Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия
Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия
Цели:
– Дать понятие причастия, показать специфику причастия как особой формы глагола, показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; научить распознавать причастие и отличать его от прилагательного.
- Развить логическое мышление в ходе распознавания причастий, речь учеников путем обогащения ее причастиями.
- Сформировать уважительное отношение к богатству русского языка с помощью причастий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия »
Предмет: Русский язык Дата______
Класс: 7
Тема урока: «Причастие как особая форма глагола. Свойства имен прилагательных и глаголов у причастия».
Цели:
– Дать понятие причастия, показать специфику причастия как особой формы глагола, показать связь причастия с прилагательным и с глаголом; научить распознавать причастие и отличать его от прилагательного.
- Развить логическое мышление в ходе распознавания причастий, речь учеников путем обогащения ее причастиями.
- Сформировать уважительное отношение к богатству русского языка с помощью причастий.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой.
-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу.
Проверка присутствующих. Озвучивание темы и цели урока.
Актуализация ЗУН
- Сколько самостоятельных частей речи в русском зыке? Перечислите их.
- Что такое прилагательное?
- Что такое глагол? Приведите примеры
3.Изучение нового материала
- А теперь посмотрите на доску и попытайтесь определить, какими частями речи являются выделенные слова. (На доске словосочетания: в чернеющем лесу, говоривший человек, сжигаемое топливо, вогнутая линза. - Давайте выделим у этих слов суффиксы (-ющ-, - вш-, - ем-, - т-). Разве мы встречали у прилагательных такие странные суффиксы (проблемная ситуация). Вы правильно сказали, что эти слова обозначают признак, но обратите внимание, какой именно признак несут они в себе? (признак предмета по действию). Видите, какие странные слова: как прилагательные, они обозначают признак и, как глаголы – заключают в себе действие. Такие слова называются причастиями – это особые формы глагола, которые имеют признаки глагола и прилагательного.
- Когда мы изучали с вами такой тип словосочетаний как сущ+прилаг., мы говорили, что слово, от которого задается вопрос, называется… как? (главным), а слово, к которому задается вопрос, называется? (зависимым). В словосочетаниях же типа сущ.+прич. существительное называется Определяемым словом, а причастие – Определяющим: Летящие птицы
Чтение правила на стр. 22-23, 25, 28.
- А сейчас вы составите в группах таблицу, в которой отобразите, что вбирает в себя причастие от прилагательного, а что от глагола.
1 вариант 2 вариант
Признаки прилагательного
Признаки глагола
имеют те же окончания, изменяются по родам, числам и падежам согласуются с существительным в роде, числе и падеже отвечают на вопрос Какой? какая? какое?
время: настоящее (играющий ребенок), прошедшее (игравший ребенок) вид: несовершенный (бежавший ребенок), совершенный(прибежавший ребенок) возвратная форма, которая передается с помощью возвратного суффикса -ся (-сь): Разливавшаяся река способность иметь при себе зависимое существительное (опаленное ветром) или наречие (горящий ярко) особые глагольные вопросы Что делающий? что сделавший?
Переходность/непереходность: увидевший друга/идущий по дороге.
Закрепление
Письменная работа по вариантам.
1 вариант- предложения с причастиями;
2 вариант- предложения с прилагательными, определить род, число, падеж.
Перед первооткрывателями открылась чудесная картина.
На скамейке сидел дремлющий старик.
Колба быстро наполнилась летучим газом.
Летящая стая птиц повернула к лесу.
Горячее молоко надо пить небольшими глотками.
От горящего полена шло тепло.
Поляна была покрыта жёлтыми листьями берёз.
Над водой поднялась пара встревоженных уток.
Участники поездки слушали лекции на интересующие их темы.
У этой птицы оригинальный по окраске воротник.
Физкультминутка.
(Учительназывает слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол - направо, причастие - вперед, сомневаются - круговое дви-жение)