I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Эмоциональный настрой. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.
II Актуализация знаний Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | – Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу открыть для себя ещё один секрет русского языка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Только с хорошим настроением мы преодолеем все задачи, поставленные на уроке. -Сегодня на уроке русского языка вы будете пчёлами. Пчёлы живут большими и дружными семьями. Прочитайте девиз урока. Слайд 1 Чтобы пчёлкой умной стать, Нужно многое узнать. Нужно много нам трудиться Книг читать, писать, трудиться. --Что нужно делать, если хочешь получать новые знания? – Зачем нужны знания? - Начнём с повторения знаний, которые нам помогут узнать новое.
1.Чистописание Слайд 2: А знаешь ли ты? -К концу лета в каждом гнезде у пчёл начинается подготовка к зиме. Пчёлы собирают с почек деревьев тополя клей – прополис и аккуратно замазывают щели. - Итак, мы сейчас пчёлки-строители. Строим аккуратно и красиво. Слайд 3 На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп. - Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем. - Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? - Определите закономерность написания букв? -На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки. Ваши глазки сейчас внимательно смотрят за мной, а руки повторяют в воздухе. -Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке. - Проверьте с образцом. бб жж кк лл мм нн пп сс - Оцените самостоятельно свою работу в тетради. (+,-) - Сравните с образцом, найдите лучшую пару букв, обведите карандашом. -Пчёлки довольны вашей работой. 3. Актуализация знаний. Словарная работа. Игра «Заполни соты нектаром» Все вы знаете, что пчёлы приносят мёд, строят соты, запечатывают ячейки. - Давайте заполним соты нектаром Слайд 4
П.суда, с.бака, .дежда, к.рова, м.роз, кла.., ру..кий. -Сравните слова. Что заметили? -Давайте вернёмся к минутке чистописания. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? (На чистописании писали удвоенные согласные) 4. Самоопределение к деятельности - Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Давайте проверим, верно, ли мы сформулировали тему урока? Слайд 5 - Объясните значение слова «удвоенные». (Две одинаковые буквы рядом) -А вы знаете такие слова? -Посчитайте в мысленно и запишите на полях. 5. Постановка цели и задач урока. - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова Слайд 6 Познакомимся…со словами с удвоенной согласной Научимся…правильно, писать эти слова Повторим…правило переноса слов с удвоенной согласной | Проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.
Трудиться, работать самому Чтобы быть умным, образованным.
(Все согласные, строчные.) (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
Дети оценивают себя
Вставляют пропущенные буквы со словами с удвоенной согласной
(Ответы детей)
Дети формулируют тему урока Правописание слов с удвоенными согласными.
Дети записывают результат.
(Высказывание собственного мнения) | Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя. Регулятивные УУД: Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно. Регулятивные: оценивают правильность работы. Личностные: мотивация к учебной деятельности
Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов; Познавательные: постановка и решение проблемы; осуществление поиска нужной информации, высказывание в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе раннее изученного. Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать свое мнение. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: ознакомление учащихся с новым материалом. 1. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Работа по учебнику .
| - Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем, как можно больше слов. Проведём свое небольшое исследование. -Сравните звучание и написание слов: Слайд 7
Алла-Аля, Анна-Аня, Жанна-Жан -Как произносятся слова с удвоенной согласной? -Когда-то эти слова решили выделиться, только не знали, как. Ну вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго.Толъко не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. -Запишите слова. -Познакомьтесь ещё с некоторыми из них. «Шепталочка» Подготовьтесь читать вслух. Слайд 8 Элла, Нонна, ванна, класс, ссора, теннис и рассказ, пассажир, шоссе, программа, группа, касса, телеграмма.
-Во всех ли словах слышится длинный звук? -Что делать с остальными? -Поработайте в паре и сформулируйте правило правописания слов с удвоенными согласными. -Давайте проверим наш вывод. Правильно ли мы догадались? -Давайте ещё раз повторим как будем действовать: Если в слове слышится длинный согласный звук, он обозначается удвоенной согласной; правописание запоминается; если не знаешь обратись к словарю
-А какой словарь нам может в этом помочь? Работа со словарём: -Найдите слова с удвоенными согласными. -С каким из этих слов мы не знакомы? Слайд 9 суббота -Кто знает лексическое значение этого слова? -Придумайте однокоренные слова к слову суббота. Выделите корень .Выполните фонетический анализ этого слова. Суббота – 3сл.,7 б.,6зв., -Почему букв больше?
| Дети сравнивают слова
Согласный звук звучит долго
Дети читают шёпотом, а затем вслух.
Дети проверяют вывод по учебнику
Если в слове слышится длинный согласный звук, он обозначается удвоенной согласной; правописание запоминается; если не знаешь обратись к словарю
Орфографический с.136
Класс. Россия, русский, субботник
Шестой день недели, между пятницей и воскресеньем. - Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами |
Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Регулятивные: работа в соответствии с планом урока |
V. Закрепление знаний и способов действий. Цель: закрепить навыки правильного письма и переноса слов с удвоенными согласными.
Физкультминутка. Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся | - Живёт пчела 1 месяц. Но за этот месяц она делает разную работу очень аккуратно и исправно. И вы сейчас будете исправно делать работу – запасы новых слов на будущее. 1) Работа в группах: игра “Собери слова”(Приложение1) -Составьте из слогов слова. -Как перенести слова с удвоенной согласной? Пчелки приготовили для вас свое правило: Слайд 10 Эти буквы близнецы Удалые молодцы. Ты одной закончи строчку А с другой её начни. 2) Игра " Фотограф ". Выборочный диктант. -Предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква. На экране: Слайд 11
ФИЛИПП ИГРАЕТВХОККЕЙ. ПАССАЖИРЫВЫШЛИНАПЕРРОН. АЛЛАСОБРАЛАКОЛЛЕКЦИЮМАРОК
-Обозначьте удвоенные согласные, проверьте написанное, обменяйтесь тетрадками, если есть ошибки, исправьте, поставьте на полях отметки. - Теперь проверим написанное вместе. На экране: ФИЛИПП ХОККЕЙ АЛЛА КОЛЛЕКЦИЯ ПАССАЖИРЫ ПЕРРОН - Молодцы, а теперь вертикальной чертой обозначим перенос этих слов. Работа в группах: 3)Упражнение в написании слов с удвоенными согласными (Приложение 2) Вам предстоит заменить словосочетания, одним словом. Помните, что в слове должна быть удвоенная согласная. 1 группа: Ремни, веревки для управления лошадью - Состояние взаимной вражды - Искусственный водоём – Дорога с твердым покрытием- 2 группа: Руководитель театральной постановки - Острое вирусное заболевание - Результат сложения – Мужское имя - 3 группа: Спортивный бег - Вид городского транспорта - Товарищ по работе – Популярная игра на льду- 4 группа: Единица измерения массы (веса) - Емкость для купания и мытья - Один из видов игры в мяч – Выходной день 5 группа: Рисунок в книге или в журнале - Помещение в школе – Сквозной проезд, прорытый под землей – Укротитель хищных животных 6 группа: Систематизированное собрание каких-либо предметов- На вокзале есть всегда К нему приходят поезда – Дорожка в парке – Мужское имя- 7 группа (7 вид): Дорога с твердым покрытием – Женские имена – Результат сложения – -Оцените себя. Слайд 12 4) Дифференцированная работа по карточкам (Приложение 3) Уровень 1: Спишите, подчеркните удвоенные согласные. Запомните, как пишутся слова. Поставьте ударение: Жужжит, касса, сумма, жжет, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма. Уровень 2: Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомните написание этих слов. Разделите их для переноса: В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок, Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг всегда группа ребят. Кирилл ходит в бассейн, а ещё он хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Оля увлекается музыкой. Гаммы, аккорды, мелодии – это её мир. А Вова увлекается вкусными булочками. У него всегда отличный аппетит! Уровень 3: Прочитайте списки обучающихся вторых классов. Выделите те имена, фамилии и отчества детей, в которых встречаются удвоенные согласные. Данные занесите в таблицу. Подготовьтесь к выступлению. Удвоенные согласные в именах, фамилиях и отчествах обучающихся 1-4 классов: Класс | Имя | Фамилия | Отчество | 1а | | | | 1б | | | | 1в | | | | 2а | | | | 2б | | | | 3а | | | | 3б | | | | 4а | | | | 4б | | | | Слайд 14 А знаете ли вы? Удвоенные согласные встречаются в: Именах собственных: Алла, Анна, Римма Заимственных словах: теннис, терраса Исконно русские слова: Россия, жжет, дрожжи
|
(Работа в группах, защита проделанной работы перед одноклассниками)
Дети выискивают слова с удвоенной согласной
(Самопроверка) Оценка работы
(Работа в группах, защита проделанной работы перед одноклассниками)
Оценка своей работы + -
Дети списывают слова
Дети выписывают слова
Дети проводят исследование ФИО учащихся 2-х классов
отчет о проделанной работе
Дети знакомятся с рубрикой | Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать других. Личностные: мотивация в игровой деятельности.
Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы Коммуникативная: умение работать в группе
Коммуникативные: уметь работать в группе Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою работу Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы
|
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | -Ну что, ребята, давайте подведем итоги. -Какая тема урока? -Какие цели ставили? Слайд 15 -Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Оказывается, … Сегодня на уроке я научился… Слайд 16 А знаете ли вы? При интенсивной работе пчелиная семья может за 1 день собрать 10-12 кг нектара. А после переработки получилось 5 кг мёда. -Оцените и вы себя. -Закройте глазки и посчитайте, сколько новых слов за урок вы сегодня узнали? -Запишите на полях. Сравните с первой, что была в начале урока. -У кого она стала больше? Поднимите руку.
| Работа с учителем, высказывание собственного мнения.
Оценка результатов своей работы | Регулятивные: уметь высказывать своё мнение. Коммуникативные: умение слушать товарищей, работать с учителем.
Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |