта «Причастие» учитель сообщает учащимся результаты анализа, предлагает в качестве закрепления материала и подготовки к зачету выполнить следующий проект, объясняет тему, цели и общий план работы.
Проектная деятельность направлена на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. Перечисленные способы деятельности являются теми ресурсами, овладение которыми необходимо для формирования ключевых компетенций учащихся по разрешению проблем.
Оформление результатов деятельности проводится в домашних условиях из-за ограниченности временного ресурса. Однако это имеет свои положительные стороны: позволяет выполнить проект на высоком качественном и оформительском уровне и получить при необходимости дополнительную консультацию или доступ к дополнительным информационным ресурсам (библиотека, интернет).
На 2 уроке организуется презентация творческих работ учащихся. Выступающий член команды во время презентации должен объяснить аудитории изученную проблему, задачи работы, содержание схемы и выводы по теме, а слушатели – заполнить карты (каждый ученик самостоятельно). Очередность выступлений была оговорена предварительно и зависела от темы выступления группы:
Причастие как часть речи;
Строение причастия;
Отличие краткого причастия от краткого прилагательного;
Причастный оборот;
Не с причастием;
Н/НН в причастии.
За доклад выставляется индивидуальная оценка, которая при условии успешной защиты может быть засчитана в качестве зачетной. Учащимся было предложено также определить внутри группы ученика, которого можно рекомендовать освободить от зачета в качестве поощрения. Это стало дополнительным стимулом для продуктивной работы команд.
Коллективная дискуссия была организована на основе анкеты участника проекта (см. приложение №2), которая была выдана учащимся предварительно, и анализа реализации группового плана действий . Структура и регламент дискуссии были заранее четко определены:
Самоанализ группы на основе анкеты участника проекта, предварительное оценивание процесса и результатов собственной деятельности. Деятельность каждого участника группы оценивается индивидуально. Выступает один человек от группы, регламент – 2 минуты.
Выступление представителя группы, выбранной (самостоятельно) в качестве эксперта: вопросы, комментарий к самоанализу и докладу, итоговое оценивание. Регламент – 1 минута.
Оставшиеся в резерве 9 минут урока используются для подведения общих итогов проектной деятельности учителем и инструктажа по выполнению домашнего задания (подготовка к теоретическому зачету, исправление ошибок и недочетов проекта).
Подводя итоги по работе над проектом, можно сказать, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс помогло повысить уровень информационной культуры и усилить мотивацию учащихся к процессу обучения.
Проект по русскому языку по теме «Причастие- «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»»
Резюме: проект направлен на формирование системы знаний учащихся по теме «Причастие», обучение навыкам социальной деятельности (самостоятельной работы, планирования и прогнозирования, поиска, обработки и создания информационного материала), развитие коммуникативных навыков, повышение познавательной активности через использование технологии проектного обучения.
1 часть.
Основополагающий вопрос:
«В чем заключается проблема определения причастия как части речи»?
Педагогические проблемы и потребности: сложность и неоднозначность информационного поля по теме, недостаточный уровень навыков самостоятельной работы учащихся, слабая обеспеченность учебного процесса наглядными пособиями.
Цели.
Образовательные:
обобщающее повторение изученного по теме «Причастие» материала, закрепление полученных теоретических знаний;
развивающие:
активизация исследовательского и логического мышления; развитие информационной культуры, коммуникативных навыков; повышение мотивации к изучению темы;
воспитательные:
формирование интеллектуально-познавательной компетентности, навыков командной работы; воспитание бережного отношения к русскому языку.
Количество часов: 2
Структура проекта:
Проблемный вопрос
Темы исследования
1.Как определить причастие?
Причастие как часть речи (кластер)
2.Как образуется причастие?
Строение причастия (кластер)
3.Как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Правописание -нн- в причастиях (кластер)
4.Как писать не с причастием?
Правописание НЕ с причастием (кластер)
5.Как отличить краткое причастие от полного?
Две формы причастия (кластер)
6.Как отличить краткое причастие от краткого отглагольного прилагательного?
Краткая форма причастия и прилагательного (кластер)
Этапы реализации проекта:
Стадия работы над проектом
Содержание работы
Сроки реализации
Подготовка
Определение темы и целей проекта, аргументация актуальности работы
Урок
Планирование
Формулирование проблем, предмета и объекта исследования и распределение задач между членами команд
Исследование
Определение методов исследования и источников информации. Выдвижение гипотез решения проблем, разработка путей ее решения
Результаты, выводы
Анализ информации, формулирование выводов и оформление результатов исследований
Домашнее задание
Представление (отчет)
Презентация творческих работ
Урок
Оценка результатов и процесса
Коллективное обсуждение и самоанализ
Коррекция
Исправление ошибок и недочетов
Домашнее задание
Прблема эффективности реализации проекта
Разработка критериев для оценки результатов деятельности учащихся – один из самых важных аспектов планирования и организации учебного проекта. Важность его определяется не только тем, что они являются инструментом измерения соответствия результатов проекта его целям, задачам и, в конечном счете, определяют эффективность проекта. А в большей степени тем, что являются инструментом управления деятельностью учащихся, теми ориентирами, которые позволяют направлять эту деятельность и достигать максимальной эффективности исследования. Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение. Основные этапы работы по формированию критериев. 1. Постановка цели проекта. 2. Определение формируемых компетентностей. 3. Постановка дидактических задач. 4. Определение ключевых положений представления исследования (выделение уровней компетентностей, в том числе представлений, знаний, умений, а так же соответствие полученного результата цели и задачам проекта). 5. Формализация ключевых положений и определение требований. 6. Формулирование критериев. 7. Оформление критериев оценки.
Каждый учитель, приступая к реализации проектной деятельности сам определяет оптимальное соотношение времени, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную деятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующего фактора всегда сохраняется за уроком.
Список литературы
1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 13 изд. – М.: Просвещение, 2006 .
2.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.-1995.-№6
3.Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М: Народное образование, 2001.-128с.
4.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - Москва, 1996.
5.Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М.: Народное образование.-2001. -240с.
6..Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - Москва: «Гном и Д», 2001.
7.Шматуха В.А.,Швецова С.В. Личностно-ориентированное обучение как средство оптимизации взаимодействия в системе «Педагог-Учащийся» // Учебный год.-2005.-«2.-С.3-
Нормативные документы:
1. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
www.ed.gov.ru
2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ www.ed.gov.ru
3. Методическое письмо. О преподавании учебного предмета «Русский язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования. www.ed.gov.ru
Приложение №1
№ Урока
Поурочное планирование по теме «Причастие» по русскому языку в 7 классе
1.
Причастие как часть речи
2-3.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий