Организация начала занятия Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания) Физкультминутка Первичное закрепление Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности Задание на дом | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи регулятивные: оценка результатов работы. коммуникативные: управление поведением партнера познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация. коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Учитель: - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить? (чтение стихотворения «Кабутта») У Оли в тетрадке Опять непорядки. Писала два утра, Писала три утра, Я вижу – написано Слово «кабутта»… Может, это зверюшка из леса, Не простая – в сапожки обута? Или, может, Кабутта – Это город на синем просторе? Есть же город Одесса, Там, где синее Черное море… Но мама пришла, А за нею сестра. Встречаю с тетрадкой сестру у дверей: - Волшебное слово в тетрадке твоей! Но мама подходит И смотрит с улыбкой: - ведь это «как будто», но только с ошибкой. – так вот что такое Кабутта, Кабутта, Ведь это простое «Как будто», «как будто». Н. Слепакова - Почему Олю не поняли? - Важно ли быть грамотным? 1.Творческий орфографический диктант (работа в группах) ***Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»: сумка из холста (холщовая сумка), платье из парчи*** (парчовое платье), компот из груш (грушевый компот), обувь из замши*** (замшевая обувь), цвет апельсина (апельсиновый цвет). - Каково лексическое значение слов ПАРЧА, ЗАМША? - Обратите внимание на правильное произношение слова ГРУШЕВЫЙ. От ударения зависит выбор гласной в суффиксе прилагательного. () 2. Работа с текстом. 1) Прочитайте название текста. («Серебряная сказка») Определите по названию тему текста. О чем пойдет речь в тексте? Я вам помогу (чтение учителем стихотворений, подсказывающих тему текста) *** Снег падает, мелькает, вьется, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. *** Ты посмотри – какая красота! Вечерний снег мелькает еле-еле. Поляна лунным светом залита Вокруг немой заиндевелой ели. 2) Выразительно прочитаем текст «Серебряная сказка» вслух , подумаем над темой и идеей текста. (Текст см. в приложении №1) - Подтвердились ваши гипотезы* ? О чем этот текст? Какова основная мысль? К какому стилю и типу речи мы отнесем этот текст? Какие языковые средства присутствуют в нем? - Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах. Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова - на доске): лунный – луна звериный – зверь стеклянные – стекло серебряный – серебро утренний - утро - Внимательно посмотрите на данные слова. Произнесите их вслух. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема? - Посмотрим, от чего образованы эти прилагательные. Докажем это. Какие же суффиксы образовали эти слова? - Правописание суффиксов с Н и НН складывалось на протяжении многих веков и соответствует произношению: на месте НН произносится долгий звук, на месте Н - обычный (не долгий) согласный. Обратимся к фонетике: сонным /соным/, звериный /звириный/ - Как же решить вопрос о выборе Н или НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных? Итак, читаем правило в учебнике и внимательно рассматриваем примеры на доске. (См. приложение №2) - А все ли слова подчиняются данному правилу? Обратите внимание на доску (на листке – слова, в которых пишется одна Н ) - Обратимся к листочкам на ваших столах и рассмотрим алгоритм работы с правилом. (См. приложение №3) «Леопольд на прогулке» (презентация Power Point) А)От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах: мужество - …; туман - … дерево - …; революция - …; кожа - …; серебро - …; лебедь - … - Каково лексическое значение слова «ЛЕБЕДЬ»? Обратимся к толковому словарю. - К какому роду относится это слово? (м. р. – чудесный лебедь) - А вот в поэзии и фольклоре это слово употребляется в женском роде: Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – по верх текучих вод Лебедь белая плывет… А. С. Пушкин - (Звучит отрывок из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро». На его фоне звучат слова.) Чудесная сила слов ЛЕБЕЛЬ, ЛЕБЕДИНАЯ не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. Вы слышите божественную музыку из произведения П. И. Чайковского «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО») - (На доске - репродукции картин М. Врубеля «ЛЕБЕДЬ» и «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ»). Посмотрите на прекрасное изображение этой птицы на репродукциях М.Врубеля.(См. приложение №4) Б) Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, та и на краткие формы. - Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных: длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длинно; румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно; единый – коллектив един, Россия едина, общество едино. - Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме). - Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный) - Составьте словосочетания «прил. +сущ.»: величество (природа), былина (размах), стекло (фигурка), барабан (дробь), ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель) Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника. - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? - Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные? - Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: - Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями); - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»; | Включение в работу, самоопределение Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык. Обучающиеся работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске. Обращение к толковому словарю во время работы Орфоэпическая характеристика во время образования слова Рассуждения учащихся Читает один ученик Толкование слова «гипотеза». Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы. Графическая работа со словами Выполняется словообразовательный разбор прилагательных Фонетическое рассмотрение слов Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике Самостоятельная работа с алгоритмом, комментарии. Работа со словами, расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству. Прослушивание отрывка из балета, приобщение к миру искусства. Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Лексическая работа. Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль. Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации. |