kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»»


МОАУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением русского языка и математики №68»

г. Оренбург






Конспект урока по литературе

«Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»






Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Канищева Ксения Юрьевна












2019 г.




Тема: Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина

Цель урока: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Задачи урока:

обучающие:

- формировать навыки правильного, выразительного, беглого,

сознательного чтения;

воспитывающие:

-воспитывать самостоятельность;

-творческую активность; – эстетическое восприятие произведений искусства;

-воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке; развивающие:

-развивать внимание, воображение, наблюдательность, творческие способности.

Оборудование урока:

  • Презентация (иллюстрации сказок А.С.Пушкина, портреты)

  • Музыка (фрагмент сказки)

  • Выставка книг со сказками поэта

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин.)

2.Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Постановка цели и темы урока. (музыка – песня « Приходи сказка» )

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.

- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

Сегодня мы отравляемся в удивительное путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

- Почему люди разного возраста любят его произведения? (учат добру, высмеивают жадность, глупость и т.д.)

- Каким было его детство, мы узнаем из рассказа ученика.

Ученик: А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал по - французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Учитель: Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о дружбе, о природе, о любви. В годы ссылки в Михайловском, Пушкин сроднился с няней.

Представьте себе: старый дом. зимний вечер, за окном валит снег, поет в трубе ветер. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использует при создании своих сказок.

Пушкин писал своему брату Льву: «...вечером слушаю сказки - и
вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

3. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане». (5 мин.)

- Отрывок из какой сказки А.С. Пушкина вы сейчас увидели? («Сказка о царе Салтане»)

Эта сказка хорошо известна детям с раннего возраста, но не каждый из вас знает, что известный русский композитор Н.А. Римский - Корсаков написал оперу по мотивам этой сказки. Обратите внимание на звучание музыкальных инструментов.

- Вспомните, о каких трёх чудесах говорилось в этой сказке?
(Белочка. 33 богатыря, царевна Лебедь)

4. Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» (7 мин.)

Первое чудо - белочка.

Ученик: Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет.

При честном, при всем народе

«Во саду ли, в огороде».


Учитель: Ее «присвистывает» самый высокий инструмент оркестра - флейта. Все ярче, все затейливее звучит песенка.

Второе чудо - 33 богатыря.

Ученик: Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И останется на бреге

В чешуе, как жарь горя.

33 богатыря

Учитель: В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

Третье чудо - прекрасная царевна Лебедь.

Ученик: Там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама -то величава,

Выступает будто пава

Сладку речь -то говорит.

Будто реченька журчит.

Учитель: Музыка рисует чудесное превращение лебедь - птицы в красавицу царевну. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый «человеческий» голос струнных инструментов. Радостное звучание труб словно предвещает счастливый конец сказки.


5. Физминутка. (2 мин.)

Учитель: Давайте попробуем под музыку, с помощью рук изобразить движение волн, ветра.

(звучит отрывок uз оперы Н.А. Римского - Корсакова)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет...

(- дети под музыку раскачивают руками из стороны в сторону, изображая ветер.

- дети выполняют плавные движениями руками, изображая волны)

Мы прослушали, как композитор выражает свои чувства к прочитанному при помощи музыки. А сейчас послушаем отрывок из сказки А.С. Пушкина в исполнении известных актеров театра и кино. Особое внимание обратите на интонацию, постановку логического ударения, выразительность чтения.

6. Прослушивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»(аудиозапись)(4_мин.)
Отрывок из какой сказки мы сейчас прослушали? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

К нашему уроку - путешествию многие из вас подготовили отрывки из
сказок А.С. Пушкина.

Объявляется конкурс на звание лучшего чтеца.

7. Конкурс стихов. (8 мин.)

Чтение стихов детьми, выставление оценок.

Если мы возьмем в руки книгу сказок А.С. Пушкина, то на ее страницах мы увидим много ярких, красивых иллюстраций. Одна из них на доске (Врубель М.А. «Царевна - лебедь»). Ребята нашего класса тоже подготовили к уроку рисунки, где изобразили своих любимых героев, наиболее понравившиеся сцены из сказок и сегодня мы награждаем лучшие работы.

8. Награждение участников выставки рисунков (2 мин.)

9.Викторина по сказкам. (5 мин)

Продолжим наше путешествие в мир сказок А.С. Пушкина.
Обобщим знания и проведем викторину по сказкам А.С.Пушкина

1. Где жили старик со старухой?- У моря.

2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.

4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.

5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.

6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.

7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.

8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.

10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.

11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.

12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.

13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.

14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? – Медведь.

15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.

16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.

17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.

18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.

19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.

20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.

Молодцы! Вы правильно ответили на все мои вопросы.

9.Рефлексия (1 мин)

  • Что особенно понравилось на уроке?

  • Какое настроение у вас в конце урока?

  • Кому было интересно на уроке- подтвердите личиками на ваших смайлик

Наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина подошло к концу. Сказки великого русского поэта - наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще раз перечитать эти сказки, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что - то новое и интересное.

10. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Выставление оценок.

11. Обзор выставки книг А.С. Пушкина. (2 мин.)

12. Задание на дом. (1 мин.)

Найти в библиотеке понравившуюся сказку А.С. Пушкина, прочитать её.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»

Автор: Канищева Ксения Юрьевна

Дата: 06.11.2019

Номер свидетельства: 525905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для внеклассной работы "Прекрасный мир сказок А. С. Пушкина""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiadliavnieklassnoirabotypriekrasnyimirskazokaspushkina"
    ["file_id"] => string(6) "305559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457961334"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина"
    ["seo_title"] => string(39) "ighra_viktorina_po_skazkam_a_s_pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "376079"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483737499"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Игра – викторин ‹‹Мир сказок››"
    ["seo_title"] => string(25) "ighra_viktorin_mir_skazok"
    ["file_id"] => string(6) "442779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512638596"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок внеклассного чтения. Тема: «В мире сказок» 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-v-mirie-skazok-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379591"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(80) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства