kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока «Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»»


МОАУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением русского языка и математики №68»

г. Оренбург






Конспект урока по литературе

«Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»






Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Канищева Ксения Юрьевна












2019 г.




Тема: Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина

Цель урока: знакомство с творчеством русского классика А.С. Пушкина.

Задачи урока:

обучающие:

- формировать навыки правильного, выразительного, беглого,

сознательного чтения;

воспитывающие:

-воспитывать самостоятельность;

-творческую активность; – эстетическое восприятие произведений искусства;

-воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке; развивающие:

-развивать внимание, воображение, наблюдательность, творческие способности.

Оборудование урока:

  • Презентация (иллюстрации сказок А.С.Пушкина, портреты)

  • Музыка (фрагмент сказки)

  • Выставка книг со сказками поэта

Ход урока:

1. Организационный момент. (1 мин.)

2.Актуализация опорных знаний. (5 мин)

Постановка цели и темы урока. (музыка – песня « Приходи сказка» )

-Кто зовёт нас в гости?

-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?

- Вы любите сказки?

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.

- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

Сегодня мы отравляемся в удивительное путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

- Почему люди разного возраста любят его произведения? (учат добру, высмеивают жадность, глупость и т.д.)

- Каким было его детство, мы узнаем из рассказа ученика.

Ученик: А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.

Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал по - французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Учитель: Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о дружбе, о природе, о любви. В годы ссылки в Михайловском, Пушкин сроднился с няней.

Представьте себе: старый дом. зимний вечер, за окном валит снег, поет в трубе ветер. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использует при создании своих сказок.

Пушкин писал своему брату Льву: «...вечером слушаю сказки - и
вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

3. Инсценировка отрывка из «Сказки о царе Салтане». (5 мин.)

- Отрывок из какой сказки А.С. Пушкина вы сейчас увидели? («Сказка о царе Салтане»)

Эта сказка хорошо известна детям с раннего возраста, но не каждый из вас знает, что известный русский композитор Н.А. Римский - Корсаков написал оперу по мотивам этой сказки. Обратите внимание на звучание музыкальных инструментов.

- Вспомните, о каких трёх чудесах говорилось в этой сказке?
(Белочка. 33 богатыря, царевна Лебедь)

4. Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» (7 мин.)

Первое чудо - белочка.

Ученик: Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает.

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет.

При честном, при всем народе

«Во саду ли, в огороде».


Учитель: Ее «присвистывает» самый высокий инструмент оркестра - флейта. Все ярче, все затейливее звучит песенка.

Второе чудо - 33 богатыря.

Ученик: Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И останется на бреге

В чешуе, как жарь горя.

33 богатыря

Учитель: В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

Третье чудо - прекрасная царевна Лебедь.

Ученик: Там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама -то величава,

Выступает будто пава

Сладку речь -то говорит.

Будто реченька журчит.

Учитель: Музыка рисует чудесное превращение лебедь - птицы в красавицу царевну. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый «человеческий» голос струнных инструментов. Радостное звучание труб словно предвещает счастливый конец сказки.


5. Физминутка. (2 мин.)

Учитель: Давайте попробуем под музыку, с помощью рук изобразить движение волн, ветра.

(звучит отрывок uз оперы Н.А. Римского - Корсакова)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет...

(- дети под музыку раскачивают руками из стороны в сторону, изображая ветер.

- дети выполняют плавные движениями руками, изображая волны)

Мы прослушали, как композитор выражает свои чувства к прочитанному при помощи музыки. А сейчас послушаем отрывок из сказки А.С. Пушкина в исполнении известных актеров театра и кино. Особое внимание обратите на интонацию, постановку логического ударения, выразительность чтения.

6. Прослушивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»(аудиозапись)(4_мин.)
Отрывок из какой сказки мы сейчас прослушали? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

К нашему уроку - путешествию многие из вас подготовили отрывки из
сказок А.С. Пушкина.

Объявляется конкурс на звание лучшего чтеца.

7. Конкурс стихов. (8 мин.)

Чтение стихов детьми, выставление оценок.

Если мы возьмем в руки книгу сказок А.С. Пушкина, то на ее страницах мы увидим много ярких, красивых иллюстраций. Одна из них на доске (Врубель М.А. «Царевна - лебедь»). Ребята нашего класса тоже подготовили к уроку рисунки, где изобразили своих любимых героев, наиболее понравившиеся сцены из сказок и сегодня мы награждаем лучшие работы.

8. Награждение участников выставки рисунков (2 мин.)

9.Викторина по сказкам. (5 мин)

Продолжим наше путешествие в мир сказок А.С. Пушкина.
Обобщим знания и проведем викторину по сказкам А.С.Пушкина

1. Где жили старик со старухой?- У моря.

2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.

4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.

5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.

6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.

7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.

8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.

10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.

11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.

12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.

13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.

14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? – Медведь.

15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.

16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.

17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.

18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.

19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.

20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.

Молодцы! Вы правильно ответили на все мои вопросы.

9.Рефлексия (1 мин)

  • Что особенно понравилось на уроке?

  • Какое настроение у вас в конце урока?

  • Кому было интересно на уроке- подтвердите личиками на ваших смайлик

Наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина подошло к концу. Сказки великого русского поэта - наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще раз перечитать эти сказки, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что - то новое и интересное.

10. Подведение итогов урока. (2 мин.)

Выставление оценок.

11. Обзор выставки книг А.С. Пушкина. (2 мин.)

12. Задание на дом. (1 мин.)

Найти в библиотеке понравившуюся сказку А.С. Пушкина, прочитать её.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Прекрасный мир сказок А.С. Пушкина»

Автор: Канищева Ксения Юрьевна

Дата: 06.11.2019

Номер свидетельства: 525905

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Презентация для внеклассной работы "Прекрасный мир сказок А. С. Пушкина""
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiadliavnieklassnoirabotypriekrasnyimirskazokaspushkina"
    ["file_id"] => string(6) "305559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457961334"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина"
    ["seo_title"] => string(39) "ighra_viktorina_po_skazkam_a_s_pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "376079"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483737499"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Игра – викторин ‹‹Мир сказок››"
    ["seo_title"] => string(25) "ighra_viktorin_mir_skazok"
    ["file_id"] => string(6) "442779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1512638596"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Открытый урок внеклассного чтения. Тема: «В мире сказок» 3 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-vnieklassnogho-chtieniia-tiema-v-mirie-skazok-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100400"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402379591"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(80) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства