Преподавание русского языка в сельской малочисленной школе
Преподавание русского языка в сельской малочисленной школе
Малочисленными школами принято считать школы с малым контингентом обучающихся. Анализ учебного процесса в таких сельских школах и его результатов убеждает в том, что традиционные методические приемы оказываются здесь малоэффективными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преподавание русского языка в сельской малочисленной школе»
Преподавание русского языка в сельской малочисленной школе
Кильдиярова Клара Музафаровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Бурангулово
Малочисленными школами принято считать школы с малым контингентом обучающихся. Анализ учебного процесса в таких сельских школах и его результатов убеждает в том, что традиционные методические приемы оказываются здесь малоэффективными. Казалось бы, обучать на уроке 10 человек легче, чем 25 учащихся, поэтому и результаты обучения должны быть выше. Однако на практике так бывает далеко не всегда. Работая с 6-10 учениками, учитель вынужден неоднократно спрашивать каждого из них. Это обычно приводит к перегрузке учащихся, у многих из них формируется постоянная боязнь ошибки, развивается тревожность, накапливается усталость, возрастает вероятность конфликтных ситуаций.
В условиях малочисленной сельской школы предпочтительнее использовать приемы "бесконфликтной" педагогики, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учеников. Преподавание русского языка и литературы в таких школах строится на основе систематического изучения индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, осуществляется дифференцированный подход в обучении.
Индивидуализация обучения - главная особенность методики преподавания в классах с малой наполняемостью. Индивидуальная работа на уроке с каждым учеником не только предполагает предупреждение и исправление ошибок, но и дает возможность диагностировать их причины. На уроке в беседе с учеником учителю легко выяснить причину ошибки, установить, что не усвоил ученик.
Но при индивидуальном обучении в классах с малой наполняемостью неизбежно возникает проблема перегрузки учащихся во время школьных занятий. Ведь не только на уроках русского языка, но и на других уроках при индивидуальном обучении ученик работает с полной нагрузкой. Поэтому в таких классах особенно остро стоит вопрос о перемене деятельности ученика в процессе урока, о разнообразии заданий и о включении в урок занимательного материала. Все это способствует снятию напряжения, усталости, активизирует умственную деятельность учащихся. Назову наиболее интересные формы работы, используемые на уроках; составление словарных "гнезд", работа с грамматическим словарем-справочником, ведение словаря "Крылатые слова" в специально заведенной тетради, дискуссии, ролевые игры.
Подготовка к ЕГЭ в малочисленных школах также имеет свои особенности:
в селе родители не нанимают репетиторов;
нет подготовительных курсов;
русский язык в старших классах 2-3 часа в неделю;
необходимо находить свои методы подготовки.
Например, вместо традиционных заданий к диктанту, использую на уроках русского языка задания тестов, которые предлагаются на ЕГЭ. За урок с "сильными" учащимися успеваем написать диктант и выполнить все задания из части В. Более слабым учащимся дается меньшее количество заданий. Чтобы научить детей правильно определять наиболее типичные средства выразительности, составила тест из 30 заданий. Часть из них выполняется дома, часть - на уроке. Обязательно проводим коллективное обсуждение. ("Сильным" ученикам можно предложить самим составить задания для теста). Тексты подбираю такие, чтобы они были интересны всем ученикам.
Следующая проблема- в маленьких сельских школах дети лишены возможности посещать театры, концерты, выставки, музеи, поэтому учитель русского языка должен планировать проведение интегрированных уроков, позволяющих разорвать стереотипы мышления, осуществить нестандартный подход к получению знаний, расширить кругозор учащихся. Интегрируя уроки русского языка с уроками MXК, музыки, истории, информатики, я ставлю перед собой задачу: привлечь детей к миру искусства, культуры, развивать их творческие способности, воображение, образное мышление, эмоциональную отзывчивость. Особый интерес у учащихся вызвали интегрированные уроки: "Лингвистическое путешествие на праздник Масленицы", "Художественный стиль речи. Искусство образной речи", "Что есть красота?"
При организации работы по развитию речи учитываю, что характерная черта сельского образа жизни - близость к природе. Уже с 5 класса пишем этюды на темы: "Ива в серебре", "Облака в реке", "Снежная фантазия" ... Часто в качестве домашней работы даю творческие задания, например: "Какое ваше любимое дерево? Почему? Опишите его. Если сможете, то нарисуйте любимое дерево", " Расспросите старших, какой была наша речка раньше? Что стало с ней теперь? Опишите ее горести и беды. Чем мы можем ей помочь?" ... Интересны сельским ребятам сочинения о домашних животных. После чтения в 6 классе рассказа Л.Платонова "Корова" на уроке русского языка пишем хвалебное слово корове. В 7 классе предлагаю ребятам творческую работу "Рядом с конем". На одном из уроков в 8 классе прочитала отрывок из "Поднятой целины" М.Шолохова, где писатель мастерски описывает пение петухов, предложила понаблюдать за этой интересной птицей и написать сочинение или стихотворение, передав свое отношение к "звездочету ночей". У городских ребят такие задания не вызвали бы энтузиазма, а вот сельские ученики пишут на такие темы с удовольствием.
Значительное место на уроках русского языка в сельских малочисленных школах должен занимать краеведческий материал. В 8 классе при обобщении по теме "Односоставные предложения" даю домашнее задание: найдите среди предложений башкирских поэтов такое, в котором есть односоставные предложения определенного вида, подготовить выразительное чтение этого стихотворения, ответить, для чего автор использует такие синтаксические конструкции. Урок изучения имени числительного в 6 классе был построен на краеведческом материале. Я пригласила ребят совершить путешествие в прошлое, настоящее нашего села, затронуть современные его проблемы, перелистать страницы истории республики, а заодно убедиться, какая, это важная часть речи - числительное. Для анализа и различных видов разбора предлагались, например, такие предложения: "С 1945 года, после окончания Великой отечественной войны, в БАССР стали строиться предприятия. Мост через реку Агидель был построен через 10 лет".
Ребята пишут сочинения о прошлом и настоящем родного села, его людях, их трудовых буднях. Важно, чтобы учащиеся после проведения таких уроков, смогли сделать вывод о том, что их поселок, село или деревня живет общей жизнью со всей страной и труд их родителей важен и нужен народу.
Таким образом, специфика малочисленной школы вносит свои коррективы в организацию и проведение уроков русского языка.