Постановка цели и темы урока. (музыка – песня « Приходи сказка» )
-Кто зовёт нас в гости?
-Кто догадался, чему будет посвящён наш урок?
- Вы любите сказки?
- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)
- Правильно, ребята. А еще сказки бывают народные и литературные.
- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)
Сегодня мы отравляемся в удивительное путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
- Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
- Почему люди разного возраста любят его произведения? (учат добру, высмеивают жадность, глупость и т.д.)
- Каким было его детство, мы узнаем из рассказа ученика.
Ученик: А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве.
Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал по - французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Учитель: Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о дружбе, о природе, о любви. В годы ссылки в Михайловском, Пушкин сроднился с няней.
Представьте себе: старый дом. зимний вечер, за окном валит снег, поет в трубе ветер. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использует при создании своих сказок.
Пушкин писал своему брату Льву: «...вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
3. Инсценировка отрывкаиз «Сказки о царе Салтане». (5 мин.)
- Отрывок из какой сказки А.С. Пушкина вы сейчас увидели? («Сказка о царе Салтане»)
Эта сказка хорошо известна детям с раннего возраста, но не каждый из вас знает, что известный русский композитор Н.А. Римский - Корсаков написал оперу по мотивам этой сказки. Обратите внимание на звучание музыкальных инструментов.
- Вспомните, о каких трёх чудесах говорилось в этой сказке? (Белочка. 33 богатыря, царевна Лебедь)
4. Прослушивание отрывка из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»(7 мин.)
Первое чудо - белочка.
Ученик: Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет.
При честном, при всем народе
«Во саду ли, в огороде».
Учитель: Ее «присвистывает» самый высокий инструмент оркестра - флейта. Все ярче, все затейливее звучит песенка.
Второе чудо - 33 богатыря.
Ученик: Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останется на бреге
В чешуе, как жарь горя.
33 богатыря
Учитель: В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипенье морского прибоя, и на на его фоне появляется чеканный богатырский марш.
Третье чудо - прекрасная царевна Лебедь.
Ученик:Там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама -то величава,
Выступает будто пава
Сладку речь -то говорит.
Будто реченька журчит.
Учитель: Музыка рисует чудесное превращение лебедь - птицы в красавицу царевну. Льется чарующей красоты мелодия, ее поет теплый «человеческий» голос струнных инструментов. Радостное звучание труб словно предвещает счастливый конец сказки.
5. Физминутка. (2 мин.)
Учитель: Давайте попробуем под музыку, с помощью рук изобразить движение волн, ветра.
(звучит отрывок uз оперы Н.А. Римского - Корсакова)
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет...
(- дети под музыку раскачивают руками из стороны в сторону, изображая ветер.
- дети выполняют плавные движениями руками, изображая волны)
Мы прослушали, как композитор выражает свои чувства к прочитанному при помощи музыки. А сейчас послушаем отрывок из сказки А.С. Пушкина в исполнении известных актеров театра и кино. Особое внимание обратите на интонацию, постановку логического ударения, выразительность чтения.
6. Прослушивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»(аудиозапись)(4_мин.) Отрывок из какой сказки мы сейчас прослушали? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
К нашему уроку - путешествию многие из вас подготовили отрывки из сказок А.С. Пушкина.
Объявляется конкурс на звание лучшего чтеца.
7. Конкурс стихов. (8 мин.)
Чтение стихов детьми, выставление оценок.
Если мы возьмем в руки книгу сказок А.С. Пушкина, то на ее страницах мы увидим много ярких, красивых иллюстраций. Одна из них на доске (Врубель М.А. «Царевна - лебедь»). Ребята нашего класса тоже подготовили к уроку рисунки, где изобразили своих любимых героев, наиболее понравившиеся сцены из сказок и сегодня мы награждаем лучшие работы.
8. Награждение участников выставки рисунков (2 мин.)
9.Викторина по сказкам. (5 мин)
Продолжим наше путешествие в мир сказок А.С. Пушкина. Обобщим знания и проведем викторину по сказкам А.С.Пушкина
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.
8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.
10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.
11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.
12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.
14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? – Медведь.
15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.
16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.
18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.
19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.
Молодцы! Вы правильно ответили на все мои вопросы.
9.Рефлексия (1 мин)
Что особенно понравилось на уроке?
Какое настроение у вас в конце урока?
Кому было интересно на уроке- подтвердите личиками на ваших смайлик
Наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина подошло к концу. Сказки великого русского поэта - наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Надеюсь, вам захочется еще раз перечитать эти сказки, быть похожими на положительных героев и каждый раз открывать для себя что - то новое и интересное.
10. Подведение итогов урока. (2 мин.)
Выставление оценок.
11. Обзор выставки книг А.С. Пушкина. (2 мин.)
12. Задание на дом. (1 мин.)
Найти в библиотеке понравившуюся сказку А.С. Пушкина, прочитать её.