kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

– Дать понятие причастия, показать специфику причастия как особой формы глагола, показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; научить распознавать причастие и отличать его от прилагательного.

- Развить логическое мышление в ходе распознавания причастий, речь учеников путем обогащения ее причастиями.

- Сформировать уважительное отношение к богатству русского языка с помощью причастий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия »

Предмет: Русский язык Дата______

Класс: 7

Тема урока: «Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия».

Цели:

– Дать понятие причастия, показать специфику причастия как особой формы глагола, показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; научить распознавать причастие и отличать его от прилагательного.

- Развить логическое мышление в ходе распознавания причастий, речь учеников путем обогащения ее причастиями.

- Сформировать уважительное отношение к богатству русского языка с помощью причастий.


Ход урока


  1. Организационный момент

Приветствие, эмоциональный настрой.

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу.

Проверка присутствующих. Озвучивание темы и цели урока.

  1. Актуализация ЗУН

- Сколько самостоятельных частей речи в русском зыке? Перечислите их.

- Что такое прилагательное?

- Что такое глагол? Приведите примеры

3. Изучение нового материала

- А теперь посмотрите на доску и попытайтесь определить, какими частями речи являются выделенные слова. (На доске словосочетания: в чернеющем лесу, говоривший человек, сжигаемое топливо, вогнутая линза. - Давайте выделим у этих слов суффиксы (-ющ-, - вш-, - ем-, - т-). Разве мы встречали у прилагательных такие странные суффиксы (проблемная ситуация). Вы правильно сказали, что эти слова обозначают признак, но обратите внимание, какой именно признак несут они в себе? (признак предмета по действию). Видите, какие странные слова: как прилагательные, они обозначают признак и, как глаголы – заключают в себе действие. Такие слова называются причастиями – это особые формы глагола, которые имеют признаки глагола и прилагательного.

- Когда мы изучали с вами такой тип словосочетаний как сущ+прилаг., мы говорили, что слово, от которого задается вопрос, называется… как? (главным), а слово, к которому задается вопрос, называется? (зависимым). В словосочетаниях же типа сущ.+прич. существительное называется Определяемым словом, а причастие – ОпределяющимЛетящие птицы


Чтение правила на стр. 22-23, 25, 28.


- А сейчас вы составите в группах таблицу, в которой отобразите, что вбирает в себя причастие от прилагательного, а что от глагола.

1 вариант 2 вариант

Признаки прилагательного

Признаки глагола

имеют те же окончания, изменяются по родам, числам и падежам согласуются с существительным в роде, числе и падеже отвечают на вопрос Какой? какая? какое?

время: настоящее (играющий ребенок), прошедшее (игравший ребенок) вид: несовершенный (бежавший ребенок), совершенный(прибежавший ребенок) возвратная форма, которая передается с помощью возвратного суффикса -ся (-сь)Разливавшаяся река способность иметь при себе зависимое существительное (опаленное ветром) или наречие (горящий ярко) особые глагольные вопросы Что делающий? что сделавший?

Переходность/непереходность: увидевший друга/идущий по дороге.


  1. Закрепление

  Письменная работа по вариантам.

1 вариант- предложения с причастиями;

2 вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.

  1. Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.

  2. На скамейке сидел дремлющий старик.

  3. Колба быстро наполнилась летучим газом.

  4. Летящая стая птиц повернула к лесу.

  5. Горячее молоко надо пить небольшими глотками.

  6. От горящего полена шло тепло.

  7. Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.

  8. Над водой поднялась пара встревоженных уток.

  9. Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.

  10. У этой птицы оригинальный по окраске воротник.

Физкультминутка.

(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)

Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.

Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;

о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол

1).Гудящий шум;

6) колосистая рожь;

2) талантливый ученик;

7) убирается в комнате;

3) моет пол;

8) скачущий всадник;

4) седые волосы;

9) белый снег;

5) чернеющая смородина;

10) дремлющий старик.





1

2

 3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

о

 п

 г

 п

 о

 п

 г

 о

 п

 о


Проверка работ:

2ошибки-«4»
4ош.- «3»
более-«2».

Самопроверка

5. Итог урока. Рефлексия

-Сегодня на уроке я понял…
-Сегодня на уроке я так и не понял, что…

6. Выставление оценок с комментированием

7. Домашнее задание

Упражнение 60 на стр. 28

1 вариант-вспомнить и записать пословицы и поговорки с причастиями,

2 вариант- название книг, фильмов, где употреблены причастия.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шиукашвили Эльвира Рашитовна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233765

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация  по русскому языку "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203007"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429370995"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Причастие и причастный оборот "
    ["seo_title"] => string(32) "prichastiie-i-prichastnyi-oborot"
    ["file_id"] => string(6) "157770"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421652364"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Причастие  и деепричастия "
    ["seo_title"] => string(30) "prichastiie-i-dieieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "178045"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424769696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства